Оригинал взят у
lual в
Абьюз, взгляд изнутри3. Особенности коммуникации
Полюбили козла. <...>
Совсем козёл от счастья очумел, сбегал куда-то, молока принёс.
"Возьмите! - говорит, - Сам от себя не ожидал!".
"Козёл ты! - отвечают ему. - Мы к тебе по-людски, а ты!".
В. Ланцберг
Если кто помнит, в работах Эрика Берна были такие коммуникативные схемки (процесс-позиции) : "Я ОК - Ты ОК", "Я ОК - Ты не ОК", "Ты Ок - Я не ОК" и прочее, включая мир, труд, май.
В норме человек в течение жизни периодически оказывается оказывается в каждой из этих позиций, в зависмости от обстоятельств, ибо в жизни всякое бывает - и собственными действиями не всегда доволен бываешь, и мир порой кажется не самым уютным местечком, и другие - не самой лучшей компанией, и на работу, бывает, глаза бы не глядели...
Норма заключается в том, что при изменении ситуации, внешней или внутренней, меняется и процесс-позиция.
Исправил допущенную ошибку - и снова собой доволен.
Отдохнул на выходных или в отпуске - и опять готов горы свернуть.
Поссорились, помирились - обратно всё хорошо, мир-дружба-жевачка.
Расстался с хронически неприятным занятием или человеком - зашибись, счастье!
Коммуникацию абьюза отличает жёсткая фиксация в позиции "Ты не ОК".
На другом полюсе - том, который считается окейным - може быть либо сам насильник, либо мир вообще:
- когда жертва раз за разом объявляется сама-виноватой в том, что с нею проделывают;
- когда жертве раз за разом объясняется, что то, что с нею проделывают, есть абсолютная норма, а мир, вообще, жесток и груб.
Обе позиции имеют широкий спектр выражений,
- от откровенно- оскорбительно "сам(а) виноват(а), нечего было (ходить, сидеть, говорить, смотреть, молчать и проч)" до вкрадчиво-отравляющего "подумай, чем ты это вызвал(а) (привлек(ла) в свою жизнь и проч)".
- от неприкрыто-лживого "все так живут (некоторые просто притворяются, что у них как-то иначе, бьёт - значит, любит и проч)" до ядовито-завлекающего "каждый человек нам учитель (это испытание нужно пройти до конца, эта ситуация будет повторяться пока не будет усвоен урок и проч.)".
Слова могут в таких ситуациях говориться разные, важно уметь вычленить из них суть.
А суть неизменно в том, что а) мучения жертвы вызваны исключительно самой жертвой, б) мучитель в принципе исключается из ситуации в качестве лица, принимающего решения.
Чем в более раннем возрасте человек оказался втянут в ситуацию межличностной травматизации и чем дольше он в ней пробыл, тем сложнее ему будет возвращаться в мир нормальных людей и нормальных отношений.
Развитие защиты "идентификация с агрессором" - не важно, верит при этом человек в то, что "так мне и надо, всё дело в моей плохости" или в то, что "мир, в принципе, опасен, а люди, вообще, только и ждут повода ударить в спину" - это трудный случай.
В первом варианте будет тратиться масса времени и усилий на решение вопроса "как мне улучшиться для того, чтобы со мной перестали это делать?" - и процесс этот упрётся одним концом в маразм, другим в бесконечность.
Во втором всё так или иначе сведётся к анекдоту "Меня никто не любит, у меня нет друзей, может быть, ты сможешь мне помочь, жирный противный старикашка?" - ибо острая жажда любви, помощи и хорошего отношения вкупе с убеждённостью в том, что всё это абсолютно невозможно получить создают такой гремучий коктейль, который трудно выдерживать и самому его обладателю т ием, кто находится рядом с ним.