Совсем недавно, проходя мимо Академии Каррара в
Бергамо, я смотрела и говорила себе: "Нет, не сейчас". Мой отказ от искусства был обусловлен тем, что часть экспозиции уехала в Москву с апреля по конец июля. А посещать музей, когда там нет части шедевров не хотелось.
Каррара торжественно отложена на потом. Но и московскую выставку я лицезрела. И безумно довольна. За две недели удалось увидеть две отличные мостре - одну в Милане (про нее
здесь) и другую в Первопрестольной. Поэтому сегодня я рекомендую москвичам добраться до Пушкинского музея до 27 июля на встречу с шедеврами Возрождения из собрания лучшего музея Бергамо. Ну и уже традиционно мысли и особенно понравившиеся картины.
Номером один идет Лоренцо Лотто со своим "Обручением Святой Екатерины". Я его обожаю и в Бергамо все
шедевры Лотто видела. Какой же он оригинальный мастер и отменный живописец. Я подивилась композиции, где много места отведено... обычному серому холсту. Это показалось очень передовым и революционным. Мелькнула мысль, что Лоренцо за такое здорово досталось, уж больно прогрессивно. Но на самом деле, все оказалось иначе и намного прозаичнее.
Вместо серого холста был пейзаж с горой Синай, где и по сей день в одноименном монастыре хранятся останки моей небесной покровительницы - Святой Екатерины Александрийской. Одному французу в 16 веке пейзаж очень приглянулся и он его вырезал. А реставраторам осталось только нарастить живопись обычным холстом. Но мне и так дико нравится.
Джентиле Беллини. С него (а точнее с его отца Якопо) венецианская живопись началась и разрослась пышным цветом. Очень чувственный и тонкий. Синий цвет непередаваемо прекрасен. Фактура бесподобна. Истинный шедевр, у которого все подолгу стоят. Очень "вкусная" живопись, дающая чувство небывалой гармонии.
Новый для меня автор. Франческо Сантакроче с чудесным "Благовещением". Оно какое-то весеннее и свежее. Цвета репродукции бессовестно врут. Здесь нежнейший голубой, деликатный розовый, легкий зеленый и много света. Романтичный пейзаж меня сразу пленил, ибо напомнил Венецию. Очень красивые лица и движения. Много символичных деталей, которые хочется разглядывать. Картина оставила невероятно светлое впечатление - по-настоящему "Благая Весть".
Приятно удивил Бегоньоне. Я его видела более резким, а персонажей на холстах контрастными и с очень белыми лицами. Воспринималось немного болезненно, что смущало. Мастерство автора было понятно сразу, но колор не давал принять живопись близко к сердцу. И тут что я вижу - люди "живые", пышащие здоровьем, с румянцем и ровным цветом кожи. Красота! Посмотрите, как он здорово пишет: как моделирует складки, как делает детали и какие одухотворенные лица дарит своим героям. Конфетка!
Джованни Баттиста Морони. Великолепный художник. Бергамский между прочим. Он совершенен во всем. Недавно я специально поехала в
Романо, чтобы полюбоваться его
"Тайной Вечерей". Это было потрясение. Морони - необыкновенный портретист. Очень люблю его творчество. А еще манера Джованни мне немного напоминает шикарного Веласкеса. В общем, живопись от Морони - это всегда наслаждение.
Ну и куда же без него:) Великолепный
Сандро Боттичелли. Сказать по правде, в этот раз что-то несильно он меня впечатлил. Портрет Медичи хорош, но остальные две работы воспринялись равнодушно. Подписано "Боттичелли и мастерская". Может, большую часть делали ученики и все дело в этом. Но Сандро для меня всегда Сандро - утонченный, легкий и божественный.
Редкая вещь - рамы отлично подобраны, стилистически едино и грамотно. От живописи ничего не отвлекает. Далеко не все музеи столь благородны в этом деле. Зачастую обрамление жуткое и картину не видно, но европейские музеи грешат этим меньше, чем отечественные. Список привезенных работ много больше. На выставке представлены еще Пизанелло, Карпаччо, Якопо Беллини, Фоппа, Виварини, Скьявоне, Тура, Мессина, Перуджино (Рафаэля зажали, он у них есть!) и прочие. Я показала лишь то, что понравилось мне самой. И я очень рада, что у жителей Москвы и Подмосковья есть возможность ненадолго перенестись в Бергамо. В Академию Каррара я теперь мечтаю попасть и еще раз посмотреть на этих художников. При другой развеске, компановке и освещении. Если кто захочет составить мне компанию, дайте знать:)))
Фото из гугла.