Leave a comment

Re: не развивается линейно nechiporenko_a September 25 2015, 12:01:25 UTC
Пожалуйста, внимательно перечитайте, что именно я написал. Потому что Вы не совсем поняли.
Во-первых, как раз указание на то, что евреи Ветхого Завета попросили себе царя и тем самым лишили себя прямого водительства Богом - это аргумент анти-монархический. Монархисты не ссылаются на Саула и Давида, обосновывая монархию. А вот антимонархисты постоянно указывают на то, что монархия была "снижением качества" по сравнению с прямым водительством Бога.
Во-вторых, я как раз написал, что Иисус Христос не называл Себя земным царем, но Он - Царь Небесный. В Царствии Небесном - не демократия, а монархия! Вот в чем дело. И для верующих земная жизнь строится по образу Царствия Небесного, хотя всем понятно, что это не одно и то же: одно - это жизнь земная, другое - Царствие Небесное.
В-третьих, я писал не о положительных исторических качествах монархии, а о ее сакральном смысле и значении. Ведь Вы же пишете текст об отношении Церкви и государства и текст претендует на аналитичность. Значит Вы должны понимать и учитывать, в какой картине мира сама Церковь и верующие люди понимают монархию.
В-четвертых, да, таки нужно говорить о искажениях монархизма и монархической идеи в реальной русской истории. Но здесь опять таки важно, в рамках какой мировоззренческой картины мира Вы сами это мыслите и толкуете эти искажения. Если для Вас история - это поступательное движение, то тогда да: вначале прогрессивное явление (монархия) потом "отживает" и становится регрессивным. Но Вы тогда должны точно предъявить, как устроено Ваше вИдение прогресса. По Марксу? Альтернативная картина мира - Церковная. В ней нет "горизонтального" исторического прогресса, а есть "вертикаль" отношения мира с Богом. В этой истории есть "центр всех времен" - Рождество, Распятие, Воскресение Иисуса Христа. И по образу священной истории (т.е. исторических событий этого центра, описанных в Евангелии) мыслится и обустраивается вся историческая земная жизнь. В этой картине мира монархия - не исторически-преходящее явление, не один из видов государственного правления (монархия, аристократия, демократия, тирания, охлократия), а ОБРАЗ небесного ПЕРВООБРАЗА.

Reply

В Царствии Небесном - не демократия, а монархия! teterevv September 25 2015, 12:21:39 UTC
Очень смелое утверждение. О том что Там и как Там будет мы не знаем. А образы даваемые нам Богом по понятным причинам берутся именно из нашего земного опыта. Сам же лично я содрогаюсь от таких вот упрощенных схем восприятия Бога в будущем Небесном Отечестве.
И еде раз повторяю. Правильные ли или неправильные но обоснования законности монархии с точки зрения религиозных контекстов со ссылками на древность этого устройства мне приводили именно монархисты. Благодаря Вам теперь буду бить Вашими аргументами в этой части.

Reply

Re: В Царствии Небесном - не демократия, а монархия! nechiporenko_a September 25 2015, 12:37:15 UTC
Вы правы Вы том, что это, конечно, только образы.
Но образы не только отличны от первообраза, но и что-то открывают в нем. Ведь мы не можем отрицать значимость слов Самого Иисуса, когда он говорит именно о Царствии Небесном. Или "Царствие Мое не от мира сего". Такое отрицание было бы неверием.
Дело в том, что так называемое апофатическое богословие, указывающее, что мы доподлинно не знаем и не способны постичь Бога, относится именно к сущности Самой Троицы. А вот то, относительно чего нам дано Самим Богом Откровение - это не предмет апофатики. Это как раз то, над чем мы должны думать и с чем сверять свою земную жизнь. То есть это - элементы Завета. И в этом смысле как раз монархия и осмыслялась в православном царстве - как образ первообраза, о котором было дано Откровение.

Reply

образы не только отличны от первообраза teterevv September 25 2015, 12:56:07 UTC
предлагаю на этом остановиться, так как провести грань между образом и Прообразом. лично я не решусь.
Что касается апофатического или катафатического богословия то тут опять же не так все просто. Иначе мы обязан все притчи Спасителя воспринимать как описание реальности во всех смыслах этого слова. Где в Его словах окончание языка притчи? В можете сказать? Я нет.

Reply

Re: образы не только отличны от первообраза nechiporenko_a September 25 2015, 13:12:49 UTC
Давайте действительно остановимся. Вопросов на самом деле много, я согласен. Только одно замечание напоследок. Образ нужен вообще говоря не в той функции, как в науке используются модели - не в функции изобразить некий объект "как он есть на самом деле". Образы нужны как средство, чтобы мы могли с их помощью правильно организовать себя и свою жизнь. В этом контексте понимание православными монархии по небесным образам - это преобразовании в мысли и в государственном строительстве предыдущих представлений (от Платона и Аристотеля идущих в теории и от языческих царств - на практике). А с вот этой реальной христианской практикой просто необходимо считаться в отношении к обсуждаемой Вами теме. Иначе будут непонятны и те отступления, которые были в истории и те, что были, например, привнесены Петром Первым.

Reply

СпасиБо teterevv September 25 2015, 13:16:21 UTC
Любая схема, в том числе и предложенная мной, есть упрощение. Это всегда имеет оборотную сторону. Вы верно на это указали.

Reply


Leave a comment

Up