О Православной Церкви в Китае

Jun 30, 2008 14:25



Священный Синод Православной Церкви в России (РПЦ МП) сделал «Заявление в связи с решением Константинопольского Патриархата об учреждении епархиальной структуры на территории Китайской Автономной Православной Церкви» ( ТУТ ) . 9 января 2008г. Константинопольский Патриархат издал постановление об открытии в КНР Гонконгской митрополии. Недоумение наших иерархов, на первый взгляд, весьма обоснованно:

«Пастырская деятельность Русской Православной Церкви в Китае началась в XVII столетии, когда в Пекин прибыл русский священник Максим Леонтьев. В 1713 году учреждена Российская Духовная Миссия в Китае. Трудами русских миссионеров Православие вошло в китайскую среду. Лояльное отношение православных верующих к китайским властям и обычаям обусловило продолжительное мирное существование верующих в китайской среде. В 1902 году на основании определения Святейшего Правительствующего Синода начальник XVIII Российской Духовной Миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан во епископа Переяславского. Созидание Китайской Православной Церкви, утвержденной кровью 222 китайских мучеников, пострадавших за веру Христову в 1900 году и причисленных к лику святых постановлением Святейшего Синода № 2874 от 22 апреля 1902 года, продолжилось учреждением в 1922 году Пекинской епархии, включавшей Шанхайское и Тяньцзиньское (позднее - Ханькоусское) викариатства, и Харбинской епархии, в состав которой вошли Хайларское и Цицикарское викариатства. В 1934 году в составе Пекинской епархии было дополнительно учреждено Синьцзянское викариатство. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 1945 года в пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ, возглавляемый митрополитом Харбинским и Восточно-Азиатским. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 11 июня 1946 года на основании постановления Священного Синода митрополичий округ был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тянцзинскую и Синьцзянскую епархии. В 1954 году Священный Синод передал в состав экзархата храмы, ранее находившиеся в ведении Российской Духовной Миссии в Китае. 23 ноября 1956 года решением Священного Синода все православные храмы в Китае были переданы в каноническое ведение Китайской Православной Церкви, которой была предоставлена автономия, с утверждением избрания ее Предстоятеля Патриархом Московским и всея Руси. Осуществлением данного решения стала состоявшаяся 30 мая 1957 года в Москве архиерейская хиротония Предстоятеля Китайской Автономной Православной Церкви епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана)», говорится в синодальном «Заявлении».

Но, тем ни менее, есть и свои «проколы» с нашей стороны. Эти проколы в синодальном заявлении пытаются преподать в «мягкой форме»: «Однако после смерти епископа Пекинского Василия († 1962), а затем и епископа Шанхайского Симеона († 1965) Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства. Гонения, последовавшие в период «культурной революции», сделали невозможной полноценную церковную жизнь. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 17 февраля 1997 года констатировал, что поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое попечение о ее пастве осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви Патриархом Московским и всея Руси. Председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата поручено решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае». Если вчитаться в эти слова то получается, что с 1965г. по 1997г. Московский Патриархат «забыл» о Православной Церкви-дочери в Китае. Второе что бросается в глаза - это нежелание Синода и патриарха посылать в Китай епископа. Оговорка «впредь до его избрания Поместным Собором этой (т.е. Китайской) Церкви» образует замкнутый круг: Откуда же взять в Китае епископов, да еще и на целый Собор, коли Мать-Церковь их туда не посылает? Неужели, составителям этого текста не видна его противоречивость?

Итак, в чем же «прав» Константинополь? - В том, что не бывает Церкви без епископа! Надо было посылать епископа туда, а не политиканствовать. Пока наши иерархи взвешивали «за» и «против», туда пришел епископ, поскольку Церковь без епископа считается «вдовствующей». Итак, «кто виноват?» - вопрос не актуален!
Previous post Next post
Up