По следам Царицы ваз. Репортаж об исследовательском автопробеге 23-25 августа 2013 года. Часть IV

Aug 30, 2013 14:55

25 августа, на следующий день после нашего посещения Ревнюхи, в селе Колывань состоялся большой праздник сразу по двум поводам - отмечали День камнереза и 170-летие окончания работ над Большой Колыванской вазой.

Ради праздника распахнул для посетителей свои ворота и цеха Колыванский камнерезный завод имени Ивана Ползунова, одно из старейших предприятий края.

Представить только: заводская плотина построена в 1727 году...



... а сам завод открылся в 1728-м, когда Барнаула не было даже в планах! Это предприятие - пример того, как бережное отношение к производству позволяет продлить жизнь не только заводу, но и живущему от него населенному пункту, ибо пока жив завод, жива и Колывань.

«Камень - моя жизнь…»

Камнерезы на этот день стали экскурсоводами и раз за разом рассказывали гостям праздника о своей работе.

- Камнерезу прежде всего требуется терпение… - говорит «Алтайской правде» мастер шлифовального цеха Оксана Косолапченко. - Даже для небольшой картины надо подобрать камни по цвету, обточить. И вот уже почти сделал - а камень треснул… Иногда бывает до десятка деталей приходится переделывать… Сюжеты наших картин определяет худсовет, он составляет план. Но если есть заказ на какой-то сюжет, то от плана можно отойти. Одно время пошла мода на картину «Ваза с фруктами». Потом был период - люди заказывали каменные иконы. У нас и сейчас есть проект двух больших, 170 сантиметров на 150 сантиметров, мозаичных панно для церкви в Москве. Но для них еще надо найти яркий кварцит…



Камнерезами не рождаются - ими становятся. Срок обучения - два месяца. А дальше - уже сам. Жизнь покажет, ремесленник ты будешь, или художник. В камнерезном деле не бывает копий - даже небольшая, с открытку, каменная картинка «Банька», одна из тех, что запущены сейчас в массовое производство, и та у каждого мастера будет разной: у кого-то свет в окошке ярче, у кого-то - глуше. У кого-то елка будет серая, а у кого-то зеленая. Мастера говорят, что невозможно не вкладывать в камень душу - хочешь-не хочешь, он сам ее из тебя вытянет.





- Как говорили еще наши предки, главное в профессии каменереза - «дать камню лицо», открыть его… - говорит Борис Пчелинцев, директор завода с 1975 по 2010 годы. - Я люблю камень. Я 35 лет служил камню. Мы делали грандиозные вещи. Оформление станции метро «Сибирская» и гостиница «Интурист» в Новосибирске, ваза «Юбилейная», которую президент Путин подарил Санкт-Петербургу на юбилей. Завод - это, видимо, моя судьба. Я в детстве разрывался между желанием стать летчиком или геологом. Но однажды нашел кристаллы горного хрусталя. И его красота так меня поразила, что о желании стать летчиком я забыл…



Камнерезная работа, мягко говоря, неполезная: для борьбы с каменной пылью, которая норовит забраться в легкие, каменные глыбы беспрерывно поливают водой, поэтому работать приходится в резиновых сапогах и прорезиненных костюмах. Однако если камень - твоя судьба, то куда ты от нее денешься?

- Камень - это и жизнь моя, и работа, и моя ваза в Эрмитаже стоит… - говорит Олег Демидов, один из самых уважаемых людей на заводе, прибавивший к двум заводским праздникам третий, свой - его в этот день наградили краевой медалью «За заслуги перед обществом».  - А ведь все решили и случай, и судьба: поступая в художественное училище в Нижнем Тагиле, я не написал, на какое отделение хочу поступить. А всех, кто не указал это, зачисляли на камнерезное отделение, художником по обработке камня. Потом попал на практику на Колыванскую фабрику, и так мне здесь понравилось, что я по окончании вуза сюда просился и меня сюда в 1978 году распределили… С тех пор здесь и желания уехать не было никогда.



Роль государства

Начавшись как медеплавильный завод, в 1802 году предприятие, когда медь в окрестностях кончилась, было, говоря нынешним языком, реконструировано в шлифовальную фабрику.



В XIX веке фабрику называли Колоссальной - но изготовленные здесь вазы, канделябры и другие предметы поражали воображение современников не только и не столько размерами (хотя и размерами - тоже), сколько тщательностью, точностью и красотой работы. Большая Колыванская ваза, в России именуемая еще Царица ваз, весом 19 тонн и диаметром чаши больше пяти метров - это один полюс. А другой - небольшая, с ладонь, камея «Родомысл XIX века» с изображением Александра Первого, у которого можно рассмотреть даже ногти на пальцах рук, при том, что сделана камея из союзной яшмы, одного из самых твердых материалов в мире. Здесь делали яшмовые колонны для Храма Христа Спасителя, десятки больших и малых предметов, каждый из которых является произведением искусства, ибо в каждом - частичка души мастера.

- Фабрика олицетворяет неограниченные возможности человека в создании произведений искусства… - так в своем поздравлении сказал глава Курьинского района Вячеслав Ковшов.

Работа камнерезной фабрики с самого начала и до сих пор неразрывно связана с государством. В конце концов, ведь и Царица ваз была своего рода госзаказ, да и почти вся остальная продукция изготовлялась для царского двора, считай - для государства. Цари украшали колыванскими вазами, канделябрами и прочими изделиями свои дворцы и дворцы европейских государей. Не стало царей - и спрос на величавую красоту камня постепенно сошел на нет. Но буквально в последнее время предприятие стало возрождаться. Оказалось, гранитные глыбы проблем все же поддаются резке.

В 1999 году Колыванский завод вошел в объединение «Алтайавтодор», что позволило сделать серьезные финансовые вливания. Буквально в этом году на ремонт производственных помещений из краевого бюджета заводу было выделено 45 миллионов рублей.

Александр Обозянских, ставший директором Колыванского камнерезного завода в сентябре 2012 года, рассказываает:

- Когда я пришел на предприятие, первые впечатления были не очень радужные. Но за это лето мы провели полный ремонт всех зданий, сделали новые крыши. И теперь картина совсем иная. Я сам из Кулунды, но был наслышан о фабрике. А когда попал сюда, то понял, что отвественность особая. Тут все до такой степени пропитано историей… Такому предприятию пропадать нельзя - в России другого такого нет.

Не забывает государство и о своей роли главного заказчика - по решению губернатора Александра Карлина каждая школа, больница и другие учреждения, построенные или отремонтированные в рамках краевой программы 80х80, будут украшены произведениями колыванских камнерезов.



Приехавший на праздник вице-губернатор Яков Ишутин в своем поздравлении предложил разработать каталог колыванской продукции, а также учредить специальный знак, который бы защищал уникальные произведения от подделок.

- Желаю, чтобы село Колывань процветало и возрождало те традиции, которые прославили его на весь мир! Позвольте от имени губернатора поздравить вас с двойным праздником!  Желаю, чтобы всегда были заказы и была нормальная жизнь!- сказал он в заключение.

Каменные краски Колывани

Сам праздник развернулся на заводской прощади. Там, где почти 300 лет назад стояли первые заводские печи, теперь установили небольшую сцену, с которой выступали художественные коллективы района.



Тут же были развернуты небольшие выставки. Большая часть экспонатов - это чертежи станков и различных изделий, изготовлявшихся на фабрике, технические описания продукции. Интересно, что некоторые документы - секретные, это, например, относящаяся к 1946 году довольно эмоциональная переписка местных руководителей разных рангов о судьбе добывавшегося в районе золота.

Впрочем, людей больше всего привлекала выставки материалов Курьинского районного архива, особенно альбом с фотографиями ветеранов.

- Этот альбом много лет назад подготовил женсовет завода в подарок райкому КПСС… - рассказала «Алтайской правде» заведущая районном архивом Галина Темирбаева. - Здесь фотографии тех, кто ушел на войну и не вернулся, фотографии работников завода. Люди подходят - кто ищет себя, кто ищет своих родных…

В этот день распахнули свои ворота и двери цеха и производственные помещения завода.









Надо было видеть, какими глазами люди - гости праздника - смотрели на громадные пилы, титанических размеров каменные глыбы, распущенные надвое словно кусок масла; на удивительные пейзажи, на которых осень переливается каменными красками.



Почти триста лет в этих удивительных местах люди делают удивительные вещи: ищут в каменных глыбах красоту, находят ее и показывают всем нам. И это - наше, родное, это Колывань, частичка Алтая…



Продолжение следует!!!!!

Колывань, Колывано-Воскресенские заводы, Демидов, Царица ваз

Previous post Next post
Up