За один раз, ага.
Предупреждаю сразу: к знанию языка можно отнести только то, что спросить что-как я могла у кого угодно. То есть повторить мой финт ушами и объездить полстраны без знания языка - легко и просто.
1. Перед поездкой надо купить JRPass на срок катаний туда-сюда и забронировать вдумчиво гостиницы в городах пребывания.
1а. Проездной JRPass стоит так дорого, что покупать его ради двух поездок на шинкансенах типа Токио-Осака не имеет смысла. Выйдет дороже. Из городского транспорта он действителен только на линиях JR, правда, на автобусных линиях этой фирмы тоже. Но там и без проездного цены божеские.
Однако, в поездке Сендай-Саппоро в оба конца он уже окупается. А если полстраны исколесить, то вообще халява. Мне японцы все завидуют) Потому что продают это счастье только иностранцам.
Купить можно где угодно, но не в Японии. Я покупала и в России, и в Великобритании х) Вам выдают сертификат, по которому вы получаете сам проездной в офисе JR в аэропорту прибытия. Всё написано на английском, все тонкости можно узнать из буклета.
При проходе надо дежурному у турникетов показать обложку проездного или его заднюю сторону, где написано кто вы и срок действия. Изредка у вас в проездном будут ставить штампики о том, что вы воспользовались таким-то шинкансеном, но логической системы я в этом не углядела. Кажется, это зависит исключительно от желания дежурного.
1b. Гостиницы надо выбирать с умом. На турагентства я бы не полагалась в этом деле. Я ездила очень часто, одна ночь в городе, поэтому гостиницы выбирала вблизи станции. До достопримечательностей в новом городе и пешком дошлёпать не грех, а вот с чемоданом лучше возиться как можно меньше. Тем более, что вокзал чаще всего находится недалеко от парочки туристических мест, а также является транспортным хабом, откуда вы можете доехать до нужной вам достопримечательности :)
Одна гостиница была не у вокзала, и, несмотря на имеющийся бесплатный автобус до него, мне не понравилось.
Если отель для вас - это место, где можно поспать, бросить вещи и поесть, то при выборе рекомендую отели почившей сети Chisun (сеть развалилась, а отели остались, на букинге аж пишут «Это бывший Чисан, всем сюда!»). Они стандартизованы и там очень вкусно кормят. И вообще бизнес-отели в Японии - моя любовь. Удобно, просто, недорого и без лишнего пафоса.
2. На шинкансенах с пересадками можно вообще-то всю страну объехать. Трёх недель мне хватило на пол-страны с севера, потому что Золотую неделю я решила провести в Токио.
Перед поездкой, если речь не идёт о широко известных городах вроде Саппоро, Сэндая, Аомори, Осаки и Нагои, обязательно запомните, в какой префектуре находится нужный вам город. Если вы не знаете языка, у ваc нет привилегии на кассе ошарашенно спросить: «Отсюда можно уехать аж в три Кориямы!?»
Транспорт этот действительно очень комфортабельный, продающиеся знаменитые шинкансен-бенто и прочие снэки стоят не сильно дороже, чем на вокзале или за его пределами. Наценку хотя бы в полтора раза не видела ни разу :)
3. Вам НЕ нужно планировать пересадки самим. Это, знаете, до слёз просто оказалось: приходите в ticket office на станции, помеченный зелёной пиктограммой, доходите до служащего и просто сообщаете ему откуда, куда и когда вы хотите уехать. Он введёт эту информацию в кампутир, и дельфяшная, но гениальная программа сама предложит на выбор несколько вариантов (если их несколько) или готовый маршрут пересадки. Думать вообще не надо.
Так как вы ездите по проездному, то вопрос цены вас не интересует, можно выбирать самый удобный вариант.
Ещё раз: прийти в ticket office, сказать откуда, куда и когда, и получить свой билет или их набор. Ту, фром и числа японцы вроде бы понимают, а если и нет, сами дадут вам бумажку и ручку, чтоб вы написали латиницей и цифрами всё, что вам надо.
3а. Не пугайтесь малого времени пересадок. Я ездила с пересадкой в пять минут и не то, что опоздать не смогла, я ещё и поскучать в вагоне успела о_О Опять же, к знанию языка это не имеет никакого отношения. Даже на задрипанных разваливающихся станциях на Хоккайдо есть дубляж указателей на английском. Как показывает опыт моих знакомых, знающих только русский язык, этого достаточно.
Самое главное: внимательно смотреть по сторонам и читать указатели.
Также не стоит забывать, что вы всегда можете поискать доброжелательного японца, который поймёт, что вам нужно, нежно возьмёт за руку и отведёт куда надо. Он найдётся!
4. В шинкансенах чаще всего есть вагоны трёх типов: вип/бизнес-класс, зарезервированные места (reserved seats) и свободная посадка (unreserved seats).
Да, когда у вас есть проездной JRPass, вы можете не брать билета и надеяться втиснуться в вагон со свободными местами. Разочек скатавшись стоя в Осаку, я забила на эту практику х)
Всегда берите заранее билеты на конкретные места в ticket office!
За некую доплату вы можете приобрести билеты и в вип-вагоны. По отзывам, випы отличаются расстоянием между креслами, ну и сервис там может быть чуть получше (на какой-то линии вроде бы за так чай или кофе дают).
Зарезервированное место отмечается вагоном, рядом (число) и собственно местом, обозначаемым буквой. Вагон 7, место 5А - пятый ряд, место у окна. Иногда на вокзалах даже написано в какой выход удобнее вылезать на перрон, чтобы попасть к своему вагону.
4а. На один перрон часто приходят несколько разных поездов, в том числе - несколько разных шинкансенов. У них разная нумерация вагонов и разная длина составов, поэтому вам нужно найти на перроне указатели на нумерацию вагонов своего шинкансена. Есть вероятность, что вы найдёте гирлянду с флажками, где изображены разные поезда с разными номерами - в таком случае смело ищите дежурного на платформе, тыкайте ему своим билетом в лицо, делайте жалобную мордочку, и он покажет вам куда идти и куда встать.
Да, на платформе помечены места, где открываются двери вагонов, и отмечено как выстраивать очередь на вход.
5. Ну и собственно про «что делать в городе». По приезду на вокзал, вылезя из шинкансена, поищите указатель на tourist information, карты и буклеты на английском есть на всех более-менее крупных станциях. Плюс в этих центрах для туристов скорее всего найдётся изъясняющийся на английском работник.
Всякие прикольные сувениры на вокзале (если речь не о Токио) имеются, по примерно той же цене, что и в городе, а я полюбила сувениры, которые делают комбини (магазинчики всего на свете, главное - еды) для самих себя в разных префектурах.
Хотя на эту тему надо таки готовиться заранее, как мне кажется, и усиленно читать путеводители. Ой да, про Сэндай не читайте путеводители, они пишут, что этот великолепный город - не туристический. >_<
6. Шинкансены хотят строго по расписанию и довольно часто. В результате, когда очередной идиот кидается на рельсы или высыпает опасно много снега, останавливается движение на всей линии (от Аомори до Токио, ага). Убирать ли труп или снег с рельсов - в это время поезда ходить не могут, ибо разницы в 10-20 минут между рейсами на уборку не хватает.
В таком случае вы опять идёте в ticket offce и вам меняют, совершенно бесплатно, судя по моим соседям в очереди, ваш билет на билет на поезд, который пойдёт первым после возобновления движения. То есть я купила билет на 9:20, пришла на вокзал в 9:00, а там труп выносят с путей, меня пнули в кассу, где выдали билет на поезд на 7:40. Вот такая задержечка вышла. В итоге я уехала в 9:40, но мне повезло. Если б мой поезд был на 8:00, было бы печально... Но, как вариант, мне напомнили о JR Bus, автобусных линиях, где проездной тоже действителен.
Вот, собственно, и всё. о_О Отмечу, что, несмотря на все мои попытки получить стресс от слишком короткой пересадки и происшествия на путях, никаких особых нервов потрачено не было. Очень расслабляющее путешествие это: медитативно ехать-ехать на поезде мимо японских гор, полей и морей и любоваться плавно перетекающими друг в друга красотами.