Явление реликвий

May 30, 2021 13:57


Любопытная картинка вырисовывается, если посмотреть, когда и где появляются реликвии, связанные с жизнью Христа. Вещдоков по делу о распятии на самом деле не так уж и много, поэтому проследить их судьбу, с учетом бережного отношения к этим священным для христиан свидетельствам земной жизни Спасителя, достаточно легко.

Начнем с Туринской плащаницы. Первое более-менее приемлемое для исторического анализа упоминание этой реликвии - 1349 год. Место упоминания - Галлия (Франция). Появилась плащаница при мистических обстоятельствах, но это уже нас мало интересует. Все, что связано с историей этого артефакта до 1349 г., мягко говоря, является легендой. Запомним эту дату и двинемся дальше.

Крест, на котором был распят Христос. Говорят, Кальвин в свое время обронил фразу о том, что, если собрать вместе все те деревяшки, которые выдают за части креста Спасителя, из них можно будет сделать целый корабль. Прав был сей исторический персонаж или нет, говорил он это вообще или, как обычно, цитату приписали, судить не берусь, но про самую большую часть этой реликвии напишу. Итак, самый значительный кусок обсуждаемого креста находится в Испании, в Santo Torobio de Liebana. Первое упоминание о нем - 1316 год.

Идем дальше. Железная корона Ломбардии, или Corona Ferrea. Известна тем, что ее внутренний обод сделан из переплавленного гвоздя (одного из), которым был прибит к кресту Христос. Находится сия корона в Италии. Первое упоминание - 1311-й год.



Кровь Спасителя. По легенде, была собрана Иосифом Аримафейским во время казни Христа. Исследователи полагают, что флакон, в котором находится Кровь, был изготовлен в 11-12 вв. в Византии. Это достаточно любопытный момент, но еще любопытнее то, что торжественная церемония демонстрации Крови Спасителя возникает в Брюгге в 1311 году. И сдается мне, что эту дату я уже где-то видел.

Копье Судьбы, или Копье Лонгина. Эта реликвия не менее популярна в христианском мире, чем Туринская плащаница. Легенд и мистики вокруг Копья не меньше, чем вокруг Святого Грааля. Но нет пока у реликвии своего Дэна Брауна, так что вернемся к суровой прозе статистики и отметим, что первое упоминание о Копье - начало 13-го века, а место упоминания - папская канцелярия в Риме. Справедливости ради надо сказать, что официально Копье Судьбы было признано все же не в 13-м веке, а в 14-м, то есть опять-таки в тысяча трехсотые годы. В 1354 году Император Карл IV приказал сделать надпись, удостоверяющую, что это именно То Самое Копье, и в том же году ввел празднование дня Священного Копья. Таким образом, и в случае с этой реликвией речь больше идет о 14-м, чем каких-либо еще веках.

Святой Потир (Santo Caliz), находящийся ныне в Валенсии. По легенде, это та чаша, из которой пил Христос во время Тайной вечери. Часто смешивается со Святым Граалем. Первое достоверное упоминание - 1399 год, место - Испания, монастырь Сан Хуан де ла Пенья.

Аахенские святыни и реликвии. С 1349 года Аахен становится местом паломничества христиан. Верующие идут поклониться четырем великим святыням и трем реликвиям. Речь идет, прежде всего, о платье Св. Девы Марии, свивальниках Христа, его повязке и саване Иоанна Баптиста. Что касается реликвий, то это пояс Богородицы, пояс Христа и веревка, которой его бичевали. Святыни, как уже было упомянуто выше, известны широкой публике с 1349-го года, и нет никаких причин считать, что они появились в Аахене раньше. Что касается реликвий, то они находятся в реликвариях, изготовленных в Праге между 1360-м и 1390-м годами.

Терновый венец. О нем известно не так много. К сожалению, как и в ситуации с древом Креста Господня, каждый прохиндей в рясе и без норовил в средние века заявить, что у него есть «небольшой кусочек» Тернового венца. Считается, что настоящий венец находится во Франции, куда он попал прямиком из Византии в 1238-м году. С тех пор пределов Франции, вроде бы, венец не покидал.

Сударь из Овьедо. Небольшой платок, накидываемый на голову. Согласно последним исследованиям, кровь на этом платке той же группы, что и на Туринской плащанице. Есть также совпадение в расположении пятен крови на Сударе и плащанице. Необходимо добавить, что Сударь из Овьедо - одна из самых почитаемых святынь христианского мира. Первое достоверное упоминание об этом платке - 1075 год, есть даже точная дата: 14-е марта. Однако… есть одна пикантная подробность, о которой не очень любят писать исследователи. Дело в том, что документ от 14-го марта 1075-го года - всего лишь копия, считается, что 13-го века. Как в этом случае можно серьезно относиться к дате, вопрос на 5 с плюсом. И тут появляется еще один штрих. Джэнис Беннет, известный исследователь Сударя, в одном из интервью обмолвилась о том, что в 1345-м году король Испании Альфонс XI мечтал увидеть знаменитую реликвию, но ему было отказано! После этого возникает законный вопрос: «А был ли мальчик?» Ведь аж до 1547-го года никто платок не видел.

Хитон Христа. Легенда гласит, что Дева Мария соткала одежду для младенца, которая росла вместе с ним. На эту реликвию претендуют немецкий Трир и французский Аржантой. Последний перл «переговорщиков» высоких сторон - оба хитона принадлежали Христу, но один из них действительно нешвенный, а второй обычный. В любом случае весомые аргументы заканчиваются и у тех, и у других на 12-м веке. Стоит разве что добавить, что в Трире реликвию впервые показали в 1512 г. Французы же насчет «первого показа» не колются, однако напирают на легенду, согласно которой хитон попал к ним во времена Шарлеманя. Что такое Шарлемань и можно ли серьезно относится к этому персонажу, вопрос отдельный.

Доска с надписью с Креста Господня (так называемая Titulus Crucis) . «Обнаружена» в 1492 году. Без комментариев, как говорится. Место, где была сделана «счастливая находка» - Рим.

Ясли Иисуса, согласно преданию, находятся в Церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме. Теоретически - c VII века. Практически же известны они стали благодаря Франциску Асизскому в XIII веке. Паломничество к святыне началось как раз в это время.

Столб бичевания. Считается, что фрагменты этой колонны сохранились в Риме (Базилика Санта Прасседе) и Стамбуле (Церковь Святого Георгия). Итальянская реликвия известна с первой четверти XIII века. О турецкой сведений практически никаких, кроме того, что храм неоднократно перестраивался и горел, а свой нынешний облик обрел то ли в XVI, то ли в XVII веке.

И еще пара фактов на десерт. Мощи Св. Марии Магдалины были обнаружены в Провансе в 1279 году. В конце XIII- начале XIV вв. была построена церковь Сен-Максимен, в которой и были упокоены останки святой. С 14-го века в эти места начинается паломничество христиан.

В 1322 году в Кёльнском соборе была установлена рака Трех Волхвов. Только с этого времени реликварий с мощами святых стал доступен для простых мирян. Говорят, правда, что рака изготовлена в 1190-1225 гг. Однако поверить в то, что её не могли донести до собора в течение 97 лет, очень сложно.

Итак, большая часть реликвий, связанных с жизнью Христа, по документам проявляется в 13-14-м веках. Опять же: условных 13-14 вв. Отдельные реликвии обнаруживаются чуть раньше или чуть позже, но это уже скорее исключения, подтверждающие правило. Стоит обратить внимание и на ареал появления святынь: Италия, Испания, Франция, Германия, Бельгия, Чехия (естественно, это современные названия этих территорий, ибо, например, Бельгия как таковая вообще существует только с 19-го века)».

Остается добавить одно: упомянутые выше страны - это либо территория древней Галлии, либо сопредельные территории, что и неудивительно. К указанному списку можно было бы добавить еще пару десятков артефактов, но история первых упоминаний о них туманна.

галльское евангелие

Previous post Next post
Up