Неочевидные параллели

May 21, 2018 03:04






Недавно был 150-летний юбилей со дня рождения последнего русского императора - Николая II. Весь рунет конечно же отреагировал валом постов про личность монарха и его историческое значение - как в положительном, так и отрицательном ключе. Не берусь сказать, каких было больше - моя выборка весьма специфична, да и цели такой в общем-то и не стоит.

Заинтересовал же один любопытный момент, который связан не собственно с личностью императора, а скорее с посттравматическим синдромом, вызванным столетием советской пропаганды, вдалбливаемой в головы жителей РФ и окрестностей.

Если излагать вкратце, то выжимка звучит так:  Россия всегда была чумазой необразованной азиопией, которую в Европе в лучшем случае терпели, но в целом презирали и уж точно не вдохновлялись".

С этим бессмысленно спорить, потому что выразитель мнения как правило имеет жесткую систему смыслов и переубедить его даже частично в прямом разговоре не представляется возможным.

Мы лучше поговорим о чем-нибудь приятном.



Например, о классической музыке 19 века.

Вообще, 19 век очень  интересен в музыкальном плане. По сути, это первый по-настоящему "музыкальный" век : если брать музыку эпохи барокко или позднего классицизма, то она, несмотря на все свое изящество, все же часто бывает механистична. Исключение составляют, пожалуй, только итальянцы, которым позволило избежать грубых схем античное наследие, эпоха Возрождения и возможно, климат, но все же даже гений Монтеверди, Чимарозы или Скарлатти - это гений своего времени. Точно так же, как гений Баха, Генделя или даже Моцарта.

Современному человеку, даже владеющему нотной грамотой и знающему историю европейской музыки (и по сути музыки как таковой), далеко не всегда просто понять причины этого.

А причины достаточно просты - в средневековой Европе не было развитой музыки.

Все музыкальные штудии были или сконцентрированы в Италии, или относились к делам церкви конечно, была фольклорная музыка или танцы, но там не стояло таких проблем - гармония их была весьма примитивна. (Кстати, язык музыки до сих пор - итальянский  - им обозначают прямо в нотах темп, штрихи, громкость и др. оттенки).

Тем не менее, находились отдельные энтузиасты (как правило, они параллельно были органистами, церковными композиторами и т.д.), которые пытались изобрести способы записи музыки и организации звуков как по высоте, так и по времени. Особенностью проблемы была её многомерность - нужно было не просто придумать "язык программирования", чтобы передавать музыкальные произведения без живого участия человека, а для начала определиться с алфавитом, то есть вообще определить, какие есть звуки, чем друг от друга отличаются и как из них потом составлять слова.

Так появился т.н. "равномерно темперированный строй" - то есть тот музыкальный строй, который мы знаем сейчас: математически равное разделение октавы на 12 равных промежутков, за каждым из которых закреплена своя нота (да, нот всего 7, но с учетом "черных клавиш", то есть полутонов, получается аккурат 12 - это легко увидеть на клавиатуре фортепиано).



Никто точно не знает, кто и в каком году изобрел равномерно темперированный строй и способ записи, известны лишь примерные даты - 1580-е года н.э.
Маловероятно, что у метода был единый автор: для такой работы нужно большое количество экспериментов, и вряд ли один, пусть даже гениальный  человек в условиях своего времени был способен создать идеальный вариант такого комплексного решения.

С момента изобретения в конце XVI века переместимся на два столетия позже - в начало 18 века, а именно в  1702 год:
В Европе торжествует Вестфальская эпоха.

Россия воюет со Швецией в Северной войне, до Победы под Полтавой еще долгих 7 лет.

image Click to view



Во Франции на троне - Луи XIV, "король-солнце" пытается подчинить
себе Испанию, Англию и всех вокруг.
C'est moi!


Митрополит Дмитрий Ростовский уже написал первую русскую оперу "Ростовское действо".



Иоганн Себастиан Бах уже заканчивает учебу в церковном лицее Святого Михаэля.



Дитрих Букстехуде -  "дистанционный учитель" органного классика - Баха - еще жив и пишет свои последние произведения.


Казалось бы, полнейшее торжество нового времени, Просвещения, рацио и т.д.

Однако в музыке творится полнейший бардак и продолжают "цвести сто цветов" - в смысле способов записи и звуковых строев.
Это чем-то похоже на 60-70 в кибернетике - огромное количество экспериментов, энтузиастов, множество несоотносимых друг с другом стандартов и программ - и неясно, какой возьмет верх.  То есть, XVII-XVIII век в музыке видится с высоты даже 1890-х ровно так же, как 60-е годы в ИТ людям в 2010-х : "каменный век". Т.е. на луну уже полетели, но до расцвета еще ой как далеко.

И как ни странно, пионером, который показал, что равнотемперированный строй не просто один из вариантов, а  наиболее удобный вариант, стал упомянутый Иоганн Себастиан Бах с его "хорошо темперированным клавиром" (ХТК) - сборником произведений, разделенных попарно (прелюдии и фуги) по списку из 24 тональностей. По сути, он показал, что есть универсальный инструмент и объяснил, как им пользоваться.
Однако, как обычно, "нет пророков в своем отечестве", и ХТК распространяют  исключительно в рукописном виде , а издают печатным тиражом уже после смерти Баха - только в конце 18 века. И тогда он производит фурор даже среди композиторов-профессионалов. Бетховен произносит свою знаменитую фразу - "не ручей, море должно быть ему имя" (Bach - по-немецки буквально - ручей).

Хотя сама ситуация несколько двусмысленная и напоминает финал анекдота: "А что, так можно было?"

Как юы то ни было, с этого момента в истории европейской музыки открывается принципиально новая глава: если до того все достижения, были скорее "вопреки", то теперь стало возможным накопление и унификация опыта разных школ и практически без участия самих создателей произведений. Эффект можно сравнить с появлением печатного станка в литературе.

Во многом благодаря этому мы можем слышать великих гениев XIX века - Чайковского, Вагнера, Бетховена,  Шуберта, Шопена, Глинку, Мусоргского и всех остальных.

Интересно, что выиграла от этого не только светская, но и церковная музыка. Большая часть произведений, знакомых современному образованному человеку - она как раз из 19 века (с этим связано большое количество курьезов в кино, когда музыка 19 века звучит в храме, например 15-го :)
Здесь я в качестве примера упомяну двоих композиторов, которые внесли большой вклад в церковную музыку, с творчеством которых мне посчастливилось познакомиться в шестилетнем возрасте.

Первый - это Габриэль Форе.



В отличии от Баха, был признан при жизни, награжден орденом почетного легиона и профессорством. Помимо всего прочего, был учителем Мориса Равеля. Начинал как органист и хормейстер в парижском аббатстве Сен-Сюльпис (которое фигурирует в фильме и книге "Код да Винчи"),  и в итоге известен своей духовной музыкой, хотя писал в различных жанрах (от симфоний до романсов).

Но особенно я бы хотел остановиться на втором:

Шарль Гуно



Шарль Франсуа Гуно также начинал свой музыкальный путь как католический музыкант - несмотря на то, что его родители были вполне успешными светскими музыкантами.

Повзрослев, он поначалу отходит от церковного канона, учится в Парижской консерватории, затем путешествует в Италию, Австро-Венгрию, Германию. По возвращению он становится музыкантом и регентом в церви иностранных миссий (смесь церкви, МИДа ватикана и благотворительной организации), пишет оперы, которые ставят в Grand Opera', но  по прошествии снова возвращается к идее стать священником, даже учится 2 года в семинарии Сен-Сюльпис (!). Однако потом все же отказывается от идеи стать священником, но не от идеи служения обществу через духовную музыку.

Наиболее известным его произведением стала творческая обработка прелюдии до-мажор И.С.Баха, взятая опять же  из "Хорошо темперированного клавира" (!), которую тот превратил в молитву Деве Марии. Конечно же, её узнает каждый:

image Click to view



В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий.

А теперь вишенка на торте наших неявных параллелей:

В 1886 году он пишет фантазию (!) на тему русского национального гимна (!) "Боже, царя храни". Причем это не какая-то проходная история, а произведение для оркестра и органа (!) длительностью в 10 минут. Приведу узнаваемый отрывок-кульминацию из него:

image Click to view



Это при том, что композитор к тому времени был уже стар, часто болел и не тратил время попусту.

Его, как выдающегося просветителя, вдохновлял как сам гимн Российской Империи, так и то, что он собой олицетворял.

Такие вот они, неочевидные параллели =)

Previous post
Up