Метафизика Лермонтова 3. Поиск Неба на земле

Sep 16, 2015 08:06



Тема любви у Лермонтова одна из основных на протяжении всей его быстротечной творческой жизни. Но с самого начала его обращения к ней и до последнего его лирического стихотворения это чувство у Лермонтова неразрывно связано с недостижимостью возлюбленного им идеала. А что такое любовь, как устремление к несбыточной мечте, недостижимому идеалу? На мой взгляд, это состояние очень близкое к вере.

Только я заговорил о метафизике Лермонтова, как, с одной стороны, последовали предложения ее искать в его патриотических стихотворениях, а с другой, отказ ее видеть в космизме поэта. Это в высшее степени неожиданно.

О патриотизме я собирался говорить позже, потому как увидеть его специфику у Лермонтова, на мой взгляд, можно только поняв его метафизику. Именно метафизика первична по отношению к другим основаниям жизни и творчества не только у Лермонтова, но и каждого из нас.

Как мы видим себя и мир вокруг нас? В высшей степени эгоцентрично. Да, Коперник и Галилей окончательно утвердили в общем мнении, что Земля вращается вокруг Солнца. Но мы-то все уверены в другом: весь мир по-прежнему вращается вокруг нас. Мы смотрим на свои проблемы, как на самые сущностные проблемы бытия мира. Это и понятно, потому как этот мир для нас есть лишь пока в нем есть мы. Я сознательно все упрощаю, чтобы оголить суть проблемы разговора о метафизике. И лишь тогда, когда человек поднимается над описанным выше видением себя и мира, начинает осознавать свою связь с чем-то что большим и продолжительным в истории, чем он сам со своими рефлексиями и переживаниями, то только тогда и начинается метафизика.

Когда Лермонтов описывает Землю и нас на ней, не как пуп Вселенной, а как несущуюся во мгле мироздания светящуюся точку, одну из мириады таких же; когда он показывает масштаб человека, отбросившего такой подход, - тогда он предельно метафизичен. Ибо возвыситься над этим дрожащим в своих переживания созданием, отождествляющего самое себя с бренной и ничтожной точкой во мгле небытия, можно только взглянув на все с иных, более высоких и вечных позиций.

И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг
1831-го июня 11 дня
Именно поэтому у Лермонтова рядом с космическим взглядом на мир всегда разговор о жизни и смерти, чести и любви.

Я не думал, начиная эту тираду, что закончу ее словом любовь. И уже собирался продолжать размышления о космизме и метафизичности Лермонтова, как поймал себя на мысли, что очень хорошо было бы поговорить именно о любви.

Для меня как христианина, Любовь - это не что, а Кто. Любовь одно из имен Бога и путей к уподоблению Ему. Любовь - в высшей степени метафизична, так как она обязывает человека вынести точку зрения на мир и окружающих его людей за пределы своей личности.

Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.(Гал.5, 14)
Тема любви у Лермонтова одна из основных на протяжении всей его быстротечной творческой жизни. Но с самого начала его обращения к ней и до последнего его лирического стихотворения это чувство у Лермонтова неразрывно связано с недостижимостью возлюбленного им идеала.

Моментом, когда мне показалось, что я нечто понял в теме любви у Лермонтова, стало осознание неслучайности имен, которые он дал героиням одной из частей «Героя нашего времени», а именно Мария (княжна Мэри) и Вера.

О Печорине к этому моменту мы знали очень много. После «Княжны Мэри» шло окончание рассказа о нем в мистической истории «Фаталист». Мы видели, что Лермонтов «неохотно» расставался со своими героями. Мы встречались уже с Арбениными, и второй раз видим Печорина. Но и второй раз видим Веру, как возлюбленную Печорина. Причем он представляет ее как единственную женщину, которой герой Лермонтова дорожит и которую боится потерять. Кто же эта Вера?

Критики справедливо указывают на Варвару Лопухину, развязка истории любви Лермонтова к которой часто повторяется в его произведениях. Впервые это имя мы встречаем в драматическом произведении «Два брата». Это история преданной со стороны Веры любви молодого офицера, ради выгодного брака с князем Лиговским. Герой произведения, Юрий Радин, судьба которого во многом списана Лермонтовым с себя, зло высмеивает выбор своей возлюбленной. Буквально в тех же словах, как и во время первой встречи в гроте уже в «Княжне Мэри» Печорина и Веры.

Затем мы встречаемся с Верой в «Княжне Лиговской». По сюжету ее любит уже Жорж Печорин (кстати, Григорий Александрович). Вера и тут выходит замуж по расчету за некого князя Лиговского, нарушив тем самым все данные ей Печорину обеты. Тот снова зло и открыто высмеивает ее выбор в пользу старого и глупого князя.

Итак, Веру (Варвару Лопухину) Лермонтов забыть не может. В «Княжне Мэри» Печорин представляется автором как ее любовник, то есть обладающей, но одновременно и нет, ее любовью и судьбой. Но если чувство Печорина к Вере в какой-то степени приземлено, то вторая героиня этой истории поднята автором на практически Небесную высоту. Это сама княжна Мэри. Притом одинаково важны и титул и имя этого персонажа.

Несбыточность своей любви, которую Лермонтов не хочет порочить даже справедливыми на его взгляд упреками в неверности, выражается в этом титуле. Варвара Лопухина стала для него потерянной безвозвратно с выходом замуж за богатого помещика Бахметьева. В произведениях Лермонтова женские персонажи для героев становились таковыми после выхода замуж именно за князей. И потому княжна, как мне видится, это некий символ недоступности предмета переживания Печорина (не знаю можно ли назвать это любовью, говоря об этом персонаже).

Но с другой стороны, юная княжна не замужем и потому чиста. Тем самым Лермонтов соединяет в ней недоступность и чистоту его любви. Именно что недоступность достижения своего идеала. А что это за идеал? Я, конечно, опасаюсь упреков во фрейдизме, но все же рискну предположить, что данное героине имя неслучайно. Это имя его матери!

Мы видим как бы две любви Печорина: земную и небесную, плотскую человеческую, и недостижимую в ее чистоте.

Лермонтов, как мне кажется, через первую всегда искал вторую, и оттого несбыточную, потому как она была небесная и чистая. Мы знаем несколько сильных влюбленностей поэта. Во всех любовных переживания Лермонтова (от Н.Ф.И. до Лопухиной) он ищет Небесное в земном. А это недостижимо. И сам Лермонтов это признает.

После стольких размышлений о Лермонтове настало время дать слово ему самому.

И если о любви пою -
Она была моей мечтою.
Как метеор в вечерней мгле,
Она очам моим блеснула
И, бывши все мне на земле,
Как все земное, обманула.
Стансы, 1831
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
К *** (Я не унижусь пред тобою…), 1832
Послушай, быть может, когда мы покинем
Навек этот мир, где душою так стынем,
Быть может в стране, где не знают обману,
Ты ангелом будешь, я демоном стану!
«Послушай, быть может, когда мы покинем» 1832

Я видел тень блаженства; но вполне,
Свободно от людей и от земли,
Не суждено им насладиться мне.
Быть может, манит только издали
Оно надежду; получив,- как знать?-
Быть может, я б его стал презирать
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая!- любить
Я видел тень блаженства 1831
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая!- любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
1831-го июня 11 дня
Сюда же можно отнести сюжет повести «Штос», где художник ведет соперничество с мистическим стариком за обладание сошедшей с картины женщиной, идеалом его грез и мечтаний.

Отдав себя всеми этими разговорами в руки лермонтоведов, я хочу заключить свой пост вопросом. А что такое любовь, как устремление к несбыточной мечте, недостижимому идеалу?

На мой взгляд, это состояние очень близкое к вере. Прошу прощение за случайный каламбур с именами героинь Лермонтова.
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел…

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов…

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Ангел, 1831
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала.
1831-го июня 11 дня

Не изведав материнской любви и направив свой поиск к небесному ее присутствию в своей жизни, Лермонтов не мог уже понизить этой заданной планки и в отношениях с другими женщинами. Оттого и Печорин при своем последнем свидании с княжной, даже признаваясь, что еще минута и он готов пасть на колени перед ней, прося ее руки, бежит. Потому что любовь в представлении автора, стоящего за героем недостижима и обладание женщиной обязательно приведет к потере этой высоты ожидания, к смерти самого идеала. Что и случилось с Бэллой ранее по порядку повествования, но позже по биографии героя.

Попытка Печорина вернуть себе Веру представляется автором  также невозможной, потому как это будет просто земным чувством. По-видимому, тем, что автор не мог считать настоящей любовью.
Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

метафизика, культура, Лермонтов

Previous post Next post
Up