Mar 21, 2023 14:10
Ни для кого не секрет, что проект «Шекспир» обогатил английский язык на 3200 новых слов и около 200 идиом. А словарь «Шекспира» состоял из почти 30000 вокабул. Про сложнейшую метафорику и синтаксис скромно умолчим.
А теперь вопрос. Кто-нибудь из традиционалистов интересовался устройством английского театра рубежа 16-17 веков?
Да, материала немного. Но он есть! Даже пара изображений сохранилась. Сообщают, что театр «Глобус» вмещал 3000 человек.
Чтобы было понятнее. Кремлевский дворец - 5600 мест. И это реально стадионный формат. 3000 - это тот же стадион 16-го века. Только без крыши (играть можно лишь при благоприятных погодных условиях), без дополнительного света (значит, только днём, без дождя, снега, ветра и прочих отвлекающих моментов), без микрофонов и, в основном, без мягких кресел. Да-да, большая часть публики стояла в яме, перед подмостками. Причём отхожих мест не предполагалось. Пишут, что ходили люди с ящиками, в которые народ и справлял нужду.
Помимо этого. Публика галдела, свистела, переругивалась с актерами, особо возбужденные граждане могли запустить в лицедея комком грязи…
И вот для такого театра написаны «Король Лир», «Отелло», «Макбет», «Истинная история Ричарда III”? Многоуровневые тексты со сложнейшей структурой, семантикой и образностью? И с сотней абсолютно новых на слух слов?
Да ладно! Такое бы не стали терпеть ни за что на свете!
Это как заменить футбол или рок-концерт металлистов вечером стихов Ахматовой. Выдержат «не только лишь все». И не более 30 секунд.
Проект «Шекспир» не был создан для театра времён Елизаветы! Не был!
Корпус текстов имени Потрясающего Копьём ваяли на будущее. Чтобы сформировать литературный английский язык. Которого к рубежу 16-17 веков ещё не существовало. Ибо знать говорила исключительно по-французски. А плебс обходился незначительным количеством слов, насущных в повседневном общении. Никаких красот стиля, только обыденное.
Лишь после того, как проекты «Шекспир» и «Новый перевод Библии» состоялись, Англия смогла шагнуть в новый век. Нация получила всё то, что отличает её от других скоплений индивидов.
Свою церковь для англичан выторговал Генрих VIII, отец Елизаветы I. Историю-мифологию Острова слепил кружок антикваров под чутким руководством Сесила и Паркера. А язык придумали самые талантливые и образованные писатели эпохи королевы, которая была «замужем за Англией».
И ничего личного. Только бизнес. Уже более 400 лет.
История Европы,
эпохальное,
Британский проект,
высокое искусство,
занимательное литературоведение,
Англия,
Шекспириана,
игры разума,
Жизнь замечательных людей,
Вопросы теории,
проект Шекспир