К прошедшему юбилею РККА.

Mar 02, 2018 09:19



Лучше поздно, чем никогда.  Решил вернуться в свой блог, хотя времени ни на что не хватает. Но материалов накопилось много, так что пока есть о чем поговорить. И начать я хочу с поздравления всех офицеров, солдат и т.д., действующих и в запасе, а также будущих с прошедшим 100-летием Красной армии.
В связи с прошедшим юбилеем - два материала. Один - впечатления от пересмотренного мной на днях фильма "Чапаев". Второй - статья из нашей газеты.

Но с перва - С праздником!

1 Фильм «братьев» Васильевых «Чапаев», 1934 год

image Click to view



Даже странно как-то. Этот фильм в детстве видел огромное количество раз, а посмотрел его по настоящему, как кинопроизведение впервые только сейчас. И дело не только в том, что возраст, опыт, сформировавшийся вкус и т.д. Я думаю, что очень важным является именно тот посыл перед просмотром - увидеть заново, как в первый раз.
Мне кажется, что все предыдущие просмотры фактически были пересмотром того, что я увидел (запомнил и создал в голове образ) в первый раз. И вот только теперь я меня создался иной образ, произошло иное восприятие.
Просмотреть, как первый раз в жизни, конечно, не удалось. Это было бы великим счастьем, научиться видеть нечто знакомое как в первый раз. Многие наши беды из-за неумения видеть, а не только смотреть. Но все же, многое увиделось впервые.
Во-первых, начну с самого простого, музыкальность фильма. Это вообще свойственно советским фильмам, особенно мобилизационного периода наше страны - с 1930-х по 1950-е года. Хотя в «Чапаеве» музыку - народные песни - использовали, скорее всего, спонтанно, не оформляя ими смысловой посыл эпизода, героя и т.д. Но песен много и поют их… заслушаешься.
Во-вторых, что бросилось в глаза, это - из песни слов не выкинешь - политическая борьба за кадром, в стране, которую видишь на экране. Телеграмма Фрунзе, а не Троцкого, хотя именно последний и был во главе РККА в тот момент. Притом это обыгрывается, то есть подчеркивается.
В-третьих, совершенно мне не понятная роль комиссара. Я сам офицер, причем застал еще-то время, когда в армии были замполиты. Но комиссар не делал ничего того, что делали замполиты у нас. Я понимаю, что этого и не должно быть. Но свести роль комиссара только к задаче присматривать за командиром, ну как-то странно. Хотя на экране создается образ этакого представителя иного мира, чуть ли не бестелесного ангела.
В-четвертных, эта странная попытка мифологизировать жизнь и смерть Чапаева через довольно запутанный сюжет последнего боя. Все выглядит так, что гений и лихой комдив просто прошляпил врага, не обеспечил нормальную жизнедеятельность своего штаба, нормальную боевую и политическую (Фурманов уехал, вот в чем дело!) подготовку своих солдат (они спят на посту), и погиб совершено бездарно, как и все бывшие при штабе. Я уже не говорю о том, что версия с утопление в реке Урал не является исторически доказанной и всеми признанной. То есть они была предложена именно фильмом за официальную. Что мешало сделать гибель героя не такой нелепой и странной? В общем, с этим сюжетом у меня остались вопросы.
Теперь без всякого там счета, просто в порядке изложения впечатлений. Очень впечатляет игра актеров. Бабочкин - просто великолепен. После него никакой иной образ Чапаева не возможен. Но и другие автеры играют на высочайшем уровне. Даже герои второго, третьего и т.д., плана - то есть буквально все в кадре очень убедительны и естественны. Видимо, сказывается влияние высочайшего уровня театральной школы.
В детстве я почему-то не очень любил сюжет с отношениями Петьки и Анки. Может из-за большого числа анекдотов о персонажах фильма. Может, это было возрастное. Мальчишки больше любят войнушку, чем лирику. Теперь я увидел, что актеры, исполняющие эти роли - Варвара Мясникова и Леонид Кмит - очень я бы даже сказа целомудренно показали развитие отношений между ними. Кстати, узнал, что лирическая тема была добавлена в фильм по настоянию Сталина. Очень показательный момент: снова рядом жизнь, любовь и смерть. А над всем этим бессмертие подвига.
Отметил для себя выраженное через знаменитый диалог Чапаева с Фурмановым о Александре Македонском стремление всего советского народа к учебе. И хотя сам Чапаев из академии Генштаба сбежал, не выдержав сложности процесса обучения, но созданный персонаж наоборот рвется к знаниям.
Так же символически показан процесс наведения порядка в армии (считай в стране). Это выражено в сюжете в борьбе Фурманова (а потом и самого Чапаева) и за внешний вид, и против мародерства.
Ну и конечно, знаменитая речь Чапаева перед солдатами, где он рассказывает какой он командир: доступный, простой и открытый, строгий не только к другим, но и к себе и т.д. То есть по существу был предъявлен идеальный образ нового командира, выходца из народа, гения самоучки, рвущегося к знаниям, и при этом остающегося частью своего народа. Это было очень важно в условиях надвигающейся войны.

Теперь, как всегда дополнения после прочтения материалов по фильму.
Получилось, за деревьями не увидел леса. Вернее, описывая веточки, не описал само дерево. Конечно, фильм «Чапаев» - огромное явление в нашем кино. Путь он прост ... Хотя простота (видимая) говорит как раз о сложности внутренней. Сделать что-то, что внешнему зрителю выглядит простым и цельным - это великое достижение. Таких простых, но бессмертных фильмом - немного.
Фильм о жизни, о стране, о партии, о судьбах легендарных, но близких к нам и живых людях. В этом его сила. И поэтому фильм 1934 года живет и смотрится до сих пор. Хотя не знаю…надо будет показать его своим детям.

2) Наследники Красной Армии? Неюбилейные размышления

"Если же говорить с точки зрения военного человека, то идеология для него существует как тот смысл, ради которого он должен убивать и сам идти на смерть (а именно это, как ни крути, является его долгом). Она должна объяснить ему, ради чего он обязан защищать страну, народ и каждого человека в отдельности.
И если для современного российского солдата идеологии вообще не существует или она для каждого своя, то почему наша Российская армия отсчитывает свою родословную от той, самой первой Рабоче-Крестьянской Армии? И в самом ли деле наши российские солдаты и офицеры считают себя наследниками первых красногвардейцев и революционных матросов «Авроры»?
..."

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

Чапаев, 23 февраля, идеология, советское кино, юбилей РККА

Previous post Next post
Up