На северо-востоке Литвы частично сохранилась узкоколейная железная дорога. По правде говоря, узнал про неё случайно, когда по пути в
Рокишкис проезжал на поезде станцию Панявежис и увидел узкоколейные пути и здание вокзала. Поначалу считал, что пассажирское движение до дороге осуществляется несколько раз в год "по праздникам", но внимательно изучив сайт
www.siaurukas.eu, понял, что это не так...
На отрезке Панявежис-Аникщяй поезд действительно запускается несколько раз в год, а вот на небольших перегонах от Аникщяй существует регулярное туристическое сообщение с мая по октябрь по субботам и воскресениям. Чаще всего поезд следует по маршруту Аникщяй-Рубикяй и обратно, но раз в месяц идёт в Трошкунай и также возвращается назад. В первом случае целью служит живописное озеро Рубикяй, где за время 2-часового отстоя можно полюбоваться видами и отобедать в прибрежном ресторанчике, во втором - за 2.5 часа прогуляться 2.5 километра туда и столько же обратно и посетить монастырь в Трошкунай.
24 октября 2015 года мне выпало проехать по маршруту Аникщяй-Рубикяй-Аникщяй. Однако до Аникщяй нужно было ещё добраться. За неимением другой альтернативы, чтобы приехать рано утром в Вильнюс (нормальные билеты на поезд Москва-Калининград, к моменту принятия решения о поездке, раскупили), пришлось воспользоваться ночным автобусом Минск-Вильнюс. Поспал всего 2 час до границы, но зато сэкономил порядка 12 евро по сравнению с тем, сколько бы заплатил за поезд. Границу автобус прошёл несколько заторможено, но не критично - в Вильнюс опоздали минут на 30. Из Вильнюса в 7:00, только по субботам, ходит единственный в своём роде автобус в Аникщяй через Жельва. Возможно, ходил... потому что спустя месяц я его в системе продажи билетов Вильнюсского автовокзала не обнаружил. Автобус местами шёл по холмистой местности и весьма живописной узкой грунтовке, как бы намекая, что меня сегодня ждёт ещё и узкая ЖД-колея. Жаль, но меня страшно рубило после бессонной ночи и часть красот я пропустил. Прибыл в Аникщяй, направился к станции.
Водонапорная башня.
На станции оказалось немало подвижного состава.
Манёвры.
В непосредственной близости от станции (в восточной горловине) протекает река Швентои. Через неё наведён капитальный мост.
На сайте дороги рекомендуется бронировать билеты на поезд по телефону. Я же решил действовать наобум, надеясь, что октябрь - не сезон. И вот билет был куплен, стоимость 7 евро в обе стороны. Однако, несмотря на октябрь, народу было множество. Заполняемость трёх поданных вагонов составила 95 процентов. Ещё часть людей просто не поехала - на станции Аникщяй есть и так чем заняться: музей дороги и некоторые развлечения.
Аццкий Пепелац.
Плакат в зале ожидания.
Настало время ехать. Захожу в вагон пока ещё никого нет. И немного удивляюсь - он отапливается.
12 километров до Рубикяй поезд едет 50 минут. Меняет направление и стоит там 2 часа. Поездка получилась весёлой: в вагоне ехала организованная группа туристов, в основном малость подвыпившие женщины лет по 40-50. Когда выпытали, что я из Беларуси, то в покое не оставляли всю дорогу:). Естественно, и я тоже (на халяву) выпил и закусил. И вот, прибыли на тупиковую станцию Рубикяй. Пассажирская платформа и павильон находятся за восточной горловиной, у тупика.
Тупик.
Манёвры.
Озеро Рубикяй.
Прибрежный ресторанчик.
Перед отправлением назад в Аникщяй.
В Аникщяй я сел на автобус и направился в Панявежис. Переночевал отеле за 23 евро, как будто специально созданным для ЖД-фанатов. Движение по линии стандартной ширины колеи Радвилишкис-Даугавпилс не бурное, но есть.
А утром обследовал узкоколейную часть станции Панявежис.
Импровизированный музей.
Общий вид.
Из Панявежиса мой путь лежал в город Биржай, куда дальше шла узкоколейка. Там была довольно большая станция, которая большей частью сохранена.
Тупик линии.
"Труп" тепловоза с несколькими вагонами.
Грузовое здание.
Здание станции.
Водонапорка.
Депо.
Грузовой вагон-сарай.
Закралась мысль, а нельзя ли теоретически проехать до Панявежиса? На что мне был дан лаконичный ответ.
Больше про историю узкоколейки можно прочитать в
Википедии.
На этом по железнодорожной части всё. О посещённых мною архитектурных объектах городов Аникщяй, Панявежис и Биржай читайте
в следующей записи журнала.