Ах, карьеры, как много в этом слове. Это и автобусная остановка с лаконичным названием «Карьер», около которой я прожил первую половину своей жизни - можно было на белазики с гранитом и серым мрамором сходить посмотреть просто так. Это и «Голубые Озера» (бывшие карьеры) под Нижним Тагилом, куда из пионерлагеря можно было сгонять искупаться (тогда этот цвет только цвет и означал:).
Это и затопленный карьер, в который с трамплина прыгал экстремал Иванов на своём байке, а у меня батарейка на фотике кончилась прямо в момент прыжка. Это и песчаные отвалы золотодобывающего комбината в Березовском, где застряли пацаны на крузаке и сидели три дня, пока я не притащил стройотряд туда (про последнее событие сделаю скоро пост:).
В общем, карьеры мне с детства милы. А во взрослой жизни я узнал, что территории ГОКов почти всегда предоставляют отличный фон для автомобильных съемок.
В тот день нашей целью стали Сычевские песчаные карьеры. На тесте была автомашина
Suzuki Grand Vitara 3D, которая, как известно, один из самых маленьких внедорожников. Соответственно, креативной целью поездки было сфоткать этого малыша в компании с гигантским БелАЗом. Ничего не получилось, но я не виноват.
Такую поездку надо планировать на выходной, причем летом. А мы поехали в среду, после работы, осенью. Пока выехали из Москвы на М9 (Новорижское шоссе), времени уже было 7 вечера, и стало совсем темно.
Ехать надо около сотни км. На Новой Риге сейчас висят зеленые знаки «Автострада». Это значит, что ехать можно 120 км/ч бесплатно и 150 совсем недорого. Я уже писал, что для Витары эта скорость совершенно рабочая. Но когда я вдруг отразил, что бак опустошается слишком уж стремительно, он был уже почти пустой. Сбросил скорость до 80 км/ч, и ехал так до ближайшей заправки. Тащиться пришлось порядка 40 километров - там совсем заправок нет на трассе. Дотянул «на парах».
Территория Сычевского ГОКа огромная, и подъехать к нему можно с разных сторон. Я выложу трек, как ехали мы. Координаты карьера {missed link}.
Что там есть интересного:
1. Техногенные красоты для фотографов: БелАЗы, шагающие экскаваторы, бульдозеры и прочая гигантская техника. Что особено ценно, работающая.
2. Масса разнообразного бездорожья на любой вкус.
3. Старые карьеры, затопленные отличной чистой водой.
4. Зоопитомник - место, где звери из Московского зоопарка на Краснопресненской отдыхают «от города» и ходят практически на свободе.
В сети можно найти множество историй и фотографий с Сычевских карьеров. Вот
покатушки Рэнглер-клуба, вот
поедание шашлыков нудистами, и так далее. Поскольку с фотками нудистов, сами понимаете, я все равно конкурировать не в состоянии, я ничего и не фоткал :).
С Новой Риги сворачиваем на Сычево и едем по навигатору куда-нибудь в южном направлении. Рано или поздно натыкаемся на один из КПП. Они достаточно формальные - шлагбаумы, как правило, подняты. Я просто остановился и объяснил охране, что хочу посмотреть на местные красоты, а они дружелюбно рассказали, в каком именно месте экскаваторы работают. Дело в том, что на территории ГОКа есть даже дачи, поэтому там «левого» народу всегда много. В крайнем случае можно доехать до другого КПП.
По пути встретилось такое интересное маркетинговое решение: фары выхватывают из темноты «движение только направо». Сбрасываю скорость, готовлюсь поворачивать… Но оказывается, что дорога в этом месте поворотов и перекрестков не имеет, а это такая реклама базы отдыха, чьи ворота как раз справа.
На территории карьеров уже легко можно найти себе приключений. К сожалению, освещения там практически нет, поэтому и фотографировать ночью можно только то, на что хватает вспышки фотика или света фар.
Бездорожье есть и каменное, для отморозков, и песочное, для нормальных людей. У меня цели засадить машину не было, но по барханам из мокрого песка полазил с удовольствием. На витаре пару раз включал понижающую, но, скорее, ради эксперимента - на таком рельефе машина себя прекрасно чувствует, и зарыться не получится, даже если делать это специально. Если вы поедете не на внедорожнике, то спуститься в сами карьеры вряд ли получится, но по белазовским дорогам ездить можно.
БелАЗы по местным «шоссе» ездят массово, но ночью в кадр влезает максимум колесо. Или вот: след от БелАЗа на заднем плане. Фары на уровне крыши витары :)
Я им мешал, путаясь под ногами, но они не обижались. Более того - водилы с удовольствием останавливались и позировали! Но вспышка до них просто не добивает - больно уж высоко сидят. Зато в фарах можно худо-бедно поймать, как шагающий экскаватор заполняет тридцатью тоннами песка кузов БелАЗа.
Кстати. Некоторые думают, что шагающий экскаватор - это что-то типа Оптимуса Прайма с ковшами вместо рук. На самом деле визуально он отличается от обычного, гусеничного, собственно лишь отсутствием гусениц. По сути - просто стоит пузом на почве. А когда надо подвинуться, поднимает переднюю часть пуза на двух ногах-лыжах и смещает её чуть вперед. Максимально возможная скорость - 0,2 км/ч. Реально вдвое ниже. Зато благодаря отсутствию гусениц шагающие экскаваторы могут быть намного тяжелее и больше. А делают их на «Уралмаше», в Екатеринбурге.
Несмотря на то, что временами накрапывал дождик, песчаные карьеры оставались вполне пригодны для перемещения. Грунтовые дороги внутри ГОКа - тем более. А вот на их обочины лучше не заезжать. Узнал я об этом случайно, ценой одного кроссовка.
Ну вот, в общем, и всё. Когда летом встанет вопрос, куда поехать купаться с шашлыками в пределах часа езды от МКАДа, у меня будет отличный вариант.