На этот раз поговорим на одну из самых сложных тем поисковых работ. О тех, кто теряется в лесу.
Кто эти люди?
Кто именно теряется в лесу чаще всего? И почему они не могут выйти сами?
Почему за одних мы очень переживаем, а за других переживаем, но не очень? От чего люди гибнут? Как реагируют родственники?
Как рушится светлый образ спасателя...
А.Хайтин ПСО "Экстремум"
К этой главе я приступаю с некоторым предчувствием скандала. До сих пор можно было ограничиться более ли менее познавательными банальностями, но люди и их поведение - вопрос чувствительный.
Однако рассматривать поисково-спасательные работы (ПСР) в природной среде без понимания того, кого ищут спасатели, невозможно. В то же время романтические представления о том, как «горящие сердцами» спасатели ищут людей, внезапно и неожиданно попавших в беду, действительности не соответствуют никак.
Кто, почему и как теряется в лесу. Почти морской бой
Не знаю кем и как, но почти у любого человека, который хочет стать спасателем, в голове сформирован образ спасателя и спасаемого. И если в роли спасателя новичок легко узнает себя, то в роли спасаемого обычно рисуется симпатичный и благодарный человек, который неожиданно для себя, волей судьбы, попал в опасную ситуацию. У начинающих спасателей мужского пола, образ пострадавшего часто фокусируется в симпатичную блондинку. К сожалению, жизнь сурова, а образ недолговечен.
Кто теряется в природной среде Ленинградской области (Ленобласть или ЛО) в действительности? Есть несколько вполне массовых категорий и широкий спектр страннейших отдельных случаев.
В практическом плане нам важно понимать две классификации: по обстоятельствам и по возрасту. Каждый конкретный случай попадает в пересечение. Чем больше «плюсиков», тем это более частое и обычное сочетание в нашей практике.
Дополнительно имеет смысл принимать во внимание разные цели похода в лес. Если грубо отсортировать по частоте, получится примерно так:
- За грибами и ягодами. Наиболее массовая категория. Поведение достаточно сильно различается в зависимости от места жительства (город/деревня), опыта и темперамента. На тактику поиска и прогноз сильно влияет сезон, цель похода (клюква - это болото, а черника - нет, и так далее).
Особый подвид «буквально на минуточку». Многие тяжелые ПСР начинаются именно с этих слов; - На рыбалку. Чаще всего это комбинация воды и алкоголя с плохим прогнозом;
- Погулять. С собаками и без, без детей и с детьми. Не так много случаев, много ложных заявок, достаточно сложно искать, потому что маршрут и длительность прогулки могут быть крайне разнообразны;
- «Черная археология». Идут в лес копать оставшееся с войны. Поскольку это противозаконно, шифруются до последнего. Крайне неприятная для поиска категория;
- На охоту. Осень, снова алкоголь, плюс шансы на несчастный случай;
- Прочее, и прочее, и прочее. Туристы, удачливые и неудачливые самоубийцы, наркотики, криминал, побеги, ложные вызовы, острые заболевания, психические отклонения в острых формах. Яркая иллюстрация из реальной заявки: «С базы отдыха пропал голый мексиканский мальчик». Абитуриент медвуза готовился к экзаменам, перепил, сорвался с места, без штанов и ботинок перемахнул два забора и убежал в лес. Обнаружился через сутки в общаге. Штаны добыл по дороге.
Описать все сочетания в разумном по объему тексту невозможно, поэтому ниже только самые яркие группы.
Поколения
Поколение 30-х
Еще 5-7 лет назад - достаточно большая группа. В последние годы их все меньше, и в лес они ходят все реже. Люди, выросшие в конце 30-х, прошедшие войну и состарившиеся еще до того, как мобильные телефоны и тем более смартфоны стали популярны. Полагаются только на себя, помощи не ждут. Ходят чаще всего в одни и те же места. Постепенно ухудшается слух, зрение, память. Меняется лес: то вырубят новую делянку, то проложат газопровод. В конце концов неудачно сходятся обстоятельства, и человек теряется. Уходят без телефона, часто никому не сказав о своих планах, потому что стараются в целом быть незаметными и необременительными. Оказавшись в беде, пытаются выйти до последнего. При этом сохраняют спокойствие и некоторый фатализм. Искать их бывает непросто, потому что заявки поступают поздно, телефонов с собой обычно нет, могут достаточно далеко уйти.
Сейчас те, кто дожил, часто уже дряхлы; у них обычны глухота, нарушение дикции, деменция. С возрастом упорство переходит в упрямство, качество решений снижается. Как следствие, бывает скандалят, плевать хотели на указания спасателей и сами себя загоняют из плохого положения в совсем плохое.
Из-за возраста риск всегда крайне высокий.
Click to view
Поколение 40-60-х
Бабушки и дедушки значительной части действующих спасателей. Мои родители. Вы и сами все про них знаете. Телефоны почти у всех. Появляются смартфоны, но пользоваться ими люди умеют плохо. Не настолько кремни, как предыдущее поколение, зато с ними проще общаться. Медицинских проблем много, но редко именно они являются причиной ПСР.
В общем случае высокий риск.
Поколение 70-80-х
Люди трудоспособного возраста. Медицинских проблем немного, смартфоны и навигаторы встречаются. К сожалению, часто срываются психологически. Очень большое разнообразие. Если получив заявку с датой рождения 1938 г., примерно понимаешь, чего ждать, в группе 30-50 лет может встретиться кто угодно. От совершенно разумного человека - до сочетания истерики и скандала одновременно.
Периодически теряются вместе со своими детьми. Один из типичных сценариев: семья поехала в лес на машине, и кто-то вышел к машине, а кто-то остался в лесу.
Риск средний с уклоном в низкий.
Click to view
Поколение 90-х
Молодые люди. Сильно полагаются на гаджеты, имеют крайне слабые представления о мире за пределами цивилизации. Из правила встречаются исключения, но теряются как раз те, кто опыта не имеет. Периодически чудовищно тупят, иногда кажется, что у них досрочно началась деменция. С поисками молодых людей связано непропорционально много анекдотических случаев. Например, компания из 4 человек потерялась в 300 метрах от ж/д. Будучи локализованы через собственный смартфон, отказались идти, потому что «не могли мы так близко от ж/д потеряться». Были выведены за ручку и отконвоированы на станцию.
Дети
К счастью, теряются редко, хотя внимание СМИ создает иллюзию обратного. В лес обычно не уходят. Поиски тех, что уходят-таки в лес, освещаются СМИ с такой интенсивностью, что у публики создается совершенно искаженное представление о том, как оно обычно бывает. Основные причины ПСР с детьми - это побеги у подростков, споры и плохое взаимодействие близких родственников, несчастные случаи, в первую очередь с водой.
Поиски всегда резонансные, масса народу, суета. И далее либо комедия (реальный отчет «найден в собственной кровати» - мать заглянула в комнату, а ребенок сполз с подушки под одеяло, ну и далее заявка, полиция, спасатели и т. п.), либо трагедия. Трагедии печальны: колодцы, водоемы, полыньи, карьеры и прочее и прочее.
Причины и обстоятельства
Деменция, потеря памяти, ориентация
Очень все это грустно. Сказать можно очень немногое. Во-первых, деменция настигнет всех, кто раньше не помрет от других причин. Во-вторых, я бы очень хотел до нее не дожить.
С практической точки зрения, как только есть подозрения на деменцию или потерю памяти, ПСР сразу комбинируются с розыском. Люди с потерей памяти сохраняют когнитивные функции, могут общаться, просят и получают помощь. Могут уехать далеко без денег и документов. Могут пытаться вернуться «домой», туда, где жили много лет назад. Могут не откликаться. Могут вести себя нелогично и абсурдно. Существенно затруднен сбор информации: родственники часто скрывают как факт, так и степень проблем.
Острые медицинские состояния
Любимая гипотеза начинающего РПСРа - «упал и умер». В нашей практике встречается нечасто. Надо понимать, что с момента, когда у потерявшегося случился инсульт или инфаркт, и до момента, когда он погибнет, времени не так много. Поэтому мы всегда собираем информацию о хронических заболеваниях, обострениях и состоянии здоровья непосредственно перед пропажей.
Помню яркий случай, когда потерявшегося удалось неплохо локализовать по телефону и он сам сообщил о плохом состоянии здоровья. Группы поехали; пока ехали, пошел холодный ливень. Дороги в садоводстве были перегорожены шлагбаумами, как попало, что отняло еще около получаса. В итоге ливень и задержки человека добили.
Отдельная печаль - диабетики. Часто уходят в лес без еды и инсулина. Гипогликемия - снижение уровня сознания - слабость - кома - смерть. Чаще мы успеваем, иногда нет. Нервные, сложные поиски. Имея диабет, идти в лес не приняв _максимум_ мер предосторожности - это очень плохая идея.
Конфликты, побеги, суицид, алкоголь
Алкоголь - это полный отстой. Во-первых, до последнего скрывают факт. Во-вторых, потерявшийся до того, как упадет проспаться, движется достаточно быстро и совершенно без связи со спецификой местности, легко пересекая дороги и прочие явные линейные ориентиры, что резко расширяет район поисков. Далее он падает поспать, иногда в совершенно неподходящее место. Потом очухивается мокрый, холодный, неизвестно где. Хорошо еще, если телефон не потерял. Мой второй ПСР был поиском такого вот человека, который заснул в болоте, ногами в воде. Очнувшись, он мог только ползти. Чуть не погиб в 5 км от родной деревни и в 1,5 км от дороги.
Конфликты еще хуже. Заявитель часто опасается общения с полицией. Врет, искажает информацию, юлит и скрывает.
Цитаты по таким случаям:
===
«Были с другом в гостях в пос. Свирица. Потерявшийся около 0:00 в состоянии сильного алкогольного опьянения ушел в поселок. Около 1:00 звонил, сказал, что сидит в каких-то камышах, "видит НЛО"» - непрофильный случай, работы прекращены по сроку, исход неизвестен.
===
«Ситуация сложная, т. к. нет никаких контактов.
Заявитель позвонил "в 911" сам, сильно пьян, с его слов сильно замерз.
Попадал в местную ПЧ, звонил 3 раза. Говорил, что телефон садится. Номера своего не помнит. Перезвонить на номер, который ему диктовала диспетчер, не смог. Продиктовал 2 раза с ошибками номер "тети Иры", который не отвечает, скорее всего номер неверный.
По адресу родственников(?) (участковая проверила) тоже никто дверь не открыл» - найден штатными спасателями.
===
«История вкратце такова: вчера в 20-21 компания 5-ых бывших игроков в Дозор приехали в поселок, трое остались там, а двое (потерявшийся П. и девушка Н.) начали обследовать коттеджи на ул. Красницкой, обнаружив там свежие метки. В 3-4 туда приехали 5-6 экипажей по 4-5 человек в каждом. Обнаружив там П. и Н., они вступили с ними в конфликт, в ходе которого тем пришлось спасаться бегством через окно коттеджа д.15. Практически сразу после этого П. вернулся в коттедж за утерянным телефоном, а Н. убежала в лес. С этого момента потерявшегося не видели.
Со слов девушки из той же компании, никто из них не употреблял алкоголя или иных веществ.
Точка в карточке - это место парковки машины потерявшегося».
«В общем, товарищ все это время партизанил в лесах, скрываясь от выслеживающих его чорных автомобилей» - вышел сам.
===
Побеги характерны для подростков. Зачастую родственники до последнего закрывают глаза на проблемы в семье, психологические проблемы собственных детей. Им гораздо проще придумать версию того, как их ребенок безо всяких причин ушел в лес и там заблудился, чем признать, что он просто сбежал. Отказ искать «потерявшегося» воспринимается как оскорбление. Из ярких примеров девушка, которая за трое суток стопом доехала до Мурманска, пока вся ее родня изводила спасателей требованиями прочесать близлежащие окрестности.
Суицид - еще одна печальная причина ПСР. Учитывая сроки прохождения заявки и время, необходимое для поисков, шансов успеть предотвратить суицид у нас нет. Однако не все суициды успешны, некоторые люди могут передумать уже в лесу и потеряться там. В общем, мы ищем с тяжелым сердцем и плохим прогнозом. Успешные ПСР с живым потерявшимся, как правило, связаны с ложной трактовкой намерений или демонстративным поведением. Тот, кто всерьез хочет покончить с собой, обычно преуспевает, увы.
«Заблудился»
Массовая причина. Самоуверенность, изменение погоды («солнце скрылось»), неудачная специфика местности, слишком много грибов (увлекся), слишком мало грибов (пошел искать новое место), надежда на тех, с кем пошел в лес («мы аукались, а потом он пропал»). Тысяча и одна причина, которые сводятся к одной - беспечность, безалаберность, безответственность.
«14 км в сторону поселка Сосново (дальше что-то невнятное). Оставили машины на дороге» - найдены на местности.
Отказ оборудования
Относительно новая причина. Люди путают смартфон или навигатор с волшебной палочкой. Не умеют пользоваться, не берут запасных батареек, сажают те, что есть. Товарищ, выходя по смартфону, включил фонарик и светил себе под ноги. Смартфон, что неудивительно, сел.
«Черная археология»
У потерявшихся сложная комбинация двух желаний: чтобы нашли (спасатели) и чтобы не нашли (полиция). Снова вранье, искажение всей информации, включая ту, что важна для поиска. Самые ушлые идут за группами, работающими на отклик, но сами не откликаются. Сложные и тягостные поиски, оттягивающие ресурсы, которые нужны в других местах.
Иногда бывает очень смешно. Нашли однажды в ноябре такого товарища, одетого в немецкое пехотное обмундирование (кепи, китель, сапоги). На третьи сутки в мокром ноябрьском лесу цвет лица у него был в цвет кепи - бледно-серый. Помощь в эвакуации оказывали его друзья, одетые также, но с лицами вполне себе розового цвета. Мы потом смеялись, что создавалось полное впечатление, будто потерявшийся только что выкопался сам, но будучи рядовым и без карты немедленно заблудился. Был бы офицер с картой, вышел бы сам.
***
Дочитав до этого места, вы уже, должно быть, поняли, что симпатичные блондинки (ну или блондины) в нашей практике встречаются редко. Обычный наш потерявшийся - это пожилой или откровенно старый человек, который пренебрег собственной безопасностью, принял серию решений от плохого к худшему, испуган, переживает стресс, переохлажден. Иногда по ходу дела он с нами ругался, требовал «запеленговать со спутника», осуждал нашу бездеятельность. Редко, но бывает, что в ход идут угрозы на нас пожаловаться, добиться, что всех уволят и разгонят и т. п.
Родственники и заявители
Неожиданно разнообразная группа. В зависимости от того, как повезет, могут либо уничтожить веру в человечество, например, отказываясь подать заявление в полицию на розыск, бросая трубку по важному вопросу и так далее, либо укрепить ее, день за днем работая на поисках, привлекая ресурсы и не теряя надежды. Яркие примеры:
Семья из мужа жены и дочери-подростка пошла в лес. В лесу мужчина потерялся. Заявка, вывод по телефону, высокий риск по медицине… В итоге удалось вывести на лесную дорогу, где все встретились и пошли к машине. Контрольный звонок через час, на котором выяснилось, что жена с дочерью уже у машины, а муж отстал. На вопрос: «А почему вы разделились?!» - получен ответ: «Так он медленно шел. Что ж нам ждать его было, что ли???». Мужик вышел, но печатных слов у меня нет.
Разговор (заметим, еще ранний вечер):
«- Мы с женой приехали на разъезд Антонины Петровой, там разошлись, и она потерялась.
- Вы на месте?
- Нет, я домой еду».
Тоже все хорошо кончилось, но снова дефицит печатных слов.
Бывают и обратные случаи, когда родственники едут сами, ищут и находят ресурсы, в том числе весьма ценные (вертолеты, пеленгаторы, десятки людей), обеспечивая тем самым успех ПСР.
На длинных ПСР с родственниками выстраиваются отношения, они смотрят форум, маршруты, советуются, регулярно звонят узнать нет ли новостей. Активность и интерес родственников не должны влиять на ход работ, но по факту влияют. При наличии двух одинаковых ПСР с нехваткой ресурсов, звонок родных может изменить в остальном одинаковый приоритет.
Неудачные ПСР приводят к необходимости объяснить родственникам, почему мы прекращаем поиски их деда или отца. Разговоры с родственниками при длинных ПСР - это едва ли не самая психологически тяжелая часть работы РПСР. Чтобы не делать ситуацию еще хуже, мы с первых вводных курсов учим не врать и не обещать, что «все будет хорошо».
Однажды при зимних ПСР я сообщил жене, что мы нашли тело ее мужа. Следующие полчаса я провел в ожидании «скорой», предотвращая членовредительство. Первое, что она сделала, услышав о найденном теле - это с разбегу ударилась головой об печь. С тех пор я стараюсь не сообщать такие новости без врача рядом и не подготовившись заранее.
Для родственников очень часто становится сюрпризом то, насколько малыми силами ведутся поиски. Еще один сюрприз - это разрушение образа спасателей. Вместо бравых мужиков в количестве от двадцати человек зачастую приезжают две девушки в потертых комбезах или того хуже «в гражданском». Немного помогает собака.
Мы и они
РПСР за год отрабатывает сотни случаев. Активный спасатель отрабатывает десятки. 2-5% - это неудачные ПСР, найденные тела: рядом с оброненными лукошками, на тропах, удачный суицид через повешение, утопление, тело в воде, слегка объеденный зверьем труп, тело, спрятанное под валежником.
Перед любым спасателем, который работает в лесу, встает вопрос самосохранения. Нельзя «прирастать» к каждому потерявшемуся или его семье, психика не выдерживает нагрузки. Нужна дистанция, отстраненность и немного профессионального цинизма. Еще нужна поддержка коллег и большое внимание к стрессу и выгоранию.
С другой стороны стоит немного перегнуть палку и вместо здорового профессионального отношения возникает цинизм патологический, пренебрежение и раздражение в сторону потерявшихся и родственников. И снова выгорание, только хуже.
В условиях стресса не стоит принимать сложных решений. Поэтому все ключевые решения приняты у нас заранее. «Интересы пострадавшего» - это не пустой звук для всех спасателей, даже тех, которые вымотаны и раздражены. Мы ищем всех - трезвых и пьяных, умных и глупых, предусмотрительных и беспечных. Мы ищем тех, кто потерявшись и будучи спасен нашими усилиями, вновь идет в лес, вновь без еды и инсулина, в шортах и шлепанцах «на минуточку». Мы опрашиваем заявителей, которые говорят правду и врут. Хотят успеха поисков и плевать на это хотели.
При этом все участники поисков сознают, что потерявшиеся и заявители сами создали те проблемы, которые мы решаем большими усилиями. Спасатели могут относиться к потерявшимся и родственникам по-разному. Неизменной остается радость от успешного поиска и уверенность в том, что тем, кто потерялся и находится на грани гибели, нужно дать еще один шанс. И если надо, то еще один.
Интересно, что потерявшиеся часто вытесняют из памяти собственный опыт. Буквально забывают всю историю и тем более отказываются про нее рассказывать.
У спасателей память лучше, стресс меньше, но все равно через некоторое время отработанные ПСР сливаются в одну полосу, как пейзаж из окна поезда. И только иногда проскакивает в этом потоке что-то яркое или запоминающееся.
_______________________________________________________________
1. Поиски людей в лесу. Введение.
https://tetly.livejournal.com/153652.html 2. Место действия. Чем "природная среда" отличается от леса.
https://tetly.livejournal.com/153865.html