Тщета по Фитцджеральду или жизнь - боль.

May 11, 2014 00:09


  Вот одна из тех книг, которые я прочитала еще на закате ушедшего года, а все никак не отзовусь. Томик Ф.С.Фитцджеральда с двумя романами - "По эту сторону рая" и, разумеется, "Великий Гэтсби". Ну, с Гэтсби большинство нынче знакомы хотя бы по фильму. И надо сказать, жаль, что не по книге: они отличаются, причем качественно. Разные люди приводили мне разные аргументы "за" и "против" параллелей фильма и книги. Кто-то говорил, что все так осовремененно и опошлено в кино - ну, у меня на этот счет непоколебимое мнение: вы знали, на что идете и в каком времени живете. Сняли вполне прилично, сумев при этом заинтересовать и тронуть большой слой аудитории. Кто-то отмечал наличие мозга у Дэйзи в фильме, хотя по книге она - абсолютная ТП своей эпохи. Нет, дело не в этом. Фильм - о конкретной персоне, сыгранной ДиКаприо, о человеке из плоти и крови со всеми мыслями-надеждами-порывами-добродетелями-ахиллесовыми пятами. А книга - о некоем собирательном образе самонадеянного молодого человека, неизменно проигрывающего битву большому и жестокому миру капиталистической безнравственной иерархии...Загнула как.... Но это так. Про Гэтсби из фильма мы знаем в итоге массу вещей вплоть до характера, поведения, реакций. А вот про книжного не знаем ничего конкретно. Все лишь общие слова о статусе, образе жизни и всякое тому подобное, никак не проливающее свет на личность героя. Все, кто его окружает - главный рассказчик, Дэйзи с подругой, даже Том Бьюкенен, все они гораздо объемнее и реальнее.
    А вот "По эту сторону рая"  - уже звучит как-то горько, заманивает драмой. История того же самонадеянного молодого человека в противостоянии с несправедливой жизнью. Тут уже типаж главного героя прорисован вполне отчетливо: вся эта его чувствительность, сентиментальность, горячность и энтузиазм первого порыва, который - после первых же синяков сдувает, как ветром. Ни к чему особо не приспособившийся, нигде себя не нашедший, за все берущийся и ничего не заканчивающий. Таким его увидела я. И мне такие граждане, правда, отвратительны. Все это довольно продолжительное произведение Эмори Блейн (так зовут, собственно, нашего бедненького мальчика) претерпевает "удары" судьбы. Разочарование в женщинах, в социальном устройстве, в труде, в жизни вообще... И все-то он философствует, полоща разомкнутые руки в бурлящих водах возможностей. Пара ярких моментов, типа истории со случайно разбившимся в автокатастрофе товарищем - молодой, да ранний; полный всех начинаний и так ничего и не реализовавший, или призрак коварного Диавола в мягких туфлях, манящего в пучину порока и полной уж несопротивляемости, и масса других историй поменьше вокруг. Занятно, кстати, еще то, что Фитцджеральд безо всякой иронии ненавидит рабочий класс бедняков. Презирает глубочайше, в целом определяя, как людскую массу, не способную ни к какому творческому началу, осознанности, пушечное мясо, живущее по принципу скота. Возможно, оно и так. Но всегда на ум приходят различные примеры людей, выбравшихся из самой что ни на есть грязи и взобравшихся на разные склоны Олимпа - кто уж там какое поприще выбрал. А также массы затертых и бестолковых судеб золотой молодежи, уж действительно регрессирующей ввиду наличия денег и отсутствия всякой необходимости напрягаться. Как-то поэтому невесело выходит. Вроде как нам должно сочувствовать бедненькому Эмори, такому хрупкому и тонко организованному в этом жестоком бушующем мире, но что-то именно он и вызывает наибольшее пренебрежение. И вот, с опаской думаю я, уж не всё ли творчество Ф.С. об этих вот бедненьких мальчиках из хороших семей, но почему-то неспособных ничего добиться? Ну, положим, Гэтсби изначально не из таковских, но все опять скатывается к одному: ах, как жестока жизнь! Нам не по силам тягаться с ее невзгодами! Перемелет и выплюнет. Уныние и инфантильность мягкотелых мажоров раздражает, хотя читать интересно, замечательный слог и много-много остроумных вещей. Да, это выручает, да и в целом помогает добраться до финала с суммарным нейтральным отношением. Перекрывает все это размазываение соплей по тонко-организованной роже ;)
    Я не хочу совсем критиковать. Тут все зависит - очень зависит - от того, по душе ли вам подобный типаж? Я знаю много жалостливых девушек, которые находят в себе озера сочувствия к подобным субъектам. Есть и юноши. Есть просто те, кто каким-то образом узнает в персонаже себя, свое прошлое или свои ошибки. Что ни говори, своя шкура ближе, даже если ты в какой-то момент победил и преодолел подселившегося в нее по соседству демона. Читать стоит хотя бы для вкушения языка и ощущения атмосферы эпохи джаза, предшествующей Великой Депрессии - действия романов как раз приходятся где-то на плюс-минус те времена.
    Чуть позже я напишу еще о паре произведений в сравнении с этими. В этих вещах нет и тени уныния и этой возвышенной апатии изнеженных деньгами персон, хотя авторы их в общем-то современники Фитцджеральда. Они, как небо и земля по сравнению с этими романами - о том, КАК стать человеком, ЧТО делает человека человеком; они полны витальной силы, несмотря даже на печальные сюжеты местами. Они как протест или как гимн. Да, жизнь - это не только груши и яблоки, сами падающие в рот; это еще и преодоление, и труд, и терпение; все что угодно - но не боль.



мозгопук, бесяка, изба-читальня

Previous post Next post
Up