Метафизика Лермонтова 6. «Как власть имущий…»

Sep 28, 2015 10:00


Это уже восьмой текст, посвященный личности и творчеству великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Начиная, я не думал, что это так затянется. Как мне кажется, сказанного ранее уже достаточно, чтобы понять если не его с самого, то мое отношение к нему. А на большее я и не претендовал самого начала. Я описал ту точку, с которой я всматриваюсь в этого человека и его великое наследие. Можно сказать ракурс восприятия.

Космизм, причем не астрономический, а историософский и антропологический. Любовь, как взыскание Высшего и идеального отношения с людьми. Несение дара, как миссия, принятие всех терний этого пути, вплоть до одиночества и смерти. Неразрывность души от всего мира и соответственно истории всего человечества и своего Отечества.

По ходу своих размышлений я предложил поговорить потом и отдельно о некоторых темах. Среди них: отношение Лермонтова к смерти; отношение Человека с Богом и патриотизм в понимании Лермонтова. Итого еще три текста. Это снова много. Поэтому я решил сделать небольшую передышку. И сегодня поговорить о чем-то, что не вошло в обозначенные направления будущих размышлений, и не было проговорено ранее.

Л.Н. Толстой - великий русский писатель, к творчеству которого я отношусь сложно, выделяя в нем этапы и произведения, которые я, как христианин и человек принимаю, а другие категорически нет. Но не признать его величие и значимость для русской культуры - было бы просто безумием или проявлением очень большой «оригинальности». И потому слова, сказанные им о Лермонтове, важны сами по себе. Даже само внимание этого гиганта слова к творчеству человека, прожившего менее двадцати семи лет, говорит о многом. Но мне особенно важно то, что сказал Толстой.

«Вот кого жаль, что так рано умер! Какие силы были у этого человека! Что бы он сделать мог! Он сразу начал как власть имущий. У него нет шуточек. Тургенев -литератор, Пушкин тоже им был, Гончаров - еще больше литератор…Лермонтов и я - не литераторы».

Я не буду спорить с произведенным Толстым ранжированием великих русских писателей. Согласен я с ним в этом или нет - не суть важно. Мне важны выделенные слова.

В прошлом тексте я рассказал о том, что, по моему мнению, многое, если не все, в судьбе и творчестве Лермонтова определяло это восприятие себя как носителя дара, а своей жизни как миссии служения ему. А такое восприятие стирает грань между судьбой и даром, творчеством и самим автором. У Лермонтова это просто бросается в глаза. Я вижу это и у Толстого, с личностью которого я знаком не столь хорошо. Оба они, описывая боль, терзания, поиск ответов на проклятые вопросы  пишут всегда о себе и от себя.

И потому Лермонтов ни капли не литератор. Про остальных оставлю на совести Толстого. А писать от себя все равно, что отдавать себя. Именно это я понимаю под славами власть имущий. Потому что, по большому счету, только этим мы и вправе распоряжаться. На остальное у нас власть весьма условная.

Лермонтов очень цельный автор. Не в понимании отсутствия у него противоречий и нестыковок. Писать он начал рано и по мере взросления в его понимании подымаемых вопросов многое менялось. Но не менялось его искренность и вложенность  себя во всем, что он пишет.

Другая грань этого качества, неразрывность тем его творчества между собой. Я приведу одно из очень ранних его стихотворений:

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку…
Казалось бы социальная, гуманистическая тематика. Но вот последняя строфа.

…Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
«Нищий», 1830
Оказывается лирика. Можно ли выделить что-то главное, а другое как второстепенное в этом, почти детском по годам создания, стихотворении? Все слито и сплетено.  Или знаменитый «Парус», 1832:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Я читал, что единственные кроме паруса светлые пятна на созданной поэтом картине: свет лазури, золото солнечного луча, - это отсылка к образу все той же уже упомянутой мной Вареньки Лопухиной. И снова лирика вторгается в другую область. Опять все смешивается в неразделимую гамму.

Понимание этого свойства поэта просто необходимо при разговоре о творчестве Лермонтова. Говорим ли мы о его патриотизме и гражданственности, говорим ли мы о нем как социальном поэте и т.д. Но это сверхважно когда мы говорим о его метафизике.

Поклонники творчества Лермонтова насильственно втягивают его в спор между собой. Тема спора следующая: на чьей стороне был Лермонтов, революционеров или их противников? Те, кто записывает без оглядки его в лагерь чуть ли не декабристов, конечно же, приводят «На смерть поэта» и «Прощай немытая Россия». Сам помню по школе, как именно в таком ключе нас учили воспринимать эти два произведения.

Я уже приводил ссылку на лекцию моего товарища из Перми, в которой он как филолог разбирает те детали этих произведений, которые выпадают при упрощенном идеологическом подходе. Но само название уже говорит о том, что весь обличительный пафос был откликом на личную драму поэта, вызванную смертью Пушкина. Лермонтов буквально слег, узнав о трагической смерти своего кумира. Были ли без этого брошены в лицо монархии и свету эти слова, сыгравшие такую зловещую роль в собственной судьбе поэта - еще вопрос.

Снова отсылаю к упомянутой лекции, где рассказывается, что в этом обличении было много субъективно-личностного. Лермонтов излил еще и обиду древнего рода Арсеньевых. Да и не только его, а всех подобных ему, отодвинутых от власти во время петровских реформ и в последовавшие за ними годы.

Там же обсуждается и проблема авторства стихотворения «Прощай немытая Россия». Пересказывать не буду. Кому интересно, ссылку я дал.

С другой стороны приводится не менее «убийственный» аргумент - «Предсказание», 1830. Где Лермонтов рисует ужасы будущего бунта черни и торжества низости. Особенно любителей этого стихотворения приводит в восторг его окончание:

В тот день явится мощный человек,

И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Мол, юный провидец в неполные 15 лет описал Ленина.

Я призываю сторонников обеих подходов, раздирающих Лермонтова на части, вспомнить с чего я начал, с его цельности и личностном присутствии в своем творчестве.

В это время, по словам его первого биографа Висковатого, Лермонтов активно интересуется фигурой Пугачева и его бунтом. Через своего воспитателя, старого француза, он что-то слышит об ужасах Великой Французской революции. Будучи еще мальчиком, он сталкивается с ужасами бушевавшей в его родной губернии холеры.

А при этом доминантой его осмысления жизни были вопросы об источниках зла в человеке. Его роман «Вадим» полностью посвящен этой теме. Он пишет в письмах о том, как мучительно выдавливает из души все, что в ней есть от ненависти и злого, для героя этого неоконченного романа.

Я бы мог привести еще аргументы, типа ссылок на стихотворения той поры о гражданском протесте, справедливости борьбы против тирании, но зачем? Я тогда сам невольно соглашусь с этой упрощенной схемой, согласно которой Лермонтов обязан быть по одну из сторон обозначенного выше окопа. Но сам Лермонтов всю жизнь старательно избегал партий и сообществ, так как видел в этом ущербность для цельного восприятия вопроса. Недостаток это в его взглядах на мир, или достоинство я тут не обсуждаю.

И последний аргумент, о том «человеке в плаще». Этот образ собирающий в себе некие начала зла в мире мы видим у Лермонтова и в других произведениях того времени.
Вот с запада Скелет неизмеримый
По мрачным сводам начал подниматься
И звезды заслонил собою...
И целые миры пред ним уничтожались,
И все трещало под его шагами,-
Ничтожество за ними оставалось -
И вот приблизился к земному шару
Гигант всесильный …
Ночь 2, 1830
Он здесь. Стоит. Как мрамор, у окна.
Тень от него чернеет по стене.
Недвижный взор поднят, но не к луне;
Он полон всем, чем только яд страстей

Кто ж он ? кто ж он, сей нарушитель сна?
Чем эта грудь мятежная полна?
О если б вы умели угадать
В его очах, что хочет он скрывать!
Ночь 3, 1830
Вот, хотел написать коротко, чтобы отдохнуть, а вышло опять длинно. Надеюсь что не скучно.
Итак, я  на время оставляю тему Лермонтова. В конце концов, надо дочитать книгу о нем и разобраться с боле поздним его творчеством. Оставляю, но не бросаю.

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

метафизика, культура, Лермонтов

Previous post Next post
Up