Сосны на Восточном кладбище Минска.
Я продолжаю рассказ о прошлогоднем январском посещении Восточного кладбища Минска. В
первой части мне не удалось вместить относительно небольшое количество отснятых фотографий и рассказать обо всех достойных упоминания людях.
Не удастся и в этой, да и такой цели не ставила, так как сначала собиралась посетить лишь легендарного «песняра» Владимира Мулявина, и если получится, то еще могилы Василя Быкова и Владимира Короткевича, которые расположены в дальних рядах.
Но окружающие памятники, порой почти скрытые снегом, вызвали волну воспоминаний из далеких и близких лет.
Памятник на могиле Александра Тихановича.
Александра Тихановича, солиста одного из самых известных эстрадных дуэтов постсоветского пространства, узнает большинство жителей этого пространства.
Дуэт Ядвига Поплавская и Александр Тиханович никогда не распадался и не прерывал свою деятельность. Такому длинному творческому пути способствовали не только преданность семейным ценностям, но и профессионализм.
Ядвига Поплавская выросла в музыкальной семье и обладала абсолютным слухом. Ее брат был участником первого состава «Песняров» и участвовал в записи дебютного альбома.
Памятник тогда еще не открыли, поэтому рядом стоит фотография артиста. Без нее я не узнала бы, кому памятник посвящен, хотя он несомненно интересный и необычный.
Памятник на могиле Владимира Жбанова.
Памятник скульптору Владимиру Жбанову узнаваем и без фотографии. Безмятежно отдыхающая на скамейке «Незнакомка» («Минчанка»), стала его фирменным творением - одна из целого ряда не менее узнаваемых и любимых скульптур в нашем городе и не только. Многочисленные работы скульптора установлены в городах Беларуси, России, Украины. И дело его живет - компания, созданная при жизни, воспроизводит популярные композиции по сохранившимся формам.
Памятник на могиле Анатолия Аникейчика.
В качестве памятника его учителю, Народному художнику БССР Анатолию Аникейчику, выбрана гранитная глыба. Такими же монументальными являются многие его творения - памятник Янке Купале и скульптурные композиции фонтанов «Венок», «Юность», памятник летчику Гастелло на развилке у Радошковичей и другие работы. Он является еще и автором памятника на могиле Янки Купалы на Военном кладбище. А также других надгробных памятников на этом же, Восточном кладбище - руководителю БССР Петру Машерову и писателю Михасю Лынькову.
Памятник на могиле Михася Лынькова.
Из-за глубокого снега я не дошла, как планировала, в тот раз до могил Василя Быкова и Владимира Короткевича - наших известных и любимых писателей.
Дорожка была расчищена лишь на первой линии, и чуть-чуть в глубине, а дальше все было укрыто толстым снежным покровом. И это правильно - не стоит лишний раз тревожить покой такого места.
Все это время за мной по пятам следовал местный кот.
За оградой шумел главный проспект столицы, а здесь лишь тишина и шум сосен.
Вид с центральной аллеи на главный вход.
Через пару дней после моего визита на Восточное кладбище, в день смерти Владимира Мулявина показывали фильм «Владимир Мулявин. Песняр сердцем и думами»
https://www.youtube.com/watch?v=kz89qfV5hhU Фильм был снят двумя годами ранее (в 2017 году) и является, по-моему, самым объективным в освещении творческого пути ансамбля «Песняры».
Памятник на могиле Владимира Мулявина.
В фильме своими воспоминаниями делились два его близких друга, которые за прошедшие два года ушли из жизни и сейчас покоятся здесь же, на «Аллее звезд». Это художник Георгий Поплавский, о котором я рассказала в первой части, и композитор Игорь Лученок. На их могилах пока не установлены памятники, похоже с этим решили не спешить - недавно был объявлен конкурс на проект памятника Игорю Лученку.
Табличка на могиле Светланы Мулявиной-Пенкиной.
После просмотра захотелось прийти к нашему «песняру» еще раз. Уже начинались сумерки, горела лампада. Стала заметнее табличка с именем его жены Светланы Мулявиной-Пенкиной.
О ней говорили, что мол поспособствовала распаду ансамбля. Я не верю, что такой коллектив может разрушить женщина, пусть и любимая.
Мне кажется, и в фильме тоже об этом говорят, что конфликт в «Песнярах» произошел в результате совпадения нескольких факторов, в частности из-за недопонимания сильных творческих личностей (а других в легендарный коллектив сам Мулявин не допускал).
Но верю, что без нее не звучало бы так пронзительно это исполнение знаменитой песни
https://www.youtube.com/watch?v=gwM9xYYzG5k