После Октябрьской революции 1917 года "лесная красавица" пережила гонения и опалу, но не исчезла, как многое другое из прежней жизни, а вернулась к нам, став символом любимейшего народного праздника - Нового года.
Праздничная рождественская идиллия продолжалась до 1914 года, когда начавшаяся Первая мировая война сделала Германию основным противником Российской империи. Страну охватила сильнейшая патриотическая антинемецкая кампания, одним из результатов которой стало, к примеру, переименование, с иноземного лада на русский, столицы государства Санкт-Петербурга в Петроград. Пострадала от чрезмерного патриотизма и ёлка, которую Святейший Синод объявил «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу». (Это еще что, английский Королевский Дом в угоду патриотическим настроениям подданных вообще сменил свою династическую фамилию Саксен-Кобург-Гота на Виндзоров). Впрочем, ёлку в России наряжать не перестали, с ней праздновали Рождество и в окопах, и в землянках.
Дети на Новогодней ёлке. 1915 год.
Ёлка в землянке. Новый 1917 год. Фото А.В.Мартынова.
После большевистской революции жизнь зимнего праздника складывалась еще более непросто. Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года был введён новый стиль ведения календаря с разницей между старым в 13 дней, отодвинувший тем самым церковное празднование Рождества Христова на 7-е января, то есть, перенеся его по светскому календарю на «после нового года» и тем самым сбивая с толку обывателей. Новые власти запрет на «праздник ёлки» сразу после революции отменили и даже организовывали ёлки для детей рабочих и крестьян. Как и прежде, в городах продавалось много ёлок, но население бедствовало, и мало кто мог позволить себе купить даже самое маленькое деревце.
В январе 1918 году петроградское издательство «Парус» выпустило первую советскую книгу для детей «Ёлка». В неё вошли произведения М. Горького, К. И. Чуковского, В. Ф. Ходасевича, А. Н. Толстого, В. Я. Брюсова, С. Чёрного и др. На обложке книги был помещён рисунок наряженной ёлки, вокруг которой водят хоровод Дед Мороз и лесное зверьё, а на верхушке дерева ярко горит Вифлеемская звезда.
Возглавлял детский отдел издательства «Парус» будущий любимый писатель советской детворы, Корней Чуковский, а саму книгу правильнее было бы назвать не «первой советской», а «последней дореволюционной»: ещё в 1916 году её, как детский альманах «Радуга», составили Корней Чуковский и Александр Бенуа, но из-за начавшейся революционной разрухи выпустить не успели. Сборник этот интересен ещё и тем, что здесь впервые была опубликована работа В. Лебедева, чье творчество надолго определило путь развития детской книжной иллюстрации.
Широко известны картины, сюжетом для которых стал приезд В.И. Ленина на детскую ёлку в Сокольники, по этому сюжету в СССР даже была выпущена почтовая марка.
В 1922 году была организована кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или, иначе, в «комсвятки». Все стихийно проводимые мероприятия комсомольцев были агрессивно антирелигиозны и часто заканчивались сожжением икон.
С 1925 года борьба с религией приняла планомерный характер, направленный на её тотальное уничтожение. Обычай наряжать ёлку был объявлен старорежимным и антисоветским наследием «проклятого прошлого», а ёлки названы буржуазным пережитком, наравне со многими другими символами мещанства, например, фарфоровыми куклами.
В «год великого перелома», 24 сентября 1929 года, был издан декрет Совнаркома, отменяющий все праздники, кроме 7 ноября и 1 мая. Запретили не только Рождество, но за компанию и Новый год, сделав их обычными рабочими днями. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, давно ставшая его символом. Как ни смешно, но ёлка, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем. В начале 30-х годов с 24 декабря, ответственные товарищи, специально делегированные от госучреждений, ходили по улицам и квартирам и проверяли, не стоят ли где ёлки у несознательных граждан.
На долгих пять лет ёлка стала вне закона, а советские детишки учили новые стихи:
Не позволим мы рубить
молодую елку,
не дадим леса губить,
вырубать без толку.
Только тот, кто друг попов,
елку праздновать готов!
Мы с тобой - враги попам,
Рождества не надо нам.
Александр Введенский «Не позволим!», 1931 г.
В середине 30-х годов идеологам сталинского режима необходимо было показать как хорошо и весело стало жить в Советской стране, поэтому понадобился аполитичный праздник, приятный всем. А что может быть лучше счастливых воспоминаний детства? И они вернули сказочное дерево, обычай мастерить игрушки, подарки, карнавалы, танцы и шарады. Теперь ёлка стала просто символом смены одного года другим, а Вифлеемскую восьмиконечную звезду сменила пятиконечная советская. Но народ, переживший муки революции и гражданской войны, чьи душевные и физические раны за 20 минувших лет едва затянулись, с огромной радостью воспринял малейшую возможность отрешиться от тяжких забот и просто порадоваться жизни. С тех пор Новый год, наверное, уже навсегда, стал самым любимым праздником наших соотечественников. И только люди воцерковленные возвращаются к традиционному празднованию Рождества Христова, соблюдая в предшествующие новогодние дни строгий пост.
В начале 1935 года отменили продовольственные карточки, и в свободной продаже появился хлеб. В тот же год начали устраиваться вечера танцев в клубах, где играли не только музыку «угнетенных негров Америки», джаз, но и вполне буржуазный фокстрот. Наступала эра музыкальных комедий: «Веселые ребята», «Цирк», «Вратарь», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга» появятся на экранах страны в течение ближайших 3-4 лет.
17 ноября 1935 г. на I Всесоюзном совещании стахановцев сам товарищ Сталин сказал легендарное: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее».
28 декабря 1935 года , в газете «Правда» появилась статья второго секретаря ЦК КП(б) Украины, первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». Конечно же, выступление это было сделано с ведома и одобрения партии, потому как уже через четыре дня, 31 декабря, на прилавках магазинов появился, непонятно откуда взявшийся, «расширенный ассортимент ёлочных украшений». В том же году Правительством было принято решение о праздновании Нового года в СССР. В новом формате первая в СССР «Новогодняя ёлка» была организована в 1935 году в Харьковском Дворце пионеров.
А в конце декабря 1936 года в Колонном зале Дома Союзов состоялась самая известная советская «Ёлка».
Ёлка в Доме союзов в Москве, 1937 год. (Фото из коллекции О. Синякиной.)
Для праздника была привезена 15-ти метровая ель, а репортаж о проведении мероприятия показан по всей стране в киножурнале «Советский Союз». На верхней площадке лестницы, оформленной в виде сказочной горы, стоял самолет. В Зале Арктики самым популярным экспонатом была модель строящегося ледокола. В других залах дети разглядывали зверей из зоопарка, или встречались с героями сказок и детских книг, или их ожидали аттракционы. Но центром праздника была красавица-ёлка, на которой сверкали десять тысяч елочных украшений!
Тогда же на празднике появился Дед Мороз со Снегурочкой. И если у Деда Мороза были русские и западноевропейские прообразы, то внучку Снегурочку «слепили» почти из ничего, как одноименную героиню народных сказок, и оживили буквально росчерком пера.
До революции, на ёлках, был популярен маскарадный костюм Снегурочки, как образа пьесы А.Н. Островского. Взяв его за основу, авторы сценария главной «Ёлки» страны, писатели Лев Кассиль и Сергей Михалков придумали девочку, близкую настоящим детям по возрасту, чей добрый нрав смягчил сурового и беспощадного некрасовского Мороза, превратив его в добродушного дедушку с мешком подарков.
С того самого, 1937 года, стало невозможно представить Новый год не только без живой, но и без игрушечной Снегурочки. А с 1951 года ее стали еще и рисовать на советских открытках.
Полюбили и Деда Мороза, в военные годы он изображался с мешком оружия, которое принес в подарок солдатам; была даже открытка, где у Дед Мороз держал сталинскую трубку.
С тех пор «Новогодние ёлки», как театрализованное представление стали неотъемлемой частью жизни советских детей, любимейшим развлечением на зимние каникулы. А для актеров - самым «хлебным» временем года. Есть даже такой анекдот:
«Звонок актеру:
- Здравствуйте, вам звонят из Голливуда от Спилберга. Он, без всяких проб, утвердил вас на главную роль, вам надо приехать, подписать контракт. Согласны?
- Да! Конечно! Спасибо! А когда выезжать?
- В конце декабря.
- Ой, я не могу. У меня ёлки…»
Фото Спилберга. (Так, на всякий случай…)
С середины 30-х годов для украшения ёлок в ремесленных артелях налаживается выпуск ёлочных игрушек, в которых, как в свидетелях эпохи, поэтапно отразилась вся история страны Советов.
Самыми популярными из-за дешевизны и простоты изготовления были ватные игрушки, их выпускали аж до середины 50-х годов. В Москве работали две артели - "Художественная игрушка" и "Все для ребенка". На проволочный каркас наматывали фигурки из ваты, обмазывая их для прочности крахмальным клейстером, а для блеска посыпая слюдой. Лица делали из глины, папье-маше или картона. Основной художественный прием - отображение действительности (реализм) и, как следствие, присутствие в игрушках большого количества советской символики, например серпа и молота. Даже Дед Мороз обзавелся посохом с пятиконечной звездой на конце.
Фигурки лыжника, фигуристки, девочки, качающейся на качелях, пионеров, буденовцев, красноармейцев и комсомолок в красных косынках потеснили традиционных животных и фрукты.
Во времена зимовки Челюскинцев и знаменитых беспосадочных перелетов советских авиаторов ёлочные покорители Севера вместе с белыми медведями устанавливали на ватной льдине красное знамя с надписью «СССР»,
а на ёлочных ветках полетели дирижабли, самолетики, парашюты с крошечными парашютистами.
Когда на экраны вышел фильм «Цирк», артели выпустили ёлочных негритят.
Вот он пример настоящего маркетинга в действии: чернокожий малыш в фильме, действительно, был настолько обаятельным, что его невозможно было не полюбить.
Вообще, циркачей и клоунов очень уважали в довоенное время и выпускали тысячами.
Не осталось без присмотра и проведение детских праздников. Наркомпрос выпустил первое методическое пособие «Елка в детском саду» (Учпедгиз, 1937 г.), где были даны подробные, справедливости ради, надо сказать, весьма толковые рекомендации, какие ёлочные игрушки куда следует вешать и как надо организовать веселье для детей. Вот выдержки из пособия: «Новогодняя елка должна быть праздником радостного и счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях <…> Необходимо сохранить изобилие и разнообразие приятных для глаз вещей в самом необыкновенном их соседстве - парашютист и медведь, бабочки и хлопушки и т.п. Большим успехом пользуются у детей цепи, сделанные из маленьких двухсторонних плоских фигур. Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой. <…>На верхних ветках лучше повесить на самые концы легкие, блестящие украшения, а по контуру веток положить нити серебряного инея. На средних ветках надо вешать такие игрушки, которые не требуют близкого и детального рассматривания, например, бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи, а на краях ветвей - аэропланы, парашюты, птички, бабочки и т.п. <…>На нижних ветках ближе к стволу можно расположить в веселых позах кукол, слонов, обезьянок, зайчиков <…> Особое внимание необходимо уделить декорированию подножия елки. Сказочность и необычайность этого чудесного древа должна быть сохранена целиком. Можно положить на пол немного белой материи и закрыть подножие елки ветками, можно устроить с одной стороны берлогу, а с другой - хоровод зайчишек. Можно устроить вокруг елки веселый хоровод кукол, одетых в костюмы разных народностей».
Тогда же, на 20-ю годовщину Великого Октября, в 1937 году, были выпущены стеклянные шары с портретами Ленина, Сталина, Маркса и Энгельса, шары с портретами членов Политбюро и картонные круги с изображениями вождей мирового пролетариата.
Мне довелось держать такой шар в руках в гостях у известнейшего нашего коллекционера Сергея Романова (хотя руки мои буквально дрожали, ведь сейчас это не ёлочная игрушка, а ценнейший коллекционный экспонат).
Продолжение следует...
Часть 1. Старинные традиции украшения рождественских ёлок и первые ёлочные игрушки