Кто же реально вышел на защиту исторической памяти и достоинства 9 мая? Те, кто нес фотографии героев войны, закончившейся 70 лет назад? Или опять поднялись на святое и правое дело защиты Отечества наши фронтовики? Смогли ли их потомки выйти без них? Ради них! Потому что позволили у нас отнять то, ради чего они клали свои судьбы и жизни на алтарь Истории! Ради избытия позора нашего поражения!
Совершенно по-другому воспринимаешь войну, когда вглядываешься в судьбу конкретных людей, опаленных ее огнем. У меня в руках
127 номер нашей газеты ,
в котором после вступительной статьи Главного редактора все заполнено рассказами активистов «Сути времени» о своих родственниках ветеранах и воинах, павших на фронтах Великой Отечественной. Под каждой историей - текст представления к правительственной награде. Я прочел этот номер на одном дыхании.
Не может оставить равнодушным то, как описывают историю своих героических предков наследники их Победы. Это уже не просто пересказ семейных историй, а что-то другое. Что-то, в чем видна попытка примерить на себя шинель своего деда или отца. Посмотреть на их ратный путь другим, не замыленным формальностями взглядом. Порою в их словах звучит такая живая и пронзительная боль утраты по отношению к погибшему воину, или любовь и восхищение подвигом вернувшегося с войны, что ком подступает к горлу. Вот она, та связь мертвых и живых, о которой так часто говорит С. Кургинян, в том числе и во вступительной статье к этому номеру газеты.
Не менее волнующе и чтение представления к наградам. В этих коротких уже отчасти казенных строчках есть все! И историческая правда! Подвиг каждого героя описывается буквально: до каждого подбитого танка и самолета, до каждого уничтоженного врага, каждой восстановленной линии связи и т.д. Кроме это видна искренняя радость и гордость командиров за своих воинов, совершивших подвиг. То, как они описывают, - какими словами и с каким чувством, - все говорит о фронтовом братстве и осознании общего, большого священного дела, перед лицом которого все равны. Кроме этого, виден и сам Подвиг. У кого-то яркий и наполненный быстротой, решительностью действий. У кого-то точностью и своевременностью решения какой-либо задачи. У кого-то вообще неброскими будничными делами, не становящимися от этого
менее важными и нужными делу общей победы.
А еще со страниц газеты на нас глядят фотографии этих людей, военные судьбы которых вызывают такие яркие эмоции. Десятки лиц. Вспоминаешь кадры прохождения «Бессмертного полка» и видишь уже сотни тысяч лиц. Вспоминаешь ту цену, которую заплатил Советский народ за Победу и видишь миллионы лиц.
Но уже два дня я заставляю себя выныривать из этого священного потока, чтобы вглядеться и в другие лица. Лица тех, кто позволяет себе глумиться над памятью героев, страны и народа, победивших в той войне. А еще ранее, в серии о Пропаганде, я пытался всматриваться и в ту сущность, которая порождает этих стреляющих и плюющих в спину нашим воинам. Зачем я это делаю? Отчасти оттого, что не могу забыть этого чувства родства с павшими и победившими предками, и гордости от причастности к этому родству. А когда ты испытываешь эти чувства и вдруг встречаешь презрительный взгляд или в сторону ветеранов, или в сторону тех, кто вышел на улицы с их портретами, то хочется что-то сделать. Хотя бы написать текст.
Отчасти и потому, что осознав факт войны, которая ведется с нами и с памятью павших, надо занимать место в окопе. Пусть и в информационном.
Выше я уже отметил, что одной из удивительных черт этого
Гражданского порыва, чем явилась акция «Бессмертный полк», является стремление общества к обретению исторической правды. Чем еще можно объяснить эту массовость и искренность вышедших на улицы людей? Двадцать с лишним лет прямо или маскируя нам вбивали в головы, что никаких особых заслуг страны в той Победе нет. Никакого особого героизма наш народ не проявлял. Никаким единством и священным братством народы СССР объединены не были.
Потом полыхнуло на Украине чем-то очень похожим на ту войну. И вот по улицам России и зарубежья в единый строй встали герои, невзирая на всякие различия их национальностей, места жительства и величины их подвига. И портреты героев несли их потомки так же, невзирая на уже сегодняшние разделения. Все это как бы отвечало хулителям истории: Мы есть! Историческая правда есть! И она говорит совершенно обратное тому, что говорите вы.
А ведь этот порыв к восстановлению исторический правды и справедливости начался не в день Парада и прохождения «Бессмертного полка». Он начался раньше, гораздо раньше. Не этим ли вызваны были истерики со стороны тех сил, которые стараются, чтобы наш народ смирился с исторической ложью о себе? Об этих силах подробнее я буду говорить позже. Сегодня же я хочу завершить свой текст вопросом.
А выдут ли наши дети через 20 лет таким же маршем?
Для меня этот вопрос не праздный, так как, с одной стороны я сам многодетный отец, а с другой - активно участвую в программах патриотического воспитания молодежи. И я не уверен, что дети, насмотревшись фильмов, которые мы обсуждали выше, начитавшись современных учебников по истории, наслушавшись всякого рода публицистов и т.д., - не поведутся на их откровенно власовскую пропаганду.
Не верите? А давайте зададимся другим вопросом.
Кто же реально вышел на защиту исторической памяти и достоинства 9 мая?
Те, кто нес фотографии героев войны, закончившейся 70 лет назад? Или опять поднялись на святое и правое дело защиты Отечества наши фронтовики? Смогли ли их потомки выйти без них? Ради них! Потому что позволили у нас отнять то, ради чего они клали свои судьбы и жизни на алтарь Истории! Ради избытия позора нашего поражения! Выйти не под праздничные фанфары раз в году, и не обязательно на улицы. А для того чтобы, увидев войну с нами и решив в ней победить, заступить на внутренний пост! И сказать себе, как в годы той войны говорили они: «Ни шагу назад!» и «Наше дело правое и победа будет за нами!».
Я меня нет такой уверенности. Вот и выходит, что не мы, а наши предки снова и снова заступают на свой оборонительный рубеж. Но у меня есть надежда, что это становится возможным. Дай-то Бог!