Life is complicated. Really complicated. You just won’t believe how
vastly, hugely, mind-bogglingly complicated it is. I mean, you may think
trigonometry is complicated, but that’s just peanuts to life.
Douglas Adams, "The Hitchhiker's Guide to the Galaxy", paraphrase
Исходные статьи:
1.
Intratumor heterogeneity and branched evolution revealed by multyregion sequencing//NEJM
2.
Whole genome comparisons of pre- and post- aromatase inhibitor treatment in estrogen receptor positive breast cancer3.
Clonal evolution in relapsed acute myeloid leukaemia revealed by whole-genome sequencing//Nature
4.
The clonal and mutational evolution spectrum of primary triple-negative breast cancers//Nature
Статья-обсуждение на
Science-Based Medicine:
Why haven't we cured cancer yet? Personalised medicine versus evolution Прочитала прекрасное эссе о патогенезе рака и о перспективах персонализированной таргетной терапии. Еще прежде чем автор подобрался к своим выводам, я завороженно бегала глазами по строчкам и тихо поражалась тому, насколько жизнь... живуча. И я думала в этот момент не о людях, переживших рак - я думала о самом раке. Рак принято ассоциировать со смертью, но в конечном счете - это тоже проявление жизни. Такое вот хищническое и уродливое, но не менее ультимативное, чем не удержимое никакими антибиотиками размножение бактерий на субстрате, даже если субстрат - это человеческая кровь и плоть.
Раньше я не знала этого о раке. Оказывается, я безнадежно отстала от жизни (что за каламбур): генетическая гетерогеннось рака проявляется не только на индивидуальном уровне - т.е. разные генетические субтипы у разных людей - но и на клеточном уровне [1, 2, 3, 4]. В статье описано исследование, проведенное с использованием результатов секвенирования генома опухолевых клеток, взятых из разных участков первичной опухоли почки и из метастатических очагов [1]. Исследователи не только констатировали, что в разных участках опухоли были обнаружены разные опухолевые клоны, но и провели эволюционный анализ, благодаря чему выявили, что различия в геноме неслучайны - между клонами прослеживается филогенетическая связь. Т.е. исходный клон эволюционировал. И как ни страшно и волнительно признавать, двигателем этой эволюции может быть химиотерапия опухоли [2, 3]. Либо исходный клон, либо его субтип под действием терапии способны приобретать новые мутации, которые позволяют выскользнуть из-под воздействия терапии и "развернуто" рецидивировать. В одном исследовании [3] было показано, что в рецидивных клонах повышено по отношению к исходному число трансверсий - исследователи предположили, что это следствие повреждающего действия на ДНК цитотоксических препаратов.
...
Раковая опухоль, однажды приобретя ряд мутаций, превращается в чужеродный для нашего организма элемент. Это популяция чужеродных клеток, не только размножающихся, полностью игнорируя потребности организма - своего субстрата - но и эволюционирующих по законам, общим для всего живого. Опухолевая ДНК, оправившись от цитотоксичного удара, собирает свои обломки в уродливую (с точки зрения человеческого генома, конечно), но полноценную нить, чтобы продолжить репликацию, размножить информационную матрицу, воспроизводить себя самое - так долго, как только получится. Все живое поступает так. Уклоняется от действия повреждающих факторов, стремящихся восстановить состояние максимума энтропии в отдельно взятом участке материи - и копирует себя, выкрикивая в вечность морзянку своего генетического кода: "Я живу! Я существую! Я уникален! ГЦА-ЦУГ-АГЦ..."
С точки зрения феноменологии живого, пожалуй, один вид мало отличается от другого, даже если сравнивать человека и опухоль. Или, там, палочку Коха и безобидную пресноводную гидру. И в масштабе вселенной наши взаимоотношения с хищниками, поедающими нас, мало кого трогают. Мы вообще безразличны всему, кроме нас самих.
...
Как-то я беседовала с одним человеком. Поняв, что я не верю в бога, он удивленно спросил: "Но как же ты живешь без бога? Это же так... скучно... и..." - "Бездуховно?" - "Ну да, бездуховно". Я не живу бездуховной жизнью. Без бога я нахожу вдохновение и воодушевление в том, насколько удивительно, непостижимо сложно устроена вселенная вообще и жизнь как биологический феномен в частности. Разве же не много поразительнее то, что такие невероятные химические машины, как живые существа, способны жить не получив свою жизнь от бога, а сами по себе, благодаря постоянному и бесконечному движению материи и ее способности к самопроизвольной эволюции? Разве же это не много сложнее, чем просто повиноваться чьей-то буквальной и магической воле, все упрощающей до предела? Как движение информационного потока ДНК-РНК-белок может не оставлять в остолбенении каждого, узнавшего о нем? Но то, что заставляет застыть в немом восхищении - это то, что Я тоже часть жизни, я тоже феноменально сложно устроена, само мое существо малопостижимо - многократно сложнее и непостижимее, чем раковая опухоль, чем Ecsherichia coli, чем клеточная культура, которые ставят нас же самих в тупик.
Нет места богу в этой системе - и нет надобности в нем. Но жизнь все равно восхитительна и прекрасна. Невыразимо.