О сборе на Колывано-Воскресенских заводах пожертвований в пользу пострадавших от войны 1812 года.
Хранящееся в Алтайском государственном архиве Дело 1492 (ф.1, оп. 2) содержит в себе переписку между Томским гражданским губернатором и начальником Колывано-Воскресенских заводов по поводу организации сбора пожертвований в пользу пострадавшим от войны 1812 года. Дело начато 8 апреля 1813 года и окончено 17 октября 1816 года.
1.
Идея пожертвований в пользу пострадавших от войны родилась в малоизвестном ныне Патриотическом женском обществе, созданном весной 1813 года в Петербурге, «под особенным покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны». Председательствовала в обществе княгиня Репнина. Надо знать, что в начале XIX века идеи женского равноправия в общем-то даже еще и не родились. В общественном устройстве женщине отводилась роль матери семейства и хозяйки дома. Важные государственные дела были почти исключительно заботой сильного пола (хотя зачастую решались при разного рода женском участии). В 1812 году, когда в начале войны был объявлен сбор средств на содержание войск, принимались пожертвования и от женщин. Но, похоже, женщинам уже хотелось сделать что-то самим, отдельно от мужчин.
В Приглашении вступить в Патриотическое женское общество об этом говорится так: «желание быть полезным Отечеству не заключается одном мужеском поле. (…) Русский народ, оказав такую силу, такое мужество, терпимость и верность, приобретает без сомнения право на уважение всего мира. Но прилично ныне свету доказать, что русские жены не уступают своим супругам, братьям, сыновьям в любви к Отечеству» (л. 17).
О целях и задачах Патриотического женского общества говорилось, что оно «ожидает наиболее пожертвований от дам и женского сословия, по мере возможности и остается в уверенности, что русские жены не уступают своим супругам, братьям и сыновьям в любви к отечеству, и что природа не даровала им силы телесной, но умножила их силу душевную к изобретению способов быть полезными». Иначе говоря, это, вполне вероятно, была первая или одна из первых общественных акций, поучаствовать в которой приглашали исключительно женщин.
2.
Приглашение, Проект и другие документы, которые сейчас назвали бы уставными, написаны ярким, цветистым языком, который хочется цитировать и цитировать. Вот, например:
«В то время, как враг Европы, внеся в мирные пределы наши бесчеловечную войну, и встретя в неизменной груди Российских воинов оплот необоримый, с неистовством обращает варварскую руку и меч на беззащитных граждан, на поселян и их жилища, когда ни стон старости, ни вопль невинной юности не смягчают жестокосердия; когда сопутствуют тирану грабеж, пожар и опустошение - мы обращаемся в бедственной необходимости видеть нищими богатых, сиротами проводивших дни среди многочисленного семейства, в сладком спокойствии; на месте изобилия - голод, развалины и пепел, где великолепие, веками рожденное, поражало взор наш.
При горестных, но с упованием на Всевышнего, по правде поборающего, в горных усилиях России сберечь прежнюю славу свою, могущество и богатство, все сословия и состояния с самого вторжения врага кровожадного предупреждают друг друга ознаменованием любви и усердия к Государю и Отечеству.
СПбургские дамы, исполнясь патриотическими чувствами, желают со своей стороны оказать оныя полезным делом и, по свойству пола своего, находят самым приличным к тому средством взять на себя обязанность облегчать участь бедствующих от нашествия врага, с каковою целью предложили учредить в СПбурге заведение под названием Патриотическое женское общество, приглашая и прочих соотечественниц составлять в других городах таковые же заведения» («Проект благотворительного заведения под именем Патриотического женского общества», л. 18-19).
Первоначально установленные правила предусматривали, что работу свою Общество начнет «по вступлении в него ста членов» (но этим количеством оно не ограничивается). При вступлении каждый вносит 200 рублей, и эта сумма является затем ежегодным взносом каждого члена Общества. Общество объявлялось открытым для купеческого сословия (это тоже было ново для того времени).
Цели Общества виделись его создательницам так: «делать вспомосществование бедным от войны пострадавшим, и тем женам и детям, от коих мужья и отцы на войне, а семейства не могут иметь пропитания» (л. 14).
3.
Весной 1813 года между Барнаулом и Томском велась оживленная переписка по поводу сбора пожертвований. Летом приступили непосредственно к сбору. Хотя Общество призывало к активности женщин, но жертвовали все равно мужчины. Следы женского участия редки. В рапорте Колывано-Воскресенского градского головы Варфоломея Пуртова начальнику Колывано-Воскресенских заводов Ивану Элерсу от 28 июня 1813 года: «сего числа пожертвовано: первой гильдии купец Илья Пуртов сто пятьдесят рублей, мною сто рублей и дочерьми моими Людмилой пятнадцать рублей, (… - имя неразб.) пятнадцать рублей, о чем вашему высокородию честь имею донесть». (л. 53). А в рапорте управляющего Барнаульской полицией майора Мартина говорится, что 200 рублей пожертвовал некий генерал-майор Коноплин «с женой и дочерью», но имена этих женщин не названы.
По обычаю того времени, простые люди жертвовали разными вещами: пояса, «порты холщевые», рубахи, чулки. Вещи эти потом продавались с аукциона, о чем
свидетельствует рапорт земского управителя Шпинова начальнику Колыванских заводов от 10 июля 1815 года: «холст и пояски, пожертвованные на содержание бедных и от войны пострадавших людей аукционным порядком (…) распроданы и вырученные деньги одиннадцать рублей тридцать четыре копейки сего же числа записаны в приход в Барнаульскую заводскую контору» (л. 426). Не сказать, что цены на аукционах взлетали до небе (все же не Матисса продавали): льняные пояски при цене 35 копеек за аршин ушли по 40 копеек, 8 аршин конопляных поясков при цене в 25 копеек - по 30-ть, 21 аршин шерстяных тканых поясков был продан по себестоимости. Но так или иначе, вещи были обращены в деньги.
Горные офицеры и заводские чиновники жертвовали рубли, мастеровые и рабочие - копейки. В Росписи маркшейдера 9 класса Слатина господину начальнику Колыванских заводов о пожертвованиях (л. 48) отмечено, что сам Слатин пожертвовал 25 рублей, далее суммы идут по убывающей - 10, 10, 8, 3 рубля. Есть и 1 рубль (слесарь Кирило Коренев). Есть и копейки - плавильный ученик Степан Бессонов пожертвовал 40 копеек. Жертвовали дроворубы, рудовозы и прочий горный работный люд. В итоге сумма в росписи Слатина внушительная - 158 р. 80 копеек.
В Сростках 20 копеек пострадавшим от войны пожертвовал некий Прохов Попов (л.147 об.) - уж не предок ли это Шукшина?
4.
Итог сбору пожертвований подводит письмо начальника Колывано-Воскресенских заводов в Патриотическое общество Санкт-Петербургских дам: «Сверх представленных обществу 12 февраля, 23 апреля, 13 августа, и 17 декабря 1814 года 6.295 рублей имею честь препроводить при сем 450 рублей, доставленных ко мне по окончании подписки. И выписку из шнурованных книг обо всех, пожертвованных колывано-воскресенскими заводами деньгах и вещах с выручкой за последние при распродаже денег. Из сей выписки Общество усмотреть изволит, что вообще было пожертвовано денег 6.354 руб. 37 копеек (в том числе серебром 10 копеек), и вещей при распродаже их на 456 рублей 43 ½ копейки. Всего на 6.810 рублей 80 ½ копейки» (л. 459).
Сумма это была весьма приличная, и председательница Санкт-Петербургского Патриотического женского общества Екатерина Уварова 9 октября 1816 года написала начальнику Колывано-Воскресенских заводов обергауптману Элерсу в ответном письме: «Санкт-Петербургское Патриотическое женское общество препоручило мне изъявить вам чувствительную его признательность за столь великое содействие ваше целям общества облегчать скорбную участь несчастных наших соотечественников» (л. 461-461 об).
5.
Похоже, что поначалу дамы слабо представляли, что они будут делать с собранными деньгами. Первоначальный проект предполагал, «по собрании некоторой значительной суммы», создание дома для бедных, которые «будут заниматься вязанием теплых чулок для солдат, приготовлением корпии и проч.» (л. 19-20).
Однако, когда деньги появились, применение им нашлось и пожертвования, в том числе и наших предков, не пропали. К 1917 году Патриотическое женское общество имело почти на миллион рублей капиталов и недвижимого имущества, в том числе 21 опекунское заведение, в которых нашли приют около двух тысяч взрослых и 200 детей) и было крупнейшей благотворительной организацией в России. Однако после Февральской революции Общество прекратило свою деятельность, все его учреждения отошли министерству общественного призрения (нынешний аналог - министерство социального обеспечения), которое, впрочем, уже через несколько месяцев, вместо со всей старой Россией, приказало долго жить…