Эмоциональное выгорание - последний пример и личное

Feb 19, 2015 18:14



Вот он - четкий, изумительный пример. Тот, который нужен многим, чтобы понять, что их проблемы не уникальны, а выход есть всегда.

Впервые о наличии проблем с бизнесе я услышала от этого человека еще в марте 2014-го. И звучало это как-то так, несерьезно и весело,- дескать, ха-ха-ха, задолбался и не понимаю, куда идти, ну это все ерунда, все хорошо, прекрасная маркиза. Но такой ответ на свой стандартный вопрос на встрече "Как дела в бизнесе?" я от него получила впервые. До того было типичное мужское "все хорошо, работаем". В тот день попытки углубиться в тему были сразу же захихиканы - дескать, все на самом деле хорошо, это я так, устал.

К маю "усталость" стала заметна уже на нашей линии фронта - в бухгалтерии. Неплатежи выросли, Клиенты начали исчезать, а финансовый результат - съеживаться. Я написала письмо, через 3 недели (!) мы встретились, обсудили, почему результаты падают на растущем рынке, и Клиент показал уже довольно продвинутую картину эмоционального выгорания. Все мои советы, примеры из личного опыта, были восприняты с благодарностью и задвинуты в дальний угол со стандартной отмазкой "это не про меня, в моем бизнесе такое невозможно" (там и правда жесткий B2B - с нашим бизнесом, конечно, не сравнить (с нами только 20 лет рудников сравнить можно :)). В общем, "я потерплю, и все пройдет".


Потерпел. Попытался работать больше, лучше, дальше и сильнее (что в таком состоянии смерти подобно). И вот он, уже в августе случился кризис. Самый настоящий. У конкретного человека. И это было видно на расстоянии, это кричало из каждого e-mail-а, не увидеть этого было невозможно, и это был уже тот этап выгорания, когда сам человек ментально отворачивается к стене и говорит "я сделал, все, что мог; я живой человек, я тоже хочу быть слабым". Человек и в этом состоянии, на чистом "я должен" продолжал ползать на работу и делать то, что делал и до того, пытаясь получить качественно новый результат.

С этого момента и до октября наше общение было уже сплошным потоком самого настоящего, простите за грубое слово, нытья. И если друзей, сотрудников, Клиентов и поставщиков это нытье отталкивает (уж поверьте мне, потерявшей двух очень хороших "друзей" после первой же встречи в таком стиле "у меня все плохо в бизнесе"), то я четко понимала, что это симптом.

В ноябре, достигнув дна, которое означало убыток в четыреста (а в самый плохой месяц - ноябрь - в полтора миллиона) рублей в месяц и полное непонимание, как жить дальше, человек, наконец, принял тот факт, что не справляется. Что пусть это "стыдно", что пусть он "расклеился как баба", но надо принять помощь.

Полтора месяца настоящего ада лично у меня :) Муж не даст соврать - начав бодро помогать, уже к концу декабря я была выжата, как лимон, и вздрагивала от смс-ок, потому что градус кошмара, в который себя загнал этот человек, зашкаливал. Неуверенность, боязнь сделать шаг, ненависть к собственному делу, отсутствие видения перспектив - в начале пути - к 30-му декабря (да, я хорошо запомнила этот день) превратились в холодную трезвую голову и четкое понимание плана на следующие полгода. Тогда Клиент позвонил мне, поздравил с наступающим Новым Годом, и высказал все, что думал. :) Было, кстати, очень приятно.

И вот сегодня, 19 февраля, мы подводим промежуточные итоги. Нет, Клиент не подписал сегодня какой-то особо крупный контракт. Просто он только что написал мне коротко, смс-кой:

- Таня, как же я люблю свою работу! Как я мог ТАК относиться к СВОЕМУ детищу??? Что было у меня в голове?

Смс-кой, а не звонком с нытьем, как всего несколько месяцев назад, потому что НЕКОГДА, понимаете фокус? :) В хорошем смысле этого слова.

Сегодня, в разгар общего кризиса, обороты у этой компании вернулись на уровень, который у них был до персонального кризиса собственника и управляющего. Конкуренты падают - они растут. Что же случилось? Чудо? Волшебная таблетка в виде чудо-управляющего, который придет и все (приберет к рукам) порешает? Нет. Они просто перестали профакивать лиды и возможности, которые и раньше сами шли к ним в руки. Они просто превратили все мои, а потом и директора "а почему бы не..." в контракты.

И в качестве заключения [я сюда вернулась с нижней строчки - и это нифига не заключение, простите :)]. Есть две вещи про меня, услышав о которых люди смотрят на меня ТАК, как будто я только что созналась в поедании металла.

Первая - что я интроверт. Потому что да, ни за что не скажешь. Но я уже доросла до того уровня понимания этой особенности, когда "оказывается", что это хорошо, а не плохо. :)

И вторая - я дважды за 10 лет, в течение которых занималась собственным бизнесом, переживала полное эмоциональное выгорание. Не "ой, задолбалась, пойду полежу", а со всеми остановками и уровнями. И да, это мало кто заметил, что стоило мне в конечном итоге пары уровней ниже дна, потому что режим "не показывать" и "тянуть, во что бы то ни стало" - он очень энергоемкий. Но это вопрос личных возможностей и особенностей (не всегда хороших) воспитания. И я абсолютно убеждена, что профессионалы, прошедшие через это и сумевшие самого себя (а это самое сложное, это непередаваемо тяжело) вытащить за волосы из этой трясины, способны перевернуть мир. Таких надо ловить и больше никогда от себя не отпускать, так что все эти "стыдно признаться" - чушь редкая.

И я это говорю не чтобы похвастаться или вывалить "сенсацию" о себе. Я просто умею читать между строк. И вижу, что для многих из вас это актуально. И поэтому пишу простые вещи:



1. Это случается со всеми, кто работает. Не порабатывает, не получает, а идет к какой-то своей большой цели и работает по-настоящему. Рано или поздно все там будем, и не по разу. И это нормально, логично, объяснимо и непредотвратимо. Отсрочить можно, перепрыгнуть - нет.

2. Сложно сказать, кто этому больше подвержен,- мужчины или женщины, но одно можно сказать точно - женщины переживают эти кризисы тяжелее и они у них развиваются гораздо быстрее. Отдельная сложность для женщин - муж тут не поможет. Даже самый лучший, как у меня. Мужчины вообще по-другому видят мир, у них другие болевые точки, другой уровень эмоционального интеллекта. Они помогут и поддержат, возьмут на себя бОльшую часть нагрузки, они будут готовы рыть землю носом, чтобы вам помочь, но вам это не будет помогать. Не тратьте силы и энергию на то, чтобы получить помощь от них. Это не работает.

3. Очень важно не упустить момент, когда усталость и упаднические настроения станут не результатом конкретных событий, а просто ровным фоном в жизни. В какой-то момент вы сами уже не будете понимать, что вам нужна помощь, и сил на то, чтобы ее попросить уже не будет. Мне это напоминает историю про то, как реально тонут люди,- они просто не могут попросить о помощи, они тонут, а вокруг все хохочут и наслаждаются жизнью. Обращайтесь за помощью. Здесь, как и с классической депрессией, работает правило - лучше раньше, чем позже.

4. Сейчас вам кажется, что надо просто бросить все и уехать на пару месяцев, чтобы передохнуть, оглядеться и принять решение, куда идти дальше. Это кажется идеальным решением, но это не поможет. Поверьте, у меня много примеров перед глазами. Когда вы вернетесь из идеального мира в неидеальный, вас накроет такими волнами цунами, что то, что было до, покажется раем. И этот мой совет не значит, что отдыхать не надо.

5. Вам кажется, что это навсегда. Но я вам говорю - если бороться, это пройдет, и вы будете вспоминать этот период болезненных уроков в своей жизни с огромной благодарностью.

Клиенты, личное, бизнес, собственный бизнес, психология бизнеса, люди и судьбы

Previous post Next post
Up