Наверняка всем знаком художник Джорджоне и его мягкая, поэтичная манера живописи. Те, кто читал книгу Аркадия Ипполитова
"Только Венеция" столкнулись с целым гимном, подробным разбором картины "Спящая Венера" и вольными (и обильными) размышлениями автора о спящих в искусстве.
Картина и правда чудесная, и есть версия, что к ее созданию имел отношение не только миловидный Джорджоне, но и Тициан Вичелло - титан венецианской живописи. Каким образом это произведение связало двух великих творцов? Жизнь и не такие чудеса устраивает:)
Начать стоит с предыстории - Тициан и Джорджоне вместе работали в
Венеции над росписями в Фондако-тей-Тедески (Немецкое подворье). Первый тогда только начинал свой путь, а второй уже был любим всей республикой. Среди друзей художника было много аристократов и известных личностей, и каждый хотел иметь живопись Джорджоне - так хороша она была, так ценилась и почиталась в обществе.
К слову, сам творец тоже пользовался успехом, дамы были от него без ума. Еще бы - и музицирует, и стихи пишет, и шедевры создает. Мастер как сыр в масле катался: заказы, уважение, любовь. Кстати, про роман с куртизанкой Чичелией я уже рассказывала - с ней связан загадочный
Дом духов, смотрящий на Лагуну.
Тициан же делал первые шаги, но живопись обоих мастеров в Фондако-дей-Тедески получилась великолепной. Кто-то из гостей даже перепутал и нахваливал фигуру, написанную Тицианом, думая, что это Джорджоне. Согласитесь, мало кому это бы понравилось. Конечно, между художниками появилась некая конкуренция, но не более. Обычные отношения - сдержанные, прохладные, полные уважения к таланту друг друга.
И вот случилось горе - в город пришла чума. Венецианцы заперлись в домах, чтобы не подхватить заразу, один за другим уходили в мир иной жители, полыхали костры, в которых все сжигалось в надежде остановить мор. Унесла болезнь и Джорджоне вместе с Чичелией, которая заболела первой. Миловидного мастера оплакивала вся Венеция. Вещи художника, как и подобает, нужно было сжечь. Тициан вместе с друзьями кинулся доставать из огня картины - им удалось даже спасти несколько штук. Среди обреченных на смерть шедевров была и "Спящая Венера". Но Тициану некогда было ее рассматривать, нужно было действовать быстро и не дать погибнуть работам его старшего товарища. Однако случай познакомиться с полотном поближе представился совсем скоро.
В мастерскую постучал Джироламо Марчелло с необычной просьбой. Он заказал Джорджоне одну живопись в честь своей свадьбы с госпожой Пизани, но художник не успел ее закончить из-за болезни. И Марчелло просит именно Тициана завершить начатое. В конце-концов, кто еще может сравниться с покойным Джорджоне?
И Тициан согласился. Он отложил все заказы и принялся писать. Работа его заворожила: Венера манила, пейзаж околдовывал, гармония переполняла. Идеальное полотно с прекрасной композицией! На обратной стороне он обнаружил надпись, а точнее стих, гласящий, что спящая Чичелия для Джорджоне дороже всего. Так вот кто изображен в виде богини!
В картине многое от Тициана - и задний план, и драпировки, но Вичелло никогда не присваивал себе авторства и молчал про свое участие в шедевре. Видимо так он отдал должное уважение художнику, которого, бесспорно, знал, ценил и уважал. И, кстати, Тициан тоже умер от чумы, но в отличие от Джорджоне, который ушел в 35-летнем возрасте, мастер скончался почтенным стариком. Вспоминал ли он на смертном одре Джорджоне, которому оказал неоценимую услугу? Этого мы уже никогда не узнаем.