Не люблю давать ссылки на чужие статьи, но эта того стоит. Коллеги с "мейла"
написали про Фредерика Соссе - человека, который в этом году выходит на старт марафона Ле-Ман, одной из самых престижных и самых тяжелых гонок в мире.
История началась летом 2012 года, когда французский парень Фредерик порезал палец во время отпуска. Что-то пошло не так и начался сепсис. Врачи смогли спасти человека ценой ампутации всех конечностей. Ноги выше коленей, одна рука выше локтя, другая ниже. На этом месте, конечно, никак не обойтись без слова "пиздец". Но давайте сразу дальше. Примеры Ника Вуйчича и Стивена Хокинга доказывает, что даже совсем без конечностей можно многого в жизни добиться. В общем, Соссе, будучи пилотом-любителем, решил вопреки травме перейти в категорию профессионалов и замахнуться сразу на Ле-Ман. Как вы уже поняли, под такой невероятный проект нашлись спонсоры и всё завертелось.
Смешной нюанс: под капотом прототипа, обвешанного логотипами Ауди, стоит мотор Nissan. Кроме Audi, проект поддержали Michelin, Axa, Onroak Automotive и другие. Всего - 3 000 000 евро, чтобы создать машину, которой может управлять пилот без рук и ног, и выпустить её на старт. Инвалиды, как известно, могут управлять автомобилями - даже в СССР такие машины выпускали. Для людей без ног, например, педаль газа дублировалась рычагом под рулём, который нужно было тянуть на себя, а тормоз и сцепление - подрулевыми лепестками. Вот Алекс Дзанарди как раз тянет пальцами за кольцо газа:
Если кто не знает - Алессандро Занарди, потеряв обе ноги в аварии на чемпионате CART-2001, вернулся в мировые гонки на высоком уровне, становился чемпионом итальянского супертуринга, да еще и два золота Паралимпийских игр взял. BMW построили для Алекса мотоцикл с ручным управлением.
Тут кстати вспоминается Алан Кемпстер. Австралиец лишился обеих правых конечностей после того, как его на байке сбил пьяный водитель. Алан переделал свою Хонду-четырехсотку под управление левыми рукой и ногой и продолжает гоняться с ироничным номером 1/2.
Но вернёмся к французу. Управление прототипом для гонок на выносливость устроили следующим образом: педали соединены тягами с бедрами Фредерика, а рулевая колонка - с правой рукой. К счастью, руль в прототипе не крутится три оборота, как в обычной машине, а делает меньше одного оборота от упора до упора. Сцепление и рычаг КПП не понадобились, поскольку коробка автоматическая.
Казалось бы, всё ок. Ситуация, однако, осложняется двумя моментами. Во-первых, марафон в Ле-Мане длится 24 часа и один автомобиль ведут как минимум три человека, в несколько смен. То есть прототип Соссе должен подходить и для обычных пилотов-сменщиков. С этим справились, сделав все спецсредства съемными. На смену пилота сейчас тратится 2,5 минуты - Фредерика выгружают из болида чем-то типа лебедки и меняют органы управления на обычные. Во-вторых, каждый пилот обязан иметь возможность в случае аварии самостоятельно покинуть машину в течении нескольких секунд. Для этого в машину встроена этакая катапульта - при нажатии на красную кнопку кресло пилота поднимается, ремни отстегиваются, и пилот может уже сам вывалиться наружу и уползти от горящего болида.
Такие дела. Хорошо, что у меня есть тег "безумство храбрых".
И да: я очень надеюсь, что знания о ручном управлении автомобилем никогда вам не пригодятся.
Вспомнились истории:
Сэр Биркин умер от заражения крови, полученного при лечении ожога, полученного от выхлопной трубы Мазерати, под который он полез во время пит-стопа на гонках в Ливии, уронив свою зажигалку Как я бежал парижский марафон с больным коленом