Сегодня посмотрела очень интересную презентацию об организации жизни в "холодных" городах. Спасибо
tema за ссылку.
Проектирование улиц для холодного климата from
Vladimir Zlokazov on
Vimeo.
Для меня ролик в инете посмотреть - событие целое. Не люблю ютубы. Но тут времени не пожалела.
Несколько тезисов выступления выписала, хотя для цельного впечатления лучше все же смотреть, там много, очень много фото:
Докладчик начал рассказ с довольно тривиального замечания, которое, однако, оказалось существенным для осознания многих своих реакций на ландшафт:
Люди, даже имеющие серьезный разброс в росте, воспринимают реальность примерно одинаково. Комфортное расстояние для восприятия - это первый этаж здания, 2-3 метра. По этому многие монументальные строения довольно скоро перестают восприниматься как "Вау" и либо насовсем выходят из поля зрения проходящего мимо них человека, либо вызывают удручающие эмоции.
- годный памятник Грибоедову на Чистых прудах. Фигурки персонажей расположены на комфортном уровне и вся композиция выйгрышно смотрится.
Человек распознает человека со 100 метров. Лицо человека и выражение его - с 20 метров. Вот почему улицы шириной больше 20 метров создают ощущение дискомфорта и опасности, особенно в вечернее время. Вы видите людей, но не видите лиц. Это подсознательно напрягает когда возвращаешься домой с работы.
Дистанция комфортного взаимодействия с объектом 1-3 метра. Это может быть человек, здание, памятник - все что угодно. Первый этаж по вертикали.
Продолжилась презентация примерами из практики Копенгагена, НьюЙорка и нескольких еще проектов:
Комфортом проживания в городе можно и нужно управлять. Например, в Пекине очень неприятная жара летом и столь же дискомфортный холод зимой. Правильно сконструированная улица дает возможность летом ходить по тенистой стороне, а зимой - по солнечной. То же относится и к скверам. Человеку должно быть уютно в пространстве, тогда он не захочет его покидать.
Конструирование обширных пешеходных зон дает возможность людям проводить свое время в городе с удовольствием. Приведен наглядный пример - раньше на одной улице Копенгагена было припарковано 42 автомобиля, в при создании пешеходной зоны удовольстве от пребывания там стали получать сотни людей. Наглядное сравнение - 42 и сотни круглый день.
Важна роль освещения. Привлекательно подсвеченные городские объекты (на уровне глаз!) делают прогулки людей приятными, стимулируют их больше гулять, сидеть в кафе, общаться. Это с одной стороны приводит к росту рабочих мест, а с другой - к увеличивающимся личным коммуникациям между людьми. Ведь правда здорово посидеть в уютном скверике с подругой после работы, нежели бежать домой в скайп. И вообще хорошо когда есть выбор.
Есть действия вынужденные и есть - возможные. К вынужденным действиям можно отнести перемещение из дома до работы, к возможным - прогулка по парку на велосипеде взамен просиживания за компьютером. Человек выберет велосипед тогда, когда ему УДОБНО им пользоваться. Если город заботится об удобстве велосипедистов - их число растет, а число машин падает, уменьшается количество пробок, улучшается траффик. Кругом одни плюсы.
В Копенгагене более 30 лет занимаются "разгребанием" города от машин. Повсеместное увлечение велосипедом не константа - это результат целенаправленных действий администрации города. Сначала появилась одна пешеходная улица, потом три, потом пять и т.п. Потом сделали пару маршрутов, потом еще пару. Каждый год убирали всего 3-5% стоянок, отдавая освободившееся место под пешеходные зоны. В результате на работу велосипедом добирается 37% жителей города, а в центре все 50%.
Люди не мешают машинам. У людей приоритет. Дорога для машин ниже велосипедной дорожки на 10см, соответственно велосипедная дорожка ниже тротуара еще на 10 см. Такой многоуровневостью достигается естественное разграничение всех потоков движения. И никто не залезает на чужое место. Порядку и стимулированию к пользованию велосипедом помогает еще одна хитрость - велосипед и общественный транспорт стартует со светофора на 6 секунд раньше частного транспорта. Это также стимулирует людей отказываться от поездок на своей машине в пользу альтернативных источников движения.
А что зимой? Люди тоже ездят на велосипедах! 70% от летнего количества. Возят детей в специальных коляско-велосипедах. При снегопаде сначала расчищаются дорожки велосипедистов, потом автомобильные. Это позволяет сократить риски столкновения велосипедистов с машинами, если бы делали наоборот и тогда бы велосипед выезжал на чищенную дорогу для машин.
Кстати, все в городе одеваются нормально. Никаких спортивных шлемов, формы, просто одежда, каблуки. Город подумал о людях и всем хорошо.
В кафе при холодной погоде также сидят люди. Им подают пледы, организуют источники тепла вокруг, таким образом жизнь не замирает при похолоданиях. При грамотно организованном пространстве нет необходимости сидеть дома в непогоду.
Так же в ролике довольно много замечаний по поводу заботы о пожилых людях. Организация островков безопасности(такие кусочки недоступные для транспорта между полосами движения на переходах) позволяет любой старушке передохнуть при пересечении широкого проспекта, да и мамам с колясками удобнее.
В других же городах, с ориентированием на какие-то другие ценности, могут наоборот скособочить асфальт для более удобного выезда машин(два раза в день!), а людям эти участки пересекать более чем некомфортно, особенно в непогоду. Наклон же. Все от города зависит.
Еще было интересно посмотреть на новый район, расположенный на побережъе. Его сконструировали таким образом, что весь сильный ветер с моря гасится сам о себя за счет домов стоящих не по линейке, а как бы с треугольным поворотом. И внутри тихо и спокойно даже в ненастье.
Резюмируя, если дать людям стимул жить и радоваться - они будут жить и радоваться, гулять в скверах, сидеть на скамейках и траве, осматривать достопримечательности. Надо лишь проявить заботу, подумать об организации пространства. Если же тупо наводнить город машинами, мегамоллами и унылыми башнями. То желания выходить на улицу не будет. Скорее домой и к компу - в дивный мир на уровне глаз.
Что еще хочется добавить, можно сказать: ну это же Копенгаген! Маленький городок(относительно Москвы, например), Европа и все такое. Но это не может считаться возражением. В принципе, все равно в каком по размеру городе ты живешь. Ты же не пребываешь во всех точках одновременно. Есть дорога от дома до работы, есть свой район. И каждый отдельный квадрат города можно и нужно благоустраивать по принципам, изложенным выше. Сделать людям красиво и удобно - и они будут больше гулять, больше общаться, заниматься уличными видами спорта. В общем - жить и радоваться. А когда люди радуются - то негатив отступает сам собой.
Последние пару лет я заметила, что в Москве неудобно стало жить. Может быть, это от того, что я стала носить больше обуви на каблуках, или от того, что везде понаставили чудовищных желтых квадратегов на переходах, или машины давят присутствием на каждом более-менее свободном пятачке. Но гулять не хочется. Везде как-то душно и тесно. То же Коломенское, около которого я сейчас живу. Место - золотое, обустраивается, конечно, но мало. Я живу на другом конце от центрального входа. И наличие хотя бы большего количества лавочек вдоль дорожки прибавило бы местечку очарования. В центре тоже стало негде гулять. Везде машины, машины. Город давит. Час поездишь(минимум три, кстати) - хочется упасть и спать. А по Киеву, например, можно ходить часами! И чувствовать себя легко. Прогуляться в Москве с семьей можно почти только в торговых центрах, но доехать до них - та еще задачка, особенно в выходные. Люблю Икею, но не была в ней уже года два. Хочу в Аймакс на Аватара, но собираюсь тоже год. Как представлю целый выходной день угробленным на поездку в кино - ехать уже не хочется.
Не говорю, что уголков уютных нет. Они есть, но в сравнении с масштабом города их площадь ничтожна и они разделены большими расстояниями. Очень не хватает такого как в Стокгольме прогулочного квартала в центре, а ведь лет 15 назад я еще совершала пешие прогулки по центру Москвы с родителями. Душный город.