МАДРАС ПОД ЗВЕЗДОЙ ДАВИДА
После второго пришествия в Дели (о котором я вкратце рассказывала), мы полетели в Ченнаи.
Ченнаи - большой южный индийский город на берегу Бенгальского залива. Лично мне он исторически известен по своему прежнему названию Мадрас.
Едем мы из аэропорта - я смотрю в окно. Мне сразу же нравится этот город!
И его люди мне нравятся J
Ченнаи - старинный, но активно развивающийся город. Здесь много строек и строителей. …И вообще все время что-то происходит, повсюду копошатся множество рабочих...
Кстати, про количество работников. Я вовсе не претендую на экономический анализ, просто из личных наблюдений и личных выводов. Так вот, в Индии (и в других бедных азиатских странах), на один маленький набор функциональных обязанностей приходится много работников. На один кирпич - пять носильщиков и восемь укладчиков J Например, заходишь в маленькую кафешку на пять столиков - а там целая толпа сотрудников слоняется и копошится. При этом количество персонала никак не влияет на быстроту обслуживания. Я сперва подумала: вот, мол, какой неэффективный менеджмент. А потом поняла, что он как раз эффективный - для их условий. Рабочие места! Пусть один работник с тряпкой ходит, другой - бревно носит (видела такое - ходит бревноносец через обеденный зал), третий - вилку моет. Зато у всех троих есть работа. А это для многомиллионных агломераций - большой плюс. Может, и не сознательный, но единственно возможный при такой жизни.
...Бывшее английское владение, Ченнаи щеголяет множеством зданий в колониальном стиле. Под густым и пряным индийским соусом, конечно.
Нумера - как обычно, жаркие, с люстрой-вентилятором под потолком.
Из разнообразия фруктов мы выбрали принципиально новую «позицию»: ягоды под названием «джамун» -- терпковатые и сладкие.
Крупный рогатый скот.
В городе есть пляж «Морской», то бишь Марина бич - один из самых длинных пляжей в мире. Он и правда огромный. И широкий! Пески тянутся до бесконечности.
Жар и жажда.
Народу здесь немного. Относительно всегдашнего многолюдья - так вообще никого. Из европейцев - нас только двое.
Однако купаться здесь я не решусь. Все смотрят - и купание просто исключено) Так, только обутки омочить в Индийском океане. Местные, кстати, тоже в воду особо не суются. Никто не загорает (зачем?) и буквально пяток человек плещутся в волнах неподалеку от берега.
Зато мусора хватает. Ворон тоже.
Лошади тоже есть - всадники прямо-таки настаивают на нашем катании.
А вот асфальтовая набережная - которая за песчаной пляжной полосой - смотрится достойно и вполне современно.
Мимо этого памятника я пройти, конечно, не могла. «Триумф труда». Профсоюзный!
Роскошный Мадрасский университет - один из старейших в Индии. 1857 года рождения. Очень красивые здания, 50 кафедр, музей, шикарные залы, в который проводятся приемы самых высоких государственных деятелей Индии и их зарубежных коллег.
По вопросу общественного питания. Много вегетарианских кафе, поскольку многие индусы - вегетарианцы. Так что надо уточнять. Это кафе оказалось как раз вегетарианское и сугубо аутентичное. Еда очень вкусная, если бы не такая острая. Это блюдо - тикка гоби. Цветная капуста в кляре. Настолько вкусно, что прежде чем загорится вся ротовая полость, это вполне успеваешь понять. Но настолько остро, что дальше есть невозможно. Совсем.
Старинные индуистские храмы и комплексы - произведение искусств до самого мельчайшего камушка. Индусы благоговеют перед ними.
Ученый муж явно из брахманов. Он правда ученый - потом подошел к нам побеседовать, рассказал о храме (бесплатно).
Рабочие в храме. То, как работают люди, можно фотографировать долго.
Прислужник при шивалингаме.
Вот таких ритуальных слонов по улицам водят.
Священное дерево.
Индийские матроны.
И мужчины. Те, что потолще - высшей касты.
И худенькие бедняки - шудры.
У женщины какая-то болезнь. В Индии много встречается людей со странными видимыми болезнями. Есть и прокаженные.
А вот это здание, напоминающее русский терем, возведено в честь знаменитого гуру индуизма Шри Рамакришны и является старейшим и заслуженным центром Ордена Рамакришны в Южной Индии. Хотя вообще-то храм не такой уж старый - конца 19 века.
Для христиан Индии есть множество своих пресвятых мест, и одно из них - Собор Святого Фомы в Ченнаи. Построенный в начале 16 века португальцами, с первого беглого взгляда он и выглядит по-европейски. Но на самом деле, конечно, он тоже индийский, как и все вокруг. Как и индийское христианство - этакое пышное, но домашнее. Когда мы приехали к собору, было уже поздно, пусто и почти и безлюдно, и дивные звуки разносились вокруг - звуки мантрообразного индийского христианского богослужения, завораживающие своим космизмом. При соборе есть музей (где фотографировать вроде как нельзя, но с нами всё можно - семья с детьми активно фотографировалась с нами). И святая святых - место захоронения останков апостола Фомы - того самого Фомы Неверующего, убитого в Индии вероломным копьем! Там тоже фотать нельзя. Около пышной могилы за стеклом - несколько пылких индусов на коленях. Они плачут и усердно молятся. «Вот, -- подумала я недружелюбно, -- убили нашего Фому, а теперь плачут».
Ченнайский вечер темен, жарок и густ от душных запахов.
В Ченнаи две реки: Адьяр, которую очищают, и грязный Кувам. На фото, я думаю, что все-таки Кувам. Такую вонь и грязь трудно найти где-либо еще или себе представить.
Одним из наших квестов было разыскать Теософическое общество, основанное где-то здесь Еленой Блаватской. Это местечко называется Адьяр - маленький городок на реке Адьяр (которая чистая). Знай мы это название тогда, может, поиски были бы проще… Мы думали, стоит назвать слова «теософические общество, Блаватская» любому велорикше - и нас довезут. Нет, это не так. Довезти нас никто не отказывался, и все даже с готовностью трогались с места, куда-то ехали, потом начинали опрос местного населения - махом собирался круг советчиков - нет, никто ничего не знал и не слышал о таком месте. Выходит, идеи Елены Петровны Блаватской не прижились на индийской почве… В конце концов один сообразительный индус привез нас к казенному дому с вот такой табличкой.
Представитель Генерального консульства Российской Федерации задумался, а потом показал, куда ехать.
Наконец, мы приехали. Штаб-квартира Международного Теософического общество. Оно действующее - там ведутся занятия Школы мудрости, проходят съезды представителей Общества из разных стран…
Большие ворота, широкая аллея. Тишина, безлюдье. Первое небольшое здание от входа - библиотека. Заходим. Здесь тишина, прохлада и интеллигентная индийская женщина. А также теософская и религиозная литература на разных языках, в том числе и на русском. Я купила для папы произведение Анни Безант - очень известной и замечательной дамы, масона и оккультиста, теософа и борца за права женщин, деятеля Индии и Ирландии, соратница Елены Блаватской и одного из президентов Теософического общества. И еще я приобрела фотографию Елены Петровны. Мне это было приятно.
Территория теософического общества обширна. Удивительно видеть в Индии, что на такой огромной площади почти никого нет.
Вот дорога, ведущая к зданию штаб-квартиры теософов.
Вот и сама «квартира».
Внутри - просторные залы, памятники Блаватской и ее теософическому партнеру Оскотту, всюду на стенах - теософические изречения… «Нет религии выше истины», например.
По поводу религии: на территории общества, примиряющего все религии во имя единой истины, расположены различные храмы: христианский, мусульманский, индуистский, парсов, сикхов и др.
Всюду царит волшебная атмосфера какой-то на диво уместной запущенности - именно такой запущенности, которая и должна здесь быть. Это не запущенность даже - а другая эпоха. Это натуральный позапрошлый век - с песчаными тропами и заросшими арками. Того и гляди - встретим парочку теософов, беседующих о единстве всего сущего, а то и саму Елену Петровну.
Вот, кстати, ее бунгало.
Это библиотека и исследовательский центр. Внутри - настоящий храм науки, но фото запрещены.
Аллея Блаватской и символ теософического общества - звезда Давида.
Огромный парк Общества - парк тысячи духов. Множество арок, памятников, теософских символов, мест с посвящением различным деятелям, деревьев, высаженных на земле с разных уголков планеты…
Здесь растут баньяны - деревья с самыми большими кронами на земле. Начиная свою жизнь паразитом, баньян (бенгальский фикус) свешивает свои воздушные корни с плеч приютившего его дерева, врастает ими в землю, убивает хозяина, и через много лет сотни ног шага за шагом завоевывают все больше и больше пространства. Адьярские «баньяновые комплексы» - одни из самых больших в Индии и в мире.
Это все - Адьяр, это все - теософия…
И это - теософия) Здесь я встретила знакомых с детства жуков-«солдатиков», необыкновенного плюшевого жука и песочные замки-термитники.
Ну все, на теософическом обществе ставим - не крест, нет, а звезду Давида.
Следующий квест, по возвращению в Ченнаи - поиск ресторана «Макдональдс». Мы совершенно точно где-то здесь видели желтую «М», и теперь хотим туда попасть… Но это едва ли не сложнее, чем отыскать общество Блаватской. Встречные индусы не знают о «Макдональдс», рикши и таксисты совершенно не в курсе, что это за фаст фуд такой. С большим, очень большим трудом, практически случайно опять находим желтый двухъярусный мостик. «Макдональдс» находится в крупном торговом центре. Посетители его - совсем не индийские рикши, а публика похоленее. Здесь есть и кинозал - идем туда на просмотр только что вышедшего «Ледникового периода-4». У входа в зал очередь привычно делится на две части - мальчики и девочки, идет тщательный осмотр и выемка всех возможных карт памяти. Зал прекрасный, качество звука и видео - тоже.
И вот еще напоследок немножко фоток из альбома под названием «Ченнаи, Ченнаи!» (слово нравится, да).
А после Ченнаи мы попали в город с не менее привлекательным названием Тируччираппалли.