Потомки человека, который подтолкнул Наполеона к войне, живут в Барнауле

Nov 14, 2012 16:46


Шпионаж - эта сторона наполеоновской эпохи в последнее время привлекает все больше внимания, но все равно отстается одной из самых, если не самой, малоизученной. Уж больно «источники» были скупы на слова и воспоминания. Самый известный шпион - Шульмейстер, ему еще в XIX веке посвящались книги, самая известная из которых - «Шпионство при Наполеоне I. Карл Шульмейстер», изданная полковником Генерального штаба Клембовским еще в 1897 году. При нынешних тяге и вере российского человека в силу закулисы шпионы делаются едва ли не главными действующими лицами почти всех мировых событий. На самом деле, уж как минимум в наполеоновскую эпоху, они такими быть  не могли. Доставка информации, даже самой ценной и уникальной, была делом сложным и медленным - не быстрее, чем могла скакать лошадь, а часто и лошадью пользоваться было нельзя, чтобы не привлекать внимания.

Подробнее о шпионах Напалеона можно прочитать здесь:  http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/SERVICE.HTM, а о русских разведчиках (это ведь только «у них» шпионы, у нас-то разведчики!) - здесь http://www.rau.su/observer/N29_93/29_21.HTM.



В книге «Очерки истории российской внешней разведки» (т.1, стр. 113) говорится, что в 1810-1812 годах в России было выловлено 39 военных и гражданских лиц, шпионивших или подозревавшихся в шпионаже в пользу Наполеона. Это немного. Французы сетовали на то, что желающих шпионить на них немного, один из французов сказал русскому офицеру: «Лучшие шпиона - это евреи, а они все за вас».

Однако больше всего известных шпионов было все же среди поляков. Кирилл Серебренитский, один из потомков наполеоновских поляков, и исследователь этой эпохи, пишет, что князь Сапега создал Бюро, задачей которого была разведка в России. Одним из агентов Сапеги был шляхтич из Минска Ярмолинский (Jarmoliński), принадлежавший к гербу Корчак (герб Корчак, созданный в XV веке королем Людовиком I, использовали около 270 родов в Белоруссии, Польше, Литве и Польше).

- Осенью 1811 года Ярмолинский нелегально проник в Россию. Добытые им сведения подтвердили скрытое движение российских войск к границам Княжества Варшавского и повлияли на решимость Наполеона в 1812-ом... - рассказывает Кирилл Серебренитский. Таким образом, выходит, не будь сведений Ярмолинского, еще неизвестно, была бы война 12-го года? Может, она была бы в 1813 году, может, она началась бы с вторжения русских войск в Пруссию, а может, и с вторжения Наполеона, но произведенного иначе - и как знать, чем бы тогда все закончилось для Европы и мира.

И вот ведь как тасуется колода: живущая в Барнауле Ванда Ярмолинская - потомок того самого минского шляхтича Ярмолинского, благодаря которому история пошла так, как пошла. Ванда Ярмолинская - известная в Барнауле певица.




Она поет романсы, а также пишет стихи и рисует картины. Кроме того, она председатель Барнаульской городской общественной организации «Дом польский», которая, благодаря стараниям Ванды Ярмолинской, является самой активной из национальных объединений Барнаула.

Поляков на Алтае в целом и в Барнауле в частности не так уж и мало - сюда их ссылали после восстаний XIX века, сюда же попали офицеры и гражданские лица после оккупации части Польши Советским Союзом в 1939 году - так на Алтай, в Бийск, попал Войцех Ярузельский, в 1939 году юноша, а впоследствии - президент социалистической Польши. В Бийске похоронен его отец.

- Мы Ярмолинские по маме… - рассказывает Ванда. - Она приехала на Алтай в 50-е годы - на целину. И мы не знали про своих предков. Только вот недавно открылось, что один из наших прапрапрадедов служил Наполеону. У меня в ближайших планах - попасть в Библиотеку имени Ленина в Москве и прочитать там книгу о роде Ярмолинских, изданную в 1907 году к 500-летию рода. Может, там что-то про этого нашего предка есть…

Наполеоном, как рассказывает Ярмолинская, она восхищалась всегда, еще и до того, как узнала, что один из ее предков служил ему. На вопрос, полна ли она польской отваги, которая так восхищала все воюющие стороны наполеоновских войн, Ванда ответила:

- Да, я часто воюю, но не за себя. А вот если надо за кого-то вступиться - то я не раздумываю!..
Примечательно, что в ближайших планах - концерт романсов «Кавалергарды, век недолог», посвященный генералам 1812 года. Спустя 200 лет Ярмолинские все же перешли на русскую сторону…

Барнаул, Алтай, 1812, наполеоновская эпоха, Наполеон, Ярмолинские

Previous post Next post
Up