В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина с 21 декабря 2010 по 20 февраля 2011 года проходит выставка «Сотканный мир египетских христиан». Здесь впервые представлены памятники из коллекции коптских тканей III-XII веков, поступивших в музей в послевоенном 1946 году. Экспонаты происходят из собраний Государственных музеев Берлина и Музея прикладного искусства в Лейпциге. Также в экспозицию вошло несколько памятников из других коллекций, принадлежащих ГМИИ.
Сотрудники Отдела реставрации музея совместно со специалистами НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва семь лет изучали и реставрировали коллекцию. И вот, долгожданная встреча с древними тканями состоялась. Обычно выставку в музее сопровождает каталог. Здесь произошло обратное: экспозиция является живой иллюстрацией и приурочена к выходу в свет альбома-каталога. Автор уникального издания и куратор выставки - научный сотрудник Отдела Древнего Востока ГМИИ Ольга Лечицкая (слева). На открытии выступает научный сотрудник НИИ им. Д. С. Лихачева Ольга Орфимская:
Аудиозапись выступления Ольги Орфимской.
Видео - фрагмент выступления Ольги Лечицкой.
Первым в зале нас встречает по-домашнему близкий экспонат.
1. Деревянная кукла в тканой тунике с капюшоном. Ахмим. VII-IX вв.
То ли это просто детская игрушка, то ли ритуальный предмет. Скорее всего, и то, и другое. Черты лица фигурки характерны для коптской скульптуры и легко узнаваемы в ткацких изображениях. И как будто с укоризной смотрят мимо нас эти совсем не кукольные большие глаза, и крепко сжаты маленькие губки.
Ткачество коптов - одна из интереснейших страниц истории ручного ткачества. Коптами называли потомков древних египтян арабы, завоевавшие Египет в VII веке. Они образовали это слово от греческого названия египтян «айгиптос» - «кубт» или «кобт». С ХVII века название «копты» утвердилось в науке за египтянами-христианами.
Ткани происходят из коптских погребений в Ахмиме, Фаюме, Абаде и других мест. Текстиль сохранился благодаря сухому, жаркому климату, песчаной почве и отсутствию воздуха и света. Это были завесы для культовых и жилых помещений, покрывала, туники, плащи из ворсовой ткани, наволочки, платки. Но собирателям чаще доставались лишь их фрагменты, так как узорные вставки вырезали из тканей для продажи. Десятки тысяч находок, датируемых II-ХII веками, вошли в собрания музеев всего мира.
2. Фрагменты клавов. Слева: с всадником-охотником в парадном костюме, вооруженного луком и мечом, внизу лев. VII-IX вв. Лён, шерсть.
Справа: с всадниками-охотниками и дикими животными, между ними кресты-анхи; по краям бордюры с цветочными гирляндами. Некрополь Дронка близ Асьюта. VIII-IX вв. Лён, шерсть
Цветные тканые миниатюры украшали льняные туники и плащи коптов, составляя простую и изящную композицию. Обычно вставки делали спереди и сзади по горловине, на подоле и рукавах. На плечах и подоле они были круглыми или квадратными. Длинные полосы «клавы» шли от плеч до подола. Короткие клавы заканчивались на талии узкой полоской с подвесками на конце. На маленькой тунике куклы мы видим полный набор вставок: по горловине, короткие клавы, квадраты спереди и полосу внизу.
3. Расположение декоративных вставок на одежде, шалях, ковриках и покрывалах коптов. Справа внизу: Изображение туники в росписи гробницы Феодосии в Антиное. VI в.
4. Листы из альбома фотореконструкций туник и других изделий
5. Реконструкция туники и фрагмент вставки клава с круглым медальоном. На клавах представлены женские фигуры в парадном одеянии (святые ?) стилизованные изображения животных и древ-«канделябров». VII-VIII вв. Лён, шерсть
Шали, коврики, завесы так же декорировали узорными вставками.
6. Реконструкция коврика
7. На выставке можно увидеть две туники из коллекции В. С. Голенищева, сохранившиеся целиком. В витрине спереди: Туника. IV-V вв. Размер: 129х84 см.
Модели предельно просты: прямоугольник с прямыми рукавами сшит по бокам. Для головы при ткачестве оставлена просто щель. Наверное, льняные нити были когда-то отбелены, а теперь сильно пожелтели. Плащи и туники ткали изо льна целиком или частями на несложных вертикальных и горизонтальных станках. Существовали целые селения, в которых ткачество было основной деятельностью. Как и в Древнем Египте, ткали и шили мужчины, а женщины готовили пряжу.
Шерсть копты красили растительными и минеральными красителями. Дорогой натуральный пурпур (сок улиток-багрянок) часто имитировали растительными красителями, получая множество оттенков фиолетового, черного, синего, коричневого цветов.
Вставки ткали шерстяными и льняными нитями по льняной основе. Если их делали одновременно со всей туникой, то, доходя до нужного места, ткач подготавливал основу, группируя нити по две, три, четыре. На фото ниже это хорошо видно.
8. Фрагмент клетчатой завесы с бутоном лотоса. V-VI вв. Лён, шерсть. Из коллекции А. В. Прахова. Плотность полотна: 6х9 нитей; вставок: 5 нитей основы х 13 нитей утка на 1 см.
Тканая вставка, по сравнению с льняным полотном, имела всегда меньшую плотность по основе (от 4 до 16 нитей на 1 см) и большую толщину. Плотность тканей по основе - от 6 до 27 нитей. Они сотканы полотняным переплетением, то есть для основы и утка взята одинаковая нить и они переплетаются в шахматном порядке.
Сохранились и вставки, нашитые сверху на ткань. Возможно, их выполняли отдельно, но, скорее всего, перешивали со старой одежды на новую.
Подробнее о плотности см.
здесь Что такое уток, основа и их переплетение см.
здесь Узор вставок ткачи создавали цветными нитями - уткАми, полностью перекрывая нити основы (уточный репс или т. н. «гобеленовая» техника). При этом использовали разнообразные ткацкие приемы. Так, благодаря ткачеству «с просветами» (когда утки не соединяются между собой на границе двух оттенков цвета), изображение становилось более декоративным, линии рисунка - четче (см. фото лотоса выше). Иногда нити утка шли не перпендикулярно нитям основы, а следовали за формой предмета в любом направлении.
9. Куропатка на ветке и медальоны с фигурами животных и корзин. Некрополь Дронка близ Асьюта. IV-V вв. Лён, шерсть
Излюбленный прием коптов - контрастный, часто черный контур, обегающий изображения.
10. Фрагмент полотна с круглым медальоном. В центре - женское божество плодородия (?); вокруг деревья-«канделябры» и пары зайцев (?). VII-VIII вв. Лён, шерсть
В технике, которую называют «летающей иглой», рисунок прокладывали льняной нитью поверх ткани, сотканной уточным репсом. Возможно, что игла в этом процессе не участвовала, а просто использовали моточек пряжи. Часто узор делали тонкой нитью, и тогда он становился похож на паутинку. Такой прием внешне не просто отличить от обычной вышивки, которая так же встречается в коптских тканях.
11. Фрагмент ромбовидного медальона с орнаментом «плетенка». Некрополь Дронка близ Асьюта. IV-V вв. Лён, шерсть
Петельные и ворсовые техники ткачества считают изобретением египтян. Копты продолжали древнюю традицию. Петельной техникой ткали туники, накидки, завесы, настенные ковры. Петли делали разной длины и если нужно, потом разрезали.
12. Фрагмент ковра с орнаментом. Некрополь Дронка близ Асьюта. V-VI вв. Лён, шерсть
Петли встречаются и на небольших изделиях, например, на чехле для подушки с изображением всадника, окруженного бегущими фигурками и эротами с утками в руках. Поскольку сохранившиеся одежды были найдены в захоронениях, изображения на них чаще всего носят соответствующую символику. Например, декоративный венок, часто окружающий миниатюру, означает вечную жизнь; воин-охотник символизирует победу добра над злом, бессмертия над смертью.
13. Квадратная вставка чехла подушки с всадником. IV-V вв. Лён, шерсть. Размер вставки 29,6х30,3 см. Вставка воткана в махровую ткань. Плотность ткани полотна: 10х17 нитей; вставки: 6 нитей основы х 22 нити утка на 1 см. Из Смоленского историко-этнограф. музея
В результате хищнической «археологической» деятельности (похитители, чтобы избежать наказания, продавали ткани в других районах), египетские находки было трудно датировать. Только со временем ткани удалось систематизировать.
В образцах раннего периода - II - первой половины V века сказалось эллинистическое влияние. Прекрасные образцы этого времени с античными сюжетами находятся в постоянной экспозиции музея. Например, в изображении бога Нила тончайшими цветными штрихами, реалистично переданы светотень, объем, мельчайшие оттенки цвета кожи. И все это на кусочке диаметром 24,5 см!
В то же время копты сохраняют и свои древние мотивы (образы богов, птицы, лотосы и др.) и декоративно-реалистические принципы их изображения.
14. На фрагменте завесы с лотосовым деревом (V-VI вв. Лён, шерсть), возможно, изображен античный миф, который упоминает Овидий в «Метаморфозах»: «…нимфа именем Лотос, стыда избегая с Приапом, когда-то с деревом лик измененный слила, - сохранилось лишь имя…» (IX 341-348)
В IV - V веках ткали и двухцветные вставки. Прекрасный рисунок клавов на одной из туник (см. фото 7) темно-вишневого и белого цвета располагается строго и изящно.
15. Фрагмент туники. IV-V вв. Лён, шерсть. Высота нагрудной вставки: 24,2 см.; ширина клава 6,6 см. Плотность: ткани - 21х35 нитей, вставок - 12 нитей основы х 28 нитей утка на 1 см. Из коллекции В. С. Голенищева
Контраст темных и светлых пятен и линий придает изображениям графическую четкость и строгость. Римлян привлекала ясность и простота форм греческого искусства, что привело к моде на подобные узоры тканей.
Сцены сбора винограда на коптских тканях указывают на погребальную символику, связь с богом Дионисом. Создатель виноградной лозы и вина в свободное время царил в загробном мире и имел власть над смертью - даровал воскресение. В маленьких овальных медальонах клавов изображены стремительно бегущие собаки и зайцы, а охота на зайцев также связана с потусторонним миром. В целом орнамент туники можно воспринимать как сцены беззаботной райской жизни.
В тканях ранневизантийского периода середины V - середины VII веков все больше ощущается влияние христианства. Появляются многочисленные библейские сюжеты. Встречается много небольших вставок с популярными в Египте циклами эпизодов из жизни Иосифа. В центре изображён «Второй сон Иосифа», где родители и братья поклоняются ему в виде небесных светил.
16. Круглый медальон с циклом «История патриарха Иосифа». VII-X вв. Лён, шерсть. Размер: 26,6х24,9 см. Плотность: 11 нитей основы х 25 нитей утка на 1 см. Из коллекции В. С. Голенищева
Одна сценка органично перетекает в другую. Все они идут по кругу, а ведь это очень сложная форма для ткачества!
Религия диктовала новые художественные принципы, поэтому манера ткачества многоцветных вставок изменилась. Исчезли реалистические, живописные приемы изображения. Рисунок стал плоскостно-декоративным. Фигурки упрощены и обобщены почти до геометрической формы, но, порой, очень выразительны.
17. Реконструкция туники и фрагмент вставки - клав с персонажами цикла «История патриарха Иосифа» (?).VIII-X вв. Лён, шерсть
Вернулось древнее понимание цвета, любовь к контрастным, насыщенным, чистым тонам и локальным пятнам, родным символам и мотивам природы. Несмотря на постоянную смену религий и вынужденное подчинение чужим культурам, народ сохранял свою душу.
18. Овальный медальон со сценой «Встреча Марии с Елизаветой» (?) в центре. Вокруг нее животные, эроты и растения. VII-IX вв. Лён, шерсть. (Самая красивая миниатюра на выставке, но, к сожалению, многие детали утрачены)
Вставки и сейчас поражают яркими, праздничными красками. Кажется, цвет совсем не изменился от времени. Композиция их всегда уравновешена, изображения часто занимают каждый сантиметр. Удивительно умели копты подчеркнуть важные мелочи, например, страшные когти льва (см. фото 2).
При сравнении на выставке образцов коптского ткачества из немецких музеев с коллекциями, издавна входящими в собрание ГМИИ, видишь, с каким пониманием и любовью историки В. С. Голенищев и В. Г. Бок в конце ХIХ века отбирали и приобретали в Египте коптские ткани. В. Г. Бок собрал для Эрмитажа более двух тысяч образцов. В их коллекциях, приобретенных ГМИИ в 1911 и 1924 годах, с большей полнотой представлены все периоды коптского ткачества, особенно раннего. Поразительны и тонкость работы и прекрасная сохранность некоторых вставок.
На тканях позднего периода - с середины VII по VIII века под воздействием исламского искусства появляются растительные и геометрические орнаменты, реалистические изображения стилизуются, грубеют.
19. Вставка с надписью «Помощь от Аллаха». Некрополь Дронка близ Асьюта. XII в. Лён, шёлк
После XII века уже не встречаются ткани с узором, вытканным в «гобеленовой» технике. Известны шелковые узорные ткани, которые создавались на станках с несколькими ремизами и льняные, с вышитым или набивным орнаментальным рисунком.
Усиление исламизации египтян прервало древние традиции. В наши дни египетские художники возвращаются к старинным ткацким приемам, сюжетам и орнаментике.
(Вариант статьи для печати будет опубликован в журнале «Деко»).
P. S. Размеры и плотность тканей на выставке, увы, не указаны (ориентируйтесь по фото 7).
За качество видео отвечает Яндекс.
Дополнительно фото из сети:
20. Коптский некрополь в Багауате. IV-VII вв.
(
Фото отсюда.)
21. Роспись часовни в Багауате. Фото Jane Akshar
(
Фото отсюда.)
22. Ноев ковчег. Фрагмент росписи часовни «Исхода» в Багауате. 1-я пол. IV в.
(
Фото отсюда.)
23. Коптская мумия IV в. Музей Алларда Пирсона. Амстердам.
Фото отсюда. 24. Туника. Возможно из Ахмима. V в. Лён, фиолетовая шерсть. 183 х 135 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
(
Фото отсюда.)
Видео канала «Культура»