Избранные места из Евангелий

Jun 30, 2011 16:57

Те, кто общался со мной на темы философии и религии знают, конечно, насколько далёк я от какого бы то ни было фиксированного представления о Духовной Субстанции или Боге, а тем более от тех представлений, которые бытуют в церковном "христианстве": православии, католицизме, множестве протестантских сект. Но, тем не менее, мне хочется поделиться с теми, кому это может быть интересно тем, что мне особенно дорого в Евангелиях, теми местами, которые преисполнены глубокой поэзии и истины, которая может быть принята даже абсолютно неверующими людьми. К слову, в первый раз я столкнулся с евангельскими текстами лет в пятнадцать, когда я был весьма и весьма критически настроен по отношению к религии. Я отождествлял христианство -- с учением церкви, т. е. со смесью, как заметил Толстой, с одной стороны, "коварной и вредной лжи", порабощающей народ, с другой -- "набора самых грубых суеверий и колдовства". Однако, получив доступ к самому тексту, преодолев первое чувство отвращения к ненужному славословию, я понял, что это далеко не так, что там есть много чему поучиться, и что сами авторы не могут отвечать за то, как церковники перетолковали их идеи, и что подчеркнули в нём.

***

I

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

...

2 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака" (ничтожество), подлежит синедриону (верховный суд); а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

2 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

2 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

3 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

3 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

4 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

4 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

4 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари (сборщики податей)?

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Мф. гл.5

II

1 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

2 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

2 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

...

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатство).

...

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашни сам удет заботиться о своем: довольно дл каждого ня своей заботы.

Мф. гл.6

III

Не судите, да не судимы будете,

ибо каким судом судите таким удете судимы; и какою мерою мерите такою вам будут мерить.

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь как ынуть сучок из глаза брата твоего.

...

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

1 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

IV

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне.

Мф., X

V

Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

nbsp;    2 ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретет ее;

nbsp;    2 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Мф., XVI

VI

В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

nbsp;    и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

nbsp;    итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

nbsp;    и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;

nbsp;    а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

...

Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

nbsp;    2 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов[http://www.gospel.mospolis.ru/Matfey/18.htm#s1|*];

nbsp;    2 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

nbsp;    2 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

nbsp;    2 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

nbsp;    2 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

nbsp;    3 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

Мф., XVIII

VII

1 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

nbsp;    1 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

2 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

nbsp;    2 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Мф. XIX

VIII

2 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

nbsp;    2 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

nbsp;    2 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

Мф. XX

IX

ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

Мф. XXIII

X

Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.

Мк., 1

XI

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,  сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;  а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Они же, услыша то будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?

Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Ин. 8

XII

Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

Ин. XV

XIII

5 ... ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;

Христианство

Previous post Next post
Up