Карл Маркс - открыватель закона тенденции нормы прибыли к понижению, фото Э. Дютертра, Алжир, 27 апреля 1882 г.
В высокоразвитом частнособственническом капитализме в основном различают два периода приумножения капитала. Это период ускоренного роста приумножения капитала и период структурного кризиса производства прибыли. Оба периода характеризуются своей цикличностью (подъём-спад). Период ускоренного роста капитала характеризуется очень обширными и относительно продолжительными циклическими подъёмами и не очень глубокими спадами.
Из периода ускоренного приумножения национальные капиталы под воздействием тенденции нормы прибыли к понижению попадают в структурный кризис производства прибыли. Норма прибыли есть отношение между прибавочной стоимостью и издержками производства (заработной платой и ценой на средства производства). Успешное увеличение национального капитала связано с ростом производительности труда. В значительной степени это зависит от развития технологий. В процессе приумножения капитала функции наёмных рабочих и работниц, человеческого производительного капитала, все больше и больше становятся функциями машинерии, предметного производительного капитала. Таким образом, в ходе преувеличения капитала в огромной степени возрастают необходимые издержки на средства производства. По подсчётам, в США в 1830 г. меновая стоимость машин и оборудования составляла 281 долл. на одного рабочего. В 1992 г. эта сумма увеличилась до 39 636 долларов (в международных долларах 1990 г.). За тот же период в США инвестиции в производственные здания на одного работника выросли с 3 503 до 72 625 долларов. В то время как американская автомобильная компания General Motors в 1960 г. потратила 100 миллионов долларов на строительство совершенно нового завода в Лордстауне, штат Огайо, в 2002 г. компании пришлось инвестировать 500 миллионов долларов в модернизацию этого завода. Издержки на средства производства имеют тенденцию расти быстрее, чем прибыль. Это и есть тенденция нормы прибыли к понижению.
Тенденция нормы прибыли к понижению может быть компенсирована посредством увеличения массы прибыли. Также работающие на более крупные отдельные капиталы наёмные работники и работницы могут производить больше прибыли. Отдельные капиталы увеличиваются благодаря обычным инвестициям, т.е. превращению прибавочной стоимости в новый капитал, покупке большего количества станков и машин или строительству новых заводов и фабрик и найму большего количества наёмных рабочих и работниц. Но некоторые отдельные капиталы также становятся крупнее и мощнее, сливаясь с другими или скупая находящиеся в кризисе компании. Таким образом, одни отдельные компании становятся крупнее, а другие исчезают как самостоятельные субъекты рынка, т.е. происходит растущая концентрация и централизация национальных капиталов. Это связано и с известной степенью обобществлением капиталистической собственности на средства производства. Акционеры акционерного общества уже не являются индивидуальными собственниками и собственницами средств производства. Они владеют акциями как частью компании с правом на долю прибыли. Именно акционерные общества с их огромными размерами могут компенсировать тенденцию к падению нормы прибыли большей массой прибыли.
Важнейшим противодействием тенденции нормы прибыли к понижению является увеличение нормы прибавочной стоимости (норма прибавочной стоимости это соотношение между прибавочной стоимостью и затратами на заработную плату). Единственный способ увеличить норму прибавочной стоимости - это успешная классовая борьба сверху. Либо должна быть урезана реальная заработная плата или рабочее время должно быть увеличено без или только с частичной компенсацией заработной платы, либо должна быть интенсифицирована эксплуатация, например, за счёт увеличения времени работы станков и машин. Однако увеличение нормы прибавочной стоимости за счёт успешной классовой борьбы сверху наталкивается на границы биосоциального воспроизведения и классовую борьбу. Если в долгосрочной перспективе пролетариат будет чрезмерно эксплуатироваться так, что он больше не сможет коллективно воспроизводить себя биосоциально, то фактически будет уничтожен пролетариат - источник капиталистического производства прибавочной стоимости. И таким планам пролетариат даст отпор! Так, важнейшее противодействие падению нормы прибыли - увеличение нормы прибавочной стоимости, - наталкивается на препятствия. Особенно в период ускоренного роста капитала, который часто связан с относительно небольшой безработицей или даже с периодом полной занятости, возникают хорошие условия для классовой борьбы пролетариата. Таким образом, иногда в период ускоренного роста национального капитала падает не только средняя норма прибыли, но и норма прибавочной стоимости. Так было, например, было в западногерманском национальном капитале во время его подъёма после Второй мировой войны с 1950 по 1973 гг.
Типичным циклическим кризисом в период ускоренного приумножения капитала является кризис перепроизводства средств производства, который в первую очередь затрагивает капиталистические фирмы, производящие средства производства. Во время подъёма экономики в период ускоренного накопления капитала обычно наблюдается полная занятость, поэтому рабочие и работницы находятся в наилучшем положении, чтобы добиваться повышения заработной платы. Забастовки и повышение заработной платы снижают прибавочную стоимость и норму прибыли капиталистических предприятий. Однако падение нормы прибыли, как правило, приводит к снижению роста или даже сокращению спроса на средства производства для продуктивно вложивших свой капитал капиталистов и капиталисток. Иногда сокращение роста спроса на средства производства достаточно, чтобы это привело к перепроизводству в отрасли производства средств производства. Перепроизводство средств производства проявляется на поверхности рынка как кризис реализации прибыли индустрии средств производства, но скрытно под поверхностью рынка оно представляет собой кризис производства прибыли всего общественного капитала. Пролетариат является субъектом типичного конъюнктурного кризиса в период ускоренного приумножения капитала. Он не позволяет капиталу в достаточной степени эксплуатировать себя, не производит достаточно прибавочной стоимости для дальнейшей коньюктурной экономической экспансии. В результате возникает циклический кризис.
В результате циклического кризиса фирмы-производители средств производства сокращают производство и увольняют рабочих и работниц. Они также пытаются снизить реальную заработную плату оставшейся рабочей силы и эксплуатировать её более интенсивно за счёт уплотнения рабочего времени. Из-за безработицы пролетариат в это время находится в более худшей ситуации с точки зрения классовой борьбы, подвержен более частым атакам капитала. Безработица и падение реальной заработной платы также снижают пролетарский спрос на потребительские товары. В результате промышленность потребительских товаров также впадает в кризис реализации прибыли, на который она также реагирует увольнениями и реальным сокращением заработной платы. Кризис усиливается. Особенно малый бизнес и компании, которые уже испытывали проблемы во время экономического подъёма, не переживают кризис. Они разоряются, оборудование на заводах и фабриках ржавеет или их скупают экономически более успешные крупные компании. Однако растущая концентрация и централизация производственного капитала приводит к увеличению массы прибыли, в то время как перепроизводство средств производства и массовые банкротства предприятий снижают цены на средства производства, и в то же время успешная капиталистическая классовая борьба сверху понижает заработную плату. И то, и другое, в свою очередь, приводит к циклическому росту нормы прибыли. Но цены продолжают падать дальше. Чтобы понизить издержки производства, буржуазия в этой фазе кризиса более интенсивно инвестирует в рационализаторские мероприятия, в результате которых функции наёмных работников и работниц как человеческого производственного капитала переходят в функции машинерии как предметного производственного капитала. При этом морально устаревшие во время кризиса станки и машины заменяются на более новые. Это приводит к ухудшению ситуации с безработицей на рынке труда. Однако инвестиции в замещение и рационализацию ведут к медленному оживлению экономики как инвестиционной конъюнктуры. В рамках этого делового цикла инвестиции в замещение/рационализацию в конечном итоге, начиная с определённой стадии развития, все больше заменяются инвестициями в расширение капитала. Последнее, наконец, также приводит к найму новых наёмных рабочих и работниц, безработица снижается, зарплаты и потребление пролетарского населения начинают расти. Происходит подъём экономики! Пока потребление товаров со стороны пролетариата опять не станет слишком большим для производства прибыли...
Примерно так выглядит коньюктурный цикл в период ускоренного роста капитала. Однако в связи с тенденцией к понижению нормы прибыли и прироста капитала фазы подъёма все больше исчерпываются, а кризисы учащаются и углубляются... До того момента, пока приумножение капитала за счёт своей долгосрочной тенденции развития не попадёт в структурный кризис производства прибыли.
Это выражается в менее экспансивных циклических подъёмах и особо глубоких экономических кризисах, которые не могут так быстро смениться подъёмом. Приходится уничтожать ещё больше капитала, чем это имело место при менее глубоких экономических кризисах во время ускоренного роста капитала. Более того, становится недостаточно того, что капиталистическая классовая борьба сверху понижает заработную плату только во время кризиса. Структурный кризис производства прибыли можно сдержать, только сохраняя низкую заработную плату даже во время подъёма экономики, что, однако, несколько ослабляет пролетарский спрос на товары потребления и ведёт к тенднциальному ухудшению условий реализации торгового капитала и капитала из сферы предметов потребления. Если различным национальным капиталам также во время подъёмов экономики удаётся удерживать заработную плату на низком уровне или даже снижать её, конъюнктурный цикл коренным образом меняется. Слишком высокая заработная плата как коньюктурная причина экономического кризиса все больше исчезает, все большее значение для кризиса приобретает отсутствия потребительского спроса.
Поскольку в условиях структурного кризиса производства прибыли промышленное производство становится все более убыточным, в нем могут происходить процесс переноса производства в страны с низкой заработной платой и процесс деиндустриализации, как это произошло в США начиная с 1974 г. Кроме того, период структурного кризиса производства прибыли связан с относительным и абсолютным ростом финансового и банковского капитала. Наблюдается также рост фиктивного капитала по сравнению с продуктивно вложенным в промышленность капиталом. Ценные бумаги (акции, государственные облигации...) обозначаются как фиктивный капитал как инвестиционные формы денежного капитала, которые представляют собой документально оформленные требования на часть прибавочной стоимости. Государство, например, продаёт облигации займа, которые дают покупателям право на часть его, государства, будущих налоговых поступлений. Когда корпорации продают акции, они превращают полученный денежный капитал в производительный капитал, т.е. инвестируют в новые станки, машины и найм большего числа рабочих и работниц. Акционеры имеют документально подтверждённое право на долю прибыли, право голоса на собраниях акционеров. Но акции имеют свою цену и обращаются на рынке ценных бумаг (бирже). Если акционер X продаёт акции General Motors спекулянтке Y, то это не имеет ничего общего с продуктивно вложенным капиталом автомобильной компании. Вот почему ценные бумаги называют фиктивным капиталом. Повышение стоимости производительного капитала имеет лишь весьма опосредованное отношение к ценам акций (курсам акций). Если, например, промышленной компании удастся получить особенно высокую прибыль, её акции почти наверняка вырастут. Однако биржевая спекуляция может поднять курс акции до такой степени, что они практически не будут иметь какое-либо отношение к реальной основе роста прибыли в производительного капитала. Тогда можно говорить о спекулятивном пузыре, который должен в какой-то момент лопнуть.
В нашем воображаемом примере спекулянтка Y купила акции General Motors оптом, ожидая, что цена акций продолжит расти. И она также колоссально растет, потому что многие другие спекулянты и спекулянтки также предполагают, что она колоссально вырастет. Каждый хочет иметь много акций сейчас, чтобы потом продать их с большой прибылью. Это создаёт огромный спрос на акции. Банки подпитывают спекуляции, кредитуя их. Возникает огромный спекулятивный пузырь, который больше не имеет ничего общего с развитием производительного капитала в General Motors. В результате спекуляций начинают расти и акции всех автомобильных компаний. Пузырь становится все больше и больше... пока, наконец, не лопнет. Это происходит, когда надежды многих спекулянтов и спекулянток найти кого-то ещё, кто вложит в акции ещё больше денег, чем они потратили сами, уступают место страху перед надвигающимся взрывом спекулятивного пузыря. Потом начинаются массовые продажи. Предложение акций превышает спрос на них. Цены начинают падать. Начинаются панические продажи, что, в свою очередь, усиливает падение цен на акции. Тот, кто выбрался из спекулятивного пузыря достаточно рано, смог стать очень богатым. Если же вы не успеете этого сделать, вы можете потерять много денег.
Целью капитализма вообще является максимальное увеличение обособленного выражения меновой стоимости - денег. Происходит ли это посредством продажи мармеладных мишек, продажи танков или спекуляции акциями, для капиталистов и капиталисток имеет второстепенное значение. Главное, чтобы увеличивался капитал. Вот почему спекуляции и спекулятивные пузыри являются неотъемлемой частью истории частнособственнического капитализма. Однако в периоды структурного кризиса производства прибыли они возрастают особенно резко. Ибо в такие периоды производительный капитал сталкивается с большими трудностями в производстве и реализации прибыли. В таких ситуациях довольно многие денежные капиталисты и капиталистки предпочитают вкладывать свои деньги не продуктивно, а в ценные бумаги. В результате фиктивный капитал растёт гораздо быстрее, чем промышленный и торговый капитал.
С 1913 по 1945 гг. и снова с 1974 г. западноевропейский и североамериканский частнособственнический капитализм переживает структурный кризис производства прибыли. Мы проанализируем эти периоды более подробно в главе Государственный интервенционизм при рассмотрении государственного интервенционизма.