![](http://ic.pics.livejournal.com/teterevv/38089018/389750/389750_original.jpg)
Начиная «музыкальный цикл» я и не помышлял ничего большего, как просто делиться радостью от прослушивания нравящейся мне музыки. Но музыка… Это нечто больше чем просто радость.
Мы сейчас готовимся к заседанию
ЛИК по произведениям Шукшина. Среди четырех произведений, которые, кстати, вдохновили в своей время «
Театр на досках» на спектакль «Жду любви», есть рассказ «Думы». Потрясающей своей простотой разговор на очень тяжелые, глубокие и сущностные темы. Он начинается с того, что герой слышит музыку. И пока он ее слышит, в нем появляется, как он сам говорит «душевная хворь», не дающая ему заснуть. А как гармошка перестает будить весь колхоз по ночам, наступает мучительная тишина в жизни героя. Музыка…
В детстве мне вынесли приговор - слуха нет. Но я как-то им обзавелся. Научился играть на гитаре, петь. Пою я много, жена все время просит делать паузы в этом моем увлечении. А я не могу. Помню в Звенигороде, будучи еще подростком, много гулял по лесу с собакой и пел во все горло. Мне это приносило такую радость и утешение, что стало частью меня.
Самый любимый мой сон тот, где я пою хорошо. Где у меня отличный голос и я все им могу выразить. Самые любимые мои фильмы музыкальные. И первым из них был в 1986 году «Певучая Россия» о судьбе М.Е. Пятницкого и созданного им народного хора. Он не лишен, конечно, некоторых чисто позднесоветских прибамбасов. Но в целом о музыке, а не об идеологии. О музыке и пении.
В этом фильме очень много поют. Но найти в интернете я смог лишь два фрагмента:
1 «Хуторок», на стихи Кольцова, автор музыки не известен.
Click to view
2 Нарезка разных кусочков с песнями из фильма.
You can watch this video on www.livejournal.com
Что значит петь? Голос ведь это лишь инструмент. А что на нем играет? Душа? Ум? Дух? А насколько это разделимо в человеке?
У меня нет особого голоса. Я не владею техникой. И потому мой пример непоказателен. Я заметил, что хорошо получается лишь тогда, когда ты удерживаешься на границе между двух стихий. С одной стороны, полностью уйти в эмоции петь «душевно», то есть песня становится криком души. Тут уж думать о том, как получается, не приходится.
С другой стороны, когда поешь механически, стремясь к правильности. Может правильно и получается, но песни нет. Наверное, певец это тот, кто описанную грань в себе нашел и может на ней удержаться.
Хотя было бы просто невежеством сказать, что этой способности достаточно и без техники можно обойтись. Еще один мой любимый фильм «
Портрет Альфредо Крауса». Где этот известнейший испанский тенор много говорит о технике пения и показывает, как она позволяет использовать данные тебе инструмент.
Но опять же все свести к этому нельзя. Инструмент никогда не зазвучит сам по себе. И на примере некоторых ушедших с оперной сцены (то есть достаточно хорошо овладевших голосом) российских теноров, мы видим, как техника не закрывает пустоту ее применяющего.
Прошу прощения за долгую подводку. Но теперь будет понятно, что приводя ниже примеры сложных партий, я призываю увидеть не только блестящую технику, но пение, как нечто большее. Музыку как таинство, которое, как в рассказе Шукшина, заставляет болеть «душевной хворью» над вечными вопросами.
3. Моцарт, «Волшебная флейта», 2 ария Царицы ночи. Это любимейшая моя оперная женская партия. Есть два исполнения, которые я могу слушать бесконечно. Одно из них использовано в нелюбимом мной фильме «Ешь, молись, люби». Там поет, судя по всему, голландская прима Кристина Дойтеком.
Click to view
Не менее гениально исполняет ее и моя любимая
Мария Каллас.
Чтобы оценить всю гениальность Моцарта предлагаю прослушать ее еще раз ну уже на русском языке в исполнении советской украинской оперной певицы (колоратурное сопрано) и педагога Евгении Мирошниченко:
Click to view
Насколько неожиданным кажется тема арии до ознакомления с ее текстом, настолько же естественно она воспринимается после. И все благодаря музыке великого австрийца.
4. Завершу я мужской партией. Ария вавилонского царя Набукко «Ah, Prigioniero Io Sono» из IV акта «Набукко», Верди в исполнении потрясающего Тито Гобби.
Click to view
Иллюстрация: «Концерт на гуслях», Николай Петрович Богданов-Бельский.
Добавить в друзья в:
ЖЖ |
ВК |
твиттер |
фейсбук |
одноклассники