BLS - Basic Life Support и прочие радости жизни

Jul 21, 2013 23:09

По наводке леди fire_name (за что ей отдельное и ооочень большое спасибо) прошел курс первой помощи. Давно хотел попасть на что-то подобное, а здесь оно было еще и бесплатным, так что пошел с большим удовольствием.

Дисклеймер (я, наверное, в последнее время задолбал всех этим предисловием, тем не менее) - ваш покорный слуга не медработник, не имеет медицинского образования, не биолог и так далее и со всеми вытекающими. Прежде чем самолечиться - включайте мозг, консультируйтесь с врачами и читайте спецлитературу. Кроме всего прочего - какие-то моменты в излагаемых материалах я мог понять неправильно, вырвать из контекста етс - опять-таки включайте голову, когда будете читать-смотреть слушать.

Доврачебная медицинская помощь (то, что делается до приезда скорой) - это на 10% теория, а на 90% навыки. Можно прочитать тонну литературы по первой помощи, но если не поставлен навык (то есть, если не поучаствовал в процессе, не порепетировал и не поработал с макетом) - это все равно, что пытаться плавать один или два раза прочитав методичку по плаванью.

То есть, то что я пишу ниже - даже с фонограммами тренинга, это жалкое и бледное подобие того, что там давалось в реальности - все это нужно щупать ручками, пинать ножками и проговаривать ртом - и от этого никуда не денешься. Но я все-таки рискну сделать что-то вроде конспекта, поскольку (а) слушать запись не всегда удобно, (б) хочется более или менее разложить у себя в голове все что было сегодня. Учитывайте, что это именно конспект и именно рабочие заметки. Любые дополнения, исправления, замечания и дружеские пинки будут приветствоваться :) Скорее всего это будет несколько частей - если вдруг участники поделятся дополнительными материалами - я их закину сюда, после чего вывешу все одним большим постом - тут и на вордпрессе.

Пока есть отдельная заметка у леди aime-85 http://aime-85.livejournal.com/105392.html

Фонограмма первой части тренинга тут:

http://video.yandex.ua/users/policarpov2/view/49/







его зовут Анна :)

Я думал, что желающих будет много (бесплатно, ограниченное количество мест етс) - и некоторым образом начал прикидывать попаду в число счастливчиков или нет. Тем более, что в наше время мы говорим "блоггер", подразумеваем "тысячник", а уж к ним я (слава Богу) пока не отношусь.

Не тут-то было. Из 15 возможных мест пришло всего девять человек. Сразу вспомнился подполковник-афганец, бывший сапер, читавший нам тактико-специальную и любивший рассказывать, о том, что народ, едущий в Афганистан меньше всего заботился устройством и конструкцией мин - их интересовали в основном танцы и гулянки.

Сам курс оказался намного лучше, чем я мог рассчитывать - во-первых, давались не просто навыки, а навыки комплектом - с чего начать, кому и что говорить (социальное взаимодействие - это большая-большая и очень нетривиальная как по мне тема), во-вторых тренинг вели "боевые" работники скорой - которые (а) в курсе наших местных реалий, (б) которым можно назадавать массу вопросов, выясняя подробности. В частности - я прояснил для себя почему сейчас не измеряют пульс при первой помощи - кстати, вопрос на который я в свое время не получил внятного ответа.

При всей живости и интересе изложения (вывешу фонограмму - оцените сами) занятия шли ровно по плану - который я сюда и копирую. Со своими краткими комментариями по ходу.

1 Юpидичecкиe и пcиxoлoгичecкиe acпeкты oкaзaния пepвoй мeдицинcкoй пoмoщи

Мне кажется очень полезным был упор на то, что отрабатывалось не только и не столько само оказание первой помощи, сколько организация первой помощи на месте происшествия. Не помню попал ли в фонограмму этот момент, но когда на кофебрейке мы разговорились, то Олег Викторович так и сказал - фактически шла поготовка организаторов первой помощи.

Тяжкий-тяжкий социальный момент. Если происшествие случилось где-то в городе (на улице, в офисе етс) - всегда можно и нужно мобилизовать окружающих, которые в этот момент соображают, чтобы такого предпринять, но обычно не приходят ни к каким определенным выводам. С такими людьми нужно наладить контакт глазами, ткнуть в него пальцем и дать четкую команду что именно делать. Это легко написать, это легко выглядит в исполнении профессионала (здесь мне остается только завидовать умению и поставленным навыкам). Но на практике такой навык нужно ставить - буквально взять толпу и попытаться им покомандовать. В идеале - заучить правильные фразы.

- Я оказываю помощь. Кто-нибудь видел, что случилось?
...
- Вы набираете 103, остаетесь на линии.
- Вы ищите аптечку.
- Вы оставайтесь на месте, мне понадобится ваша помощь.

Мобилизация нужна еще по одной причине - мероприятия по реанимации штука затратная по энергии, спасателей в идеале нужно менять каждые две минуты (а им еще нужно объяснить и показать как и что делать, ага), кроме того один человек не может разорваться и одновременно звонить в скорую, искать аптечку и делать реанимационные мероприятия. То есть это он сделать может, но потеряет драгоценное время.

Отдельная история стандарт. Ровно тот случай, когда четкий алгоритм экономит время, мысли и хорош тем, что его можно разучить так, чтобы в стрессовой ситуации он вылетал на автомате. Современные стандарты отличаются от старых - что в общем-то понятно, поскольку исследования и анализ случаев экстремальной медицины и первой помощи не стоит на месте (это к вопросу о том, что раньше учили так, а сейчас все по-другому). В данном случае, курс опирался на BLS - европейский стандарт Basic Life Support.

2 Haчaльный aлгopитм дeйcтвий пpи oкaзaнии пepвoй мeдицинcкoй пoмoщи

  • Ocмoтp мecтa пpoиcшecтвия. Oпpeдeлeниe oпacныx фaктopoв, угpoжaющиx пocтpaдaвшим и oкpужaющим
  • Пepвичный ocмoтp пocтpaдaвшeгo, выявлeниe пpизнaкoв жизни
  • Bызoв cкopoй мeдицинcкoй пoмoщи
  • Cтaбильнoe пoлoжeниe пocтpaдaвшeгo, утpaтившeгo coзнaниe

Для меня, пожалуй, самым интересным оказалось то, что во главу угла ставится личная безопасность оказывающего помощь и оставшиеся действия рассчитываются исходя из нее. То есть, оказавшись на месте происшествия начинаем с того, что осматриваем место событий и оцениваем опасности и риски.

Один из тренеров привел как пример, что в американских руководствах рекомендуется сделать три шага назад - и с этого расстояния оценить что и как происходит.

Зачем это делается? Если на человека упала сосулька - возможно, рядом висит еще одна. Если его ударило током - возможно где-то рядом провод. Если он упал и уронил бутылку - возможно, что при оказании помощи вы попадете на осколки стекла коленями - и так далее и тому подобное. И вообще полезно собрать первичную доступную информацию и сориентироваться в обстановке.

Во время осмотра одеваем перчатки - очень желательно иметь их с собой. Места не занимают, а полезны не только в этой ситуации, но и в быту. (Себе на заметку я взял - источник света, перочинный нож, теперь перчатки и маска для искусственного дыхания) Можно использовать как тонкие ("осмотровые") резиновые перчатки, так и что-то типа хозяйственных перчаток для мытья посуды :)

Во время осмотра сказать вслух собравшимся вокруг людям что-то вроде "Я оказываю помощь. Кто-нибудь видел, что случилось?".

Моя мысль по ходу: говорить вслух важно не только чтобы дать окружающим понять, что происходит и кто собственно ты такой. Это важно еще и потому принципу, что пилоты самолетов проговаривают процедуру вслух - позволяет не сбиться и мыслить "по списку".

Присесть рядом с человеком на корточки (из такого положения легко среагировать, если что-то пойдет не так).

Проверить в сознании ли человек. Лекго потрясти за плечи - и спросить "Эй! Вы живы? Я могу вам чем-нибудь помочь?". Все равно что будить человека. Если он жив - отзовется и откроет глаза. Если нет - значит человек без сознания.

Если человек без сознания - начинаем организовывать народ в окрестностях. Ловим взглядом конкретных людей - и указываем на каждого отдельного человека пальцем, командуя, как говорил все тот же подполковник-афганец, голосом.

- Останьтесь, пожалуйста, здесь человек без сознания.

- Наберите 103, оставайтесь на линии.

- Мне нужна ваша помощь - поищите аптечку где-нибудь.

После чего со словами - "Я проверю дышит ли он", проверяем дыхательные пути.

И это уже отдельный навык. Одна рука кладется на переносицу, вторая двумя пальцами (указательным и средним) поддевает челюсть и выводит ее вверх (запрокидывая голову, разблокируем этим самым дыхательные пути - поскольку оттуда уходит корень языка), потом кладем большой палец на подбородок, аккуратно (!) раскрываем рот, осматриваем на предмет наличия посторонних предметов, убираем большой палец, но продолжаем держать челюсть, наклоняем ухо ко рту - дальше правило трех П - Посмотри, Послушай, Почувствуй. Дыхание будет слышно, на ухе будет чувствоваться ток воздуха, визуально должно быть видно, как ходит вверх-вниз грудная клетка. Если засекли - считаем до десяти вслух, одновременно считая вдохи-выдохи (должно быть около трех).

Перечитываем абзац выше. Все просто? Как бы не так. На отработке с первого раза у всех была целая куча фейлов - я, например, исходно положил руку не туда и забыл убрать большой палец. Вместо "наберите 103, оставайтесь на линии", я выдал "вы - звоните по телефону" :) Правда, потом уточнил куда именно :) Что в общем-то неудивительно. Навыки должны ставиться - все нужно пощупать и попробовать самому. На живом человеке и желательно под руководством инструктора. Гугл, кстати, не выдал никакой приличной картинки, чтобы проиллюстрировать процесс визуально.



Фото беззастенчиво утянуто отсюда

Отдельным прекрасным моментом было то, что на тренинге создавалась ситуация близкая к реальной с репликами из толпы типа - "зачем ты лезешь в карман?", "что ты делаешь?", "давай! давай! человек умирает. быстрее!".

Если человек дышит - контролируем дыхательные пути и так далее. Если нет - начинаем реанимацию.

Отдельным вопросом для меня было - почему не проверяется пульс? Если коротко (подробное обсуждение есть на фонограмме), то ответ следующий - проверка пульса штука накладная, требующая навыка, затратная по времени и к тому же с вероятностью ошибки. При этом если непрямой массаж сердца проводится "по живому" на работающем сердце ничего страшного произойти не должно - сердце просто подстроится под внешний ритм.

3 Cepдeчнo-лeгoчнaя peaнимaция (CЛP) (стандарт Европейского совета по реанимации)

  • Texникa зaкpытoгo (нeпpямoгo) мaccaжa cepдцa
  • Иcкуccтвeннaя вeнтиляция лeгкиx бeз cпeциaльнoгo oбopудoвaния

Командуем человеку, который "на телефоне" сказать диспетчеру "скорой" четыре волшебных слова.

- Остановка дыхания. Начинаем реанимацию.

По стандартам евросоюза реанимация заключается в цикле из 30 нажатий на грудину с частотой 2 нажатия в секунду и двух вдуваний воздуха в легкие. После двух минут спасателя желательно подменить.

Опять-таки - все это навык. Снимаем как можно больше слоев одежды, занимаем устойчивое положение сбоку на коленях.

Находим оптимальную точку приложения усилий - делаем пальцами обеих рук V - Victory - кладем их на грудину (одну V на верхнюю часть грудины, начиная с яремной ямки, вторую V на нижнюю часть грудины - вверх от мечевидного отростка) - таким образом грудина делится на три равные части. Оптимальная точка приложения усилий это нижняя треть - тот конец буквы V, который противоположен мечевидному отростку.



Фото беззастенчиво утянуто отсюда

Оптимальная точка - это указательный палец той руки, где одеты часы :)



вот так оно выглядело на нашем курсе

Сцепляем руки в "европейский замок" (на фотографии видно - как именно), кладем их перпендикулярно грудине на найденную точку. Кладем основанием ладони у запястья, а не самой ладонью (попробуйте толкнуть какой-нибудь предмет весом тела - станет понятно какой именно частью рука должна лежать на грудине). Выпрямляем руки в локтях и давим на точку всем телом. Собственно, об этом я знал еще до курсов - процедура непрямого массажа штука затратная по усилиям, поэтому нужно работать всем телом, а не силой рук. Есть несколько моментов, которые осваиваются исключительно на практике - нужно давать грудине "распрямиться назад", но при этом не "прыгать", а именно давить на грудную клетку.

Считаем вслух до тридцати. Нюанс, который выяснился по ходу практики - если считать вслух до тридцати - сбивается дыхание, удобнее считать десятками - (1,2,3...,10, 1,2,3,...,20,1,2,3...,30).

После этого делаем искусственное дыхание. Зажимаем нос (правильно зажимаем), плотно обхватываем своим ртом, рот пострадавшего и делаем выдох, визуально отслеживая подъем грудной клетки. И еще раз.

Снова определяем оптимальную точку (опять две буквы V - и так далее), ставим руки - и снова тридцать толчков. После шести циклов (2 минуты) спасателя в идеале нужно заменить. Поэтому, если вокруг есть народ - стоит в самом начале сказать что-то типа - "Вы смените меня через две минуты, смотрите что нужно делать", а потом проконтролировать этот процесс.

Нюансов много, все они всплывают по ходу дела - благо макет позволяет сразу определить ошибки.

Резюмируя все в один список:

  • оценить угрозы и риски (в том числе с т.з. собственной безопасности - три шага назад, ага. посмотреть по сторонам, посмотреть вверх-вниз, оценить обстановку)
  • проверить в сознании ли человек (аккуратно потрясти за плечи и задать вопрос)
  • организовать помощь из местных (визуальный контакт с конкретным человеком, указать пальцем, четко сказать что делать)
  • осмотреть и очистить дыхательные пути (вывести голову в правильное положение)
  • проверить дыхание - посчитать число вдохов на счет "десять" (ППП - Посмотреть, Послушать, Почувствовать)
  • при остановке дыхания - вызвать скорую, волшебными словами "остановка дыхания начали реанимацию"
  • 30 толчков, 2 вдоха

продолжение следует

4 Автоматический внешний дефибриллятор (устройство, условия применения в
СЛР)
5 Зaкупopкa дыxaтeльныx путeй - пpeдупpeждeниe удушья
6 Утопление (виды утоплений, первая доврачебная помощь)
7 Эпилeптичecкий пpипaдoк
8 Судороги (причины судорог, первая доврачебная помощь).
9 Обструкция верхних дыхательных путей инородным телом (метод Хэймлиха)
10 Острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт). Виды инсульта и основные признаки.
11 Уxудшeния cocтoяния, вызвaннoe бoлью в cepдцe (cтeнoкapдия, инфapкт миoкapдa)

курсы первой помощи, медфизо, отчет

Previous post Next post
Up