Как дополнительное образование детей пытаются сделать пришкольным

Sep 12, 2013 07:41



Дополнительное образование детей переживает один из самых ответственных периодов в своей истории.

Так называемая "оптимизация" в скором времени может привести систему поддержки талантливых детей к пришкольному участку.

Помните, были при школах такие огороды-теплицы, где дети проходили практику?

Теперь задумывается сделать пришкольными спортивные секции, музыкальные школы, дома и дворцы творчества, технические кружки и секции, детские общественные организации и оздоровительные лагеря - в общем всё, что раньше не входило в рамки школы.

Для бюджетного финансирования несомненные плюсы: одно руководство, одна бухгалтерия, одна система контроля, подбора, подготовки и расстановки кадров, единые стандарты качества...

Вот о стандарты-то и спотыкается эта самая "оптимизация". Если мы смирились со стандартами знаний, то какие могут быть стандарты у художника? Артиста? Исследователя? Первооткрывателя? Фантазера? Инноватора? Литератора? Журналиста?

Не приведет ли желание 100% охвата всех детей дополнительным пришкольным образованием к удорожанию услуг поддержки талантов?

Мы уже наслышаны о появлении сельских монстров культуры: объединении музея, библиотеки, дома культуры, художественной  галереи, кинотеатра  в один Культурный центр.

Нас ждет появление образовательных монстров? Как же это удобно - создать сельский ясли-детский сад-школа-вуз-МУДОД - где все стандартизировано-унифицировано. Все ходят строем и поют песни. Знакомый сюжет?

Давайте так же оптимизируем медицину и построим Родильно-больнично-оздоровительно-морговый центр. На кладбище. Для удобства бюджетного финансирования.

Оптимизация - это когда что-то оптимально удобно людям. В нашем случае  - родителям - основным заказчикам дополнительного образования.

Отдали бы вы своего ребенка в монстроидальное учреждение? Сами бы стали в таком воспитываться?

Давно доказано: эффективность образования, особенно воспитания, во многом определяется индивидуальным сопровождением ребенка в его зоне ближайшего развития.

Давно доказано: эффективность образования, особенно воспитания, во многом определяется индивидуальным сопровождением ребенка в его зоне ближайшего развития.

Иллюзия доступной всеохватной коллективности давно опровергнута.

Да, иногда полезно и даже приятно ходить строем и слушать лекцию большой аудиторией. Но превращать это в систему, значит, на корню убивать в ребенке самостоятельность, ответственность, инициативность.

Приоритетная задача управления образованием на современном этапе - подготовка специалистов дополнительного образования семей, которые еще задолго до рождения ребенка будут вместе с родителями готовиться к появлению духовно и нравственно здорового продолжателя семейного и человеческого рода.

Это значит, что сегодняшние власти, вместо слияния неслияемого, должны главное внимание акцентировать на самоорганизующихся сообществах родителей и педагогов, на некоммерческих и коммерческих инициативах, которые позволят оптимизировать бюджетные расходы так, что пользу почувствует не только власть, но и главные заказчики образования - дети и их семьи.

3-4 сентября 2013 г. в Забайкальском крае в качестве преподавателя-тренера я принял участие в торжествах, посвященных 95-летию российского дополнительного образования.

Вот какой документ мы приняли по результатам серьезного обсуждения тенденций и перспектив развития одного из самых приоритетных направлений социальной политики государства, ответственного за своё будущее...

Открытое письмо
участников Забайкальского краевого фестиваля «Дополнительное образование детей - наше будущее», посвященного 95-летию дополнительного (внешкольного) образования детей (3-4 сентября 2013 г.,  МОУ ДОД «Детский оздоровительно- образовательный (профильный) центр «Наран» Могойтуйского района, 200 делегатов)

ПОДДЕРЖИТЕ!

Педагоги дополнительного образования единогласно согласились с мнением, что оптимизация инфраструктуры дополнительного образования детей - это не есть сокращение количества учреждений или кадров. Это поиск наиболее эффективный путей ее развития и создания благоприятных условий для проявления творчества и инициатив детей.

Анализ кадрового обеспечения ДОД указывает на значительную отрицательную динамику - уменьшение количества педагогических работников за последние 5 лет на 40,3%. Более того, уменьшается доля специалистов с высшим образованием.

Кроме того, можно отметить слабую материально-техническую базу в соответствии с требованиями инновационной экономики, рынка труда, техносферы образования и другими современными требованиями. Более 50% зданий, находящихся в ведении учреждений ДОД, нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции. Наблюдается отсутствие специального программного продукта для реализации программ ДОД, направленного на развитие их интеллектуальных способностей, информационных инновационных компетенций.

Участники Фестиваля отмечают, что сфера  ДОД является одним из наиболее развивающихся сегментов системы регионального образования, с высоким уровнем активности, нарастающей потребностью со стороны частного сектора. Сфера ДОД создает особенные возможности для развития образования в целом, в т.ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития образования. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, при котором  важно сохранение многолетних традиций сферы.

Благодаря дополнительному образованию, Россия богата счастливыми семьями, здоровыми, талантливыми детьми и молодежью, патриотами и профессионалами.

Для развития здоровой, сильной России необходимо:

1. Разработать комплексную, межведомственную программу дополнительного образования семей Забайкальского края, придав ей статус Федеральной инновационной  площадки.

2. Обосновать новые качественные показатели-индикаторы эффективности дополнительного образования детей (связанные с семьей, здоровьем, карьерой, гражданской активностью и др.).

3. Обеспечить не менее 80% занятости детей в учреждениях дополнительного образования детей, построив современные центры, увеличив количество педагогов и их зарплаты.

4. Содействовать открытию инновационных учреждений и организаций дополнительного образования семей. Создать ресурсный передвижной исследовательско-консультационный методический центр, оказывающий им поддержку.

5. Инициировать обучение по специальности «педагог дополнительного образования»  в вузах края.

6. Обеспечить повышение квалификации и переподготовку педагогов дополнительного образования детей на базе ЗабКИПКРПО и других учреждений.

7. Создать межрайонные ресурсные центры для обмена и презентации инновационного опыта,  с возможностью временного проживания педагогов.

8. Сформировать Забайкальский фонд развития дополнительного образования семей, регулярно  организующий грантовые конкурсы для эффективных педагогов; содействующий участию талантливых детей в международных, федеральных, региональных конкурсах и соревнованиях; поддерживающий создание и тиражирование социальной рекламы дополнительного образования детей  и семейного воспитания.

9. Организовать Ассоциацию педагогов дополнительного образования детей, которая возьмет на себя выполнение решений, принятых на фестивале 2013 года и подготовку 100-летия дополнительного образования детей в 2019 г.

Считаем, что ресурс дополнительного образования детей - это ресурс эффективного развития будущего России, так как именно силами педагогов дополнительного образования выявляются и развиваются самые разные дарования и таланты детей, поддерживаются детские инициативы, стимулируется социальная активность несовершеннолетних. Отличаясь демократичностью, вариативностью, личностной ориентированностью, именно система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку, независимо от академической успеваемости и индивидуально-личностных особенностей стать успешным, получить положительное эмоциональное удовлетворение от творческой самореализации и продуктивного созидания.

Счастливый и успешный ребенок, познавший радость самовыражения - это в будущем конструктивный и компетентный специалист, а это, в свою очередь, залог эффективного развития инновационной экономики России и ее конкурентоспособности.

Выражаем уверенность в том, что решение проблем развития дополнительного образования детей не останется в стороне от процессов обновления Забайкальского края, который мы сердечно любим и во благо которого мы готовы трудиться.

С уважением, педагогическая общественность
системы дополнительного образования детей
Забайкальского края

дополнительное образование, Мотиватор24, Чита, dimsi.ru, ДИМСИ, Забайкалье

Previous post Next post
Up