Психоанализ и японцы: Evangelion

Jun 20, 2007 00:51




В свое время, я наткнулся на описание одного анимешного сериала в wikipedia, а именно Evangelion.
Профессионально меня заинтриговала следующая фраза:
Хотя сериал начинается как обычное меха-аниме, фокус сдвигается от боевых сцен к воспоминаниям и взаимоотношениям персонажей, особенно центрируясь на главном герое Синдзи Икари, пилоте Евангелиона-01. Известно, что режиссер Анно перед созданием «Евангелиона» страдал от длительной (четырёхгодичной) депрессии и некоторые моменты произведения основаны на его собственном опыте и теории психоанализа, которой он научился в ходе собственной психотерапии ― персонажи аниме демонстрируют разнообразные проявления эмоциональных расстройств, такие как депрессия, кризис взаимного непонимания и расстройство, связанное со страхом разлуки.

Что меня заинтриговало? Во-первых, то, что всегда интересно посмотреть на художественные произведения, которые человек создает в процессе психотерапии. А во-вторых (как учил нас Профессор Иванников) для японцев психоанализ неэффективен, поскольку культурный пласт совсем другой, в частности, нет мифа о Эдипе.
Ну так вот, Иванников был не прав. На японцев психоанализ действует так же. По той причине, что есть класс психических травм, которые человек переживает в довербальном возрасте. А поскольку доречевые психические структуры у всех людей универсальны, то и переживания примерно одни и те же, равно и как последствия от травм в зрелом возрасте.В психоанализе описание ранних травм дается достаточно подробно и систематизировано.

Сам фильм делится на несколько частей, но интереснее всего не сериал, а полнометражный фильм - End of Evangelion (правда, в отрыве от сериала там не все понятно).

Собственно, у фильма End of Evangelion есть много достоинств:

Начиная с того, что этот анимационный фильм просто красивый:




Символичный:




И сильно неоднозначный: некоторые изображения очень сюрреалистичны. У Лилит, изображенной на этой картинке - 7 глаз. Её лицо также является эмблемой секретной организации SELE.




Глаза вообще играют большую роль в символике фильма.




Равно как и крест - он же дерево жизни.




Вторая часть серии EoE (End of Evangelion) по сути переходит от психоанализа к аналитической психологии: эта картинка лично у меня вызывает четкие ассоциации с книгой "Таинство воссоединения" Карла Юнга. И В целом, там много архетипической символики.




В фильме часто присутствует вода - как первооснова жизни, околоплодная жидкость, и в иных формах.




В фильме много парафразов и скрытых цитат. Вот это, если я правильно понимаю - цитата из "Сказки сказок" Норштейна (не зря японцы его мультфильмы любят.) Впрочем, я могу и ошибаться - картинка все-таки с " высоким проективным потенциалом"




А это - прямая цитата из Микеланджело.
Только это не Сотворение Адама (Адам тоже в фильме присутствует), а духовное воссоединение матери и дочери.




Таким показан внутренний мир героя, во время его пограничного состояния. Вот о чем они говорят в тот момент:

- Вы просто прячетесь
за своими улыбочками!Вы никогда не говорите открыто!

- Правда ранит людей.
Это очень, очень больно.

- Неопределенность просто убивает меня.




Тема рождения и смерти обыгрывается очень часто: в частности, эти души движутся подобно сперматозоидам.




Тема рождения обыгрывается также неоднократно.




Формирование коллективной души:




Души поглощаются яйцом - источником всего живого на Земле. Мощная аналогия с оплодотворением.




Вот как это выглядит все вместе:




Это океан LCL (а вовсе даже не сексуальные отношения) - первичное состояние человеческой души. Как я понимаю, это пренатальные переживания. В этом плане очень показателен диалог, который происходит между героями:
"Мир, где нет границы между тобой
и другими существами. Мир, где ты бесконечен, мир, от которого
невозможно отделить свое Я. Это тот самый мир, о котором ты мечтал.

Если ты хочешь, чтобы остальные
снова существовали...люди снова отделятся от твоего сердца.
Люди опять смогут причинять тебе боль."

На самом деле - в этом диалоге заключена основная суть переживаний психотравмы главного героя. Он не может принять людей, поскольку те причиняют ему боль, и желает вернуться в первичное состояние. Однако, вернуться в него он не может, поскольку для него травматично испытывать одиночество.




В общем, все это производит довольно-таки величественное впечатление. Этакая арт-терапия с многомилионным бюджетом. Что характерно, сериал оставляет ощущение незавершенности, а вот EoE ее как раз завершает (между ними прошло 2 года). Впрочем, тут можно предположить, что режиссер к тому моменту как раз получил долгожданный инсайт, который и воплотил в полнометражном фильме.

Еще один важный момент: в этом фильме нет счастливых персонажей. Вообще. Все они так или иначе страдают, и причины их страданий показаны с помощью флешбеков.

Конечно, рассказ о Евангелионе не был бы полным без информации, откуда его взять. Взять его можно с помощью torrent-программы, зарегистрировавшись на сервере torrents.ru. Фильм занимает 12 гигабайт, озвучка оригинальная, русский язык - субтитры.

В завершении скажу, что вместе с теми фильмами, которые показывают на психологическом практикуме ("Человек дождя", "Осенняя соната") - этот фильм смотрелся бы очень уместно. Только второй курс скорее всего не поймет почти ничего, без прочтения хотя бы Мак-Вильямс и Лэнга.

Еще про мультфильмы.

аниме, психоанализ, anime, мультфильмы, evangelion

Previous post Next post
Up