Читала сейчас комменты под постом Б. Акунина
https://www.facebook.com/borisakunin/posts/552606668222684?pnref=story Процитирую высказывание уважаемого мной писателя, вокруг которого разгорелись споры:
«В России живут бок о бок два отдельных, нисколько не похожих народа, и народы эти с давних пор люто враждуют между собой. (Чтоб он провалился, византийский орел с двумя головами - шизофренический символ, выбранный Иоанном Третьим в качестве герба нашего государства).
Есть Мы и есть Они.
У Нас свои герои: Чехов там, Мандельштам, Пастернак, Сахаров.
У Них - свои: Иван Грозный, Сталин, Дзержинский, теперь вот Путин.
Друг друга представители двух наций распознают с первого взгляда и в ту же секунду испытывают приступ острой неприязни. Нам не нравится в Них всё: как Они выглядят, разговаривают, держатся, радуются и горюют, одеваются и раздеваются. Нас тошнит от их любимых певцов, фильмов и телепередач. Они платят Нам той же монетой, и еще с переплатой.
Помимо Нас и Них есть просто люди, которые составляют большинство населения - и Мы с Ними постоянно пытаемся перетянуть это нирыбанимясо на свою сторону, приобщить к своим ценностям”.
Так получилось, что буквально несколькими часами ранее прочла в очередном детективе интересную теорию, о которой раньше не слышала. Принадлежит она Л.Кольбергу, наверное, современные психологи и психиатры уже хорошо с ней знакомы, я же, когда училась, - не помню, чтобы нам такое преподавали. Я ниже приведу этот абзац, который, как мне кажется, дает ответы на многие вопросы, по какому принципу делятся народы, население. И не в России дело, это вообще общечеловеческие законы, по которым живут все, вопрос лишь в том, как и кто знанием этих законов пользуется. Я вот тоже много времени потратила, размышляя, как так получилось, что люди, с которыми читал одни и те же книги, слушал ту же музыку, вроде бы имел одних и тех же героев - вдруг поделились на "мы" и "они". Тут нашла ответ. А также ответ на то, почему в Германии 30-х годов появилось так много сторонников Гитлера, почему некоторые не поддаются ТВ-зомбированию, почему кто-то сразу чувствует и видит ложь, и их тошнит, а кто-то живет по принципу: все воруют, все врут, все продажные. Ну и так далее.
Все это прекрасно ложится в те самые шесть (или семь) ступеней морали, о которых пишет Кольберг. И вообще, возможно, это предопределено или на генетическом уровне, или кем-то свыше: что большинство человеческих особей так и останется на всю жизнь где-то между третьим и четвертым уровнями, и только меньшинство - сможет перебраться дальше, освоив пятый и шестой. А до седьмого - действительно, дотянут лишь такие единицы, о которых потом будут слагаться песни, легенды и священные писания. Поэтому, мне кажется, что Акунин ошибается насчет "большинства ни-рыба-ни-мясо", которое можно перетянуть на свою сторону. Можно только тех, кто в силу каких-то причин, застрял между четвертой и пятой стадиями, не успел, не хватило, быть может, времени на самокопание, или травмы тормозят, слишком силен страх. Ну да ладно, это пусть дальше психологи разбираются.
Бернар Миньер. Лед.
Отрывок из книги.
"- Лоуренс Кольберг - американский психолог. Учение швейцарского биолога и философа Жана Пиаже об уровнях приобретения качества вдохновило его на создание теории шести стадий развития человеческой морали. - Ксавье помолчал, поудобнее устроился в кресле и сложил руки на животе, собираясь с мыслями. - Согласно Кольбергу, уровни морали приобретаются человеком в соответствии с развитием его личности. Ни через один из таких этапов невозможно перескочить. Достигнув определенного уровня морали, личность не может повернуть назад. Эта ступенька определяет всю ее жизнь. Однако вершины не достигает никто. Людям для этого кое-чего не хватает. Многие вообще застревают на низшей стадии морали. Эти ступени общие для всего человечества, они совпадают с этапами развития культуры, являются транскультуральными.
...............
- На первом уровне добро становится объектом поощрения, а зло - наказания, - с увлечением продолжил Ксавье. - Так ребенка шлепают по пальцам линейкой, чтобы он понял, что поступил плохо. Послушание становится ценным само по себе, ребенок слушается, потому что у взрослого есть право его наказать. На втором уровне он поступает так не только потому, что надо слушаться, но и потому, что ждет награды за послушание. Начинается обмен. - Ксавье улыбнулся. - На третьем уровне индивидуум подходит к первой стадии условной морали, он стремится оправдать ожидания других, своего окружения. Это суждения семьи, группы, которая для него важна. Он понимает, что такое уважение, верность, доверие, благодарность.
На четвертом уровне понятие «группа» расширяется до общества в целом. Возникает уважение к законам и порядку. Личность находится в пределах условной морали, и наступает стадия конформизма. Добро состоит в том, чтобы выполнять свой долг, а зло - в том, что осуждает общество.
На пятом уровне личность переходит границу условной морали и вступает в следующую фазу. Из эгоиста человек делается альтруистом, но при этом понимает, что все ценности относительны. Законы надо соблюдать, но они не всегда хороши. На первый план выступают интересы коллективные.
На шестом уровне личность свободно выбирает этические принципы, которые могут войти в противоречие с законами, если она посчитает таковые как аморальные. У человека, достигшего шестого уровня морали, всегда имеется ясная точка зрения, совпадающая с его собственной системой ценностей. Он активно участвует в общественной работе, занимается благотворительностью, он открытый враг делячества, эгоизма и жадности.
.............
- Видимо, не стоит говорить, что большинство людей застревают где-то между третьим и четвертым уровнями. Однако у Кольберга существует и седьмой. Его достигают только очень немногие. Такие личности купаются во вселенской любви, сострадании и святости, они гораздо выше простых смертных. Кольберг насчитывает всего несколько персон, достигших седьмого уровня: Иисус, Будда, Ганди… В известном смысле можно утверждать, что психопаты находятся на нулевом уровне, хотя в устах психиатра это утверждение и звучит не слишком академически."