Я редко говорю добрые слова о современном кино. Не за что. Чесслово.
Фильм «Работа без авторства» (снимали итальянцы и немцы) есть за что хвалить.
Причём не за то, чему аплодируют нынешние кинокритики. Они, конечно, увидели в фильме все современные тенденции. И обличили всё, ныне обличаемое. И открыли всем давно открытые двери. Хвала им. Пусть сгинут с чувством выполненного долга.
Фильм прекрасен тем, что главный герой - всего лишь лакмусовая бумажка, помогающая вскрыть всю мерзость преисподней. На самом деле, центральный персонаж в этом сюжете - не художник, вокруг которого строится повествование.
Главный человек в фильме - тесть художника (его бесподобно играет Себастьян Кох). Именно он, служащий сначала наци и щеголяющий в мундире офицера СС, потом - добросовестный чиновник от медицины в ГДР, далее - преуспевающий частный доктор в ФРГ, является беспринципным работником без авторства. Именно он, а не художник, переживающий десятки перерождений в попытке «найти себя».
Герой Коха спокойно отправляет на стерилизацию (а затем и в газовую камеру) молодую тетю художника, затем так же без эмоций делает аборт собственной дочери, он сотрудничает с образцовыми эсэсовцами, а затем ровно с тем же неподражаемо спокойным видом с офицером Красной Армии. Ему всё равно, какому дьяволу служить, если при этом сам Профессор (всегда настаивает, чтобы его звали не Герр, а именно Профессор) - «лучший в своем деле».
Тонкие грани. Интонации на грани мерзости и величия. Отменная операторская работа. Двойное дно. Тройная ухмылка.
Стоящее кино.
Не без ляпов и стереотипного мусора, конечно.
Да и концовка, на мой взгляд, могла быть более убедительной.
Но стать режиссером, полностью свободным от нынешнего удивительно демократичного общества, нельзя.
Именно поэтому в финале создатель кино продаёт красивую сцену вместо звонкой пощёчины.
Но в нынешних интерьерах это уже немало.