Aug 14, 2012 08:48
Зимой 1880 года, в один из туманных, тихих вечеров сильный взрыв потряс здание Зимнего дворца…было убито и ранено 40 человек и солдат...Судебное расследование обнаружило совпавшее с взрывом внезапное исчезновение из дворца одного недавно нанятого камер-лакея. Последний, по-видимому, принадлежал к партии, которая получила название «нигилистов» - людей, задавшихся целью уничтожения, ниспровержения строя и форм жизни, и являющихся, в сущности, зародышем будущего большевизма. (Вел. кн. А. М. Романов, Книга воспоминаний, 63-64)
Писатели, студенты, доктора, адвокаты, банкиры, купцы и даже крупные государственные деятели играли в либерализм и мечтали об установлении республиканского строя в России, стране в которой только девятнадцать лет пред тем было уничтожено крепостное право.
Восемьдесят пять процентов русского народа было еще неграмотно, а наша нетерпеливая интеллигенция требовала немедленного всеобщего избирательного права для созыва Учредительного Собрания. Готовность Монарха пойти на уступки еще более разыгрывала аппетиты будущих «премьер-министров», а пассивность полиции поощряла развитие самых смелых революционных планов. (Вел. кн. А. М. Романов, Книга воспоминаний, 64)
…кроме С.-Петербурга, Москвы и нескольких крупных провинциальных центров, в которых выходили газеты, вся остальная страна питалась слухами. (Вел. кн. А. М. Романов, Книга воспоминаний, 73)
В воскресение 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго… Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва. -Это бомба! - сказал мой брат Георгий…В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате…Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей. -Государь убит!- крикнул он…прибывший градоначальник сделал подробный рапорт о происшедшей трагедии. Первая бомба убила двух прохожих и ранила казачьего офицера, которого злоумышленник принял за моего отца. Император вышел из экипажа невредим. Кучер умолял его вернуться боковыми улицами обратно во дворец, но Государь стал оказывать помощь раненным. В это время какой-то незнакомец, который все время стоял на углу, бросил вторую бомбу под ноги Государю. (Вел. кн. А. М. Романов, Книга воспоминаний, 74-76)
Влево от меня стоял новый император. Странная перемена произошла в нем в этот миг. Это не был тот самый цесаревич Александр Александрович, который любил забавлять маленьких друзей своего сына Ники тем, что разрывал руками колоду карт или же завязывал узлом железный прут. В пять минут он совершенно преобразился…- Ваше Величество, имеете ли какие-нибудь приказания? - смущенно спросил градоначальник. Приказания? - переспросил Александр III. - Конечно! Но, по-видимому, полиция совсем потеряла голову! В таком случае армия возьмет в свои руки охрану порядка в столице! Совет министров будет собран сейчас же в Аничковом дворце.
Он лад рукой знак цесаревне Марии Федоровне, и они вышли вместе. Ее миниатюрная фигура подчеркивала могучее телосложение нового Императора.
Толпа, собравшаяся пред дворцом, громко крикнула «ура». Ни один из Романовых не подходил так близко к народным представлениям о Царе, как этот богатырь с русой бородой. (Вел. кн. А. М. Романов, Книга воспоминаний, 77-78)
Александр II,
нигилизм,
убийство Императора,
цитаты,
большевизм,
покушение на Императора,
Великий князь А.М. Романов,
История России,
Мария Федоровна,
Александр III,
Книга Воспоминаний