С центрами толерантности нам не по пути

Apr 13, 2015 16:22



«Он никогда не уклонялся от правды, справедливо и прямо обличал зло.»

Чуть более года назад орловская ячейка «Сути времени» начала работу по недопущению открытия в нашем городе центра толерантности. Ровно год назад, 13 апреля 2014 года, прошёл первый пикет, а уже 20 июня в приёмную губернатора были сданы 2327 подписей жителей города и области, поддержавших нашу позицию. Центр толерантности в Орле открыт не был…

Ниже привожу заметку, написанную к первому пикету, когда этот ЖЖ ещё не существовал.


С центрами толерантности нам не по пути


Людмила Улицкая - идеолог, по её словам, проекта «Другой, другие о других», цель которого - выпуск серии «детских книг по культурной антропологии - то есть, по сути, о воспитании толерантности» [2]. Помогает осуществлению идеи «"Институт толерантности" в лице Екатерины Юрьевны Гениевой» [2], рассматривающей институт современной библиотеки как «открытое пространство культуры», способствующее «формированию плюралистического видения и основ толерантного мышления» [1]. А сам процесс формирования как движитель построения «открытого общества», облик которого «нельзя предсказать: оно будет таким, каким его сумеют сделать те, кто возьмется за нелегкую задачу самосовершенствования во благо окружающих. Такой выбор предполагает предельную самокритичность, высокую степень социальной активности, самоотдачи и готовности к изменениям.» [1]

Слова непосредственно из последней цитаты особенно актуальны в наше время. Но перед принятием их за руководство к действию, нужно определить цель, ради которой мы начнём принимать изменения, работая каждый над самим собой, и все вместе над нашим обществом.

Мысль Гениевой Е. Ю. [1] о библиотеке - открытом пространстве культуры, начинается со слов Священного Писания, 9 стиха 9 главы книги Притчей Соломоновых: «дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание». Однако последующее повествование в ключе определения открытого общества Дж. Соросом как «общества, признающего, что ни у кого нет монополии на истину…» входит в противоречие со следующем стихом той же самой главы, в котором явно указывается Обладающий монополией на определение нравственных ценностей: «Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум» (Притч.9:10). Противоречие подтверждается делом - книга «Семья у нас и у других» Веры Тименчик проекта Л. Улицкой как норму подаёт гомосексуализм, педофилию, инцест, не говоря уже о курении и алкоголизме [3-4]. Проект предлагает не просто об этих "современных" европейских "ценностях" говорить в обществе и принимать их на деле как само собой разумеющиеся, но и учить этому наших детей! В то время как разъясняя «начало мудрости» по посланию св. Апостола Павла коринфянам, святитель Феофан Затворник пишет: «Мы отреклись от всего срамного не внешно только, но в самых сокровенностях сердца отвергнули все срамное, - все срамное, какого бы рода оно ни было.» [5]

Для означенной "просветительской" работы «Институт толерантности» [6] организует при библиотеках центры толерантности. Одиннадцать уже открыто. При этом Л. Улицкая в интервью на Радио «Эхо Москвы» сетовала на то, что иностранного "благо"творительного финансирования (посредством «Института толерантности») на издание книг не хватает, и её проект «должно было бы финансировать государство» [2]. А оппонентов, выступивших против, - епископа Пермского и Соликамского [7], директора школы и православного священника в Ханты-Мансийске, - она охарактеризовала как обнаруживающих полное невежество, безкультурье, невинность и непонимание [2].

Однако, вопрос невежества и безкультурья вполне открыт - ниже для характеристики теперешней ситуации приводятся замечательно подходящие для этой цели слова Священного Писания, записанные почти две тысячи лет назад.

Неужели европейцы (да и американцы) будут спорить, что их культура наследует Римской империи? В первом веке н. э. св. Апостол Павел пишет римской христианской общине об общих нравах того времени: «как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.» (Рим.1:28-31). А в 4 в. н. э. Римская империя делает свой выбор в пользу Христианства, «чтобы жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что … в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1Пет.4:2-3).

А теперь что мы видим? Уже не первая сотня лет, как Европа поворотила с этого пути, да не к новым культурным горизонтам, а назад, откуда пришла. В 1860 г. свт. Феофан, выступая с проповедью, говорил: «Европа нас сводит с ума; но Европа почти вся и во всем своем составе оязычилась. Не лучше ли оставить ее себе самой.» [8] Сейчас же некоторые европейские страны в стремлении к «плюралистическому видению и толерантности» уже докатились до того, что гомосексуализм, инцест и педофилию сделали законными видами брака, чего и в языческом Риме не было. Разве в каких-то древних африканских племенах.

Налицо их деградация, а вещают о нашем культурном отставании. Нам обещают свободу, но, прельщают неутвержденные души и уловляют их в плотские похоти и разврат, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. (2Пет.2:14-22)

Открыт и вопрос, как нам отвечать? Да ровно так, как нам предлагают оппоненты - строить открытое общество. Его облик мы - народ, демократическое большинство - формируем сами. С учётом того, что от усвоенных тысячу лет назад нравственных принципов Христианства не отказывались и не собираемся («в нашей выборке 7 % респондентов имеют положительный индекс «Стремление на Запад» и отрицательный 93% [10-11]). Но нужно самокритично признать, что нам не хватает открытости по отношению к нашему обществу - наши социальная активность, самоотдача, радение изменений в лучшую сторону далеки от высоких показателей. Возьмёмся же за предложенную «нелегкую задачу самосовершенствования во благо окружающих» [1], поминая и старые слова - «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо к назиданию» (Рим.15:2).

«Обязанность угождать нашему ближнему прямо истекает из великого учения о любви христианской; но о чем должны мы стараться и к чему стремиться, угождая ему? Любовь наша, конечно, не должна выражаться в потворстве всякой прихоти или в бессмысленной похвале, дающей пищу самомнению. … В земной жизни Спасителя мы видим живой пример этой любви, соединенной с твердостью. Спаситель всем желал добра, от Него веяло благостью и кротостью. Однако Он никогда не уклонялся от правды, справедливо и прямо обличал зло. …» [9]

Поэтому сейчас, учитывая, что несут нашим детям уже открытые и готовящиеся к открытию центры толерантности, наша общая задача максимально раскрыть свою ответственность в отношении к нашему обществу. Каждый из нас и все вместе, мы должны открыто провозглашать свою позицию и показывать, что сейчас наше общество открыто для всех как никогда:
1) Наше общество выбирает путь нравственного и культурного прогресса - Эволюции Человека. Его двери открыты для всех, кто готов разделить с нами этот нелёгкий путь.
2) Наше общество признаёт права любой культуры на самоопределение - выбор пути культурного и нравственного изменения в любую сторону.
3) Библиотеке с центрами толерантности, восстанавливающей распадающуюся связь времён [1] и разворачивающей наше общество на путь нравственного регресса, в нашем обществе не место.
4) Двери нашего общества открыты - всякий, кому наш путь не по сердцу, волен выйти из нашего общества и присоединиться к попутчикам в желанном для него направлении.

Источники

1. Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2008. - 208 с. // БИБЛИОТЕКА - ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ [отрывок]. URL: http://www.library.ru/1/recommend/publication/genieva.php (дата обращения 05.04.2014)

2. Обсуждение книги Веры Тименчик «Семья у нас и у других». URL: http://semeinaja-kultura.ru/news/obsuzhdenie_knigi_very_timenchik_semja_u_nas_i_u_drugikh/2009-06-24-35 (дата обращения 05.04.2014)

3. Там же. Отзыв Сафарова Р. Р., депутата думы Нижневартовского района 4 созыва. URL: http://semeinaja-kultura.ru/Letter/otzSafarov.doc (дата обращения 05.04.2014)

4. Там же. Отзыв Ковалёва С. В., заместителя главного врача МУ «Детская городская поликлиника». URL: http://semeinaja-kultura.ru/Letter/otzKovaleva.doc (дата обращения 05.04.2014)

5. Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном. URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-k-korinfjanam=3 (дата обращения 05.04.2014)

6. http://www.tolerinst.ru/ (дата обращения 05.04.2014)

7. Открытое письмо Eпископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации. URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/951.htm (дата обращения 05.04.2014)

8. Святитель Феофан Затворник. Слово пред козловскою паствою (предостережение пред увлечениями новизнами) - 7 июня 1860 года, в г. Козлове, в соборе. URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Feofan_Zatvornik/o-pravoslavii-s-predosterezhenijami-ot-pogreshenij-protiv-nego (дата обращения 05.04.2014)

9. День за днём. Краткие духовные размышления на каждый день. Как следует угождать ближнему? URL: http://azbyka.ru/days/dayz.php?date=2014-04-05 (дата обращения 05.04.2014)

10. Газета «Суть времени» №71 от 02.04.2014. URL: http://gazeta.eot.su/issue/71 (дата обращения 06.04.2014)

11. Газета «Суть времени» №72 от 09.04.2014. URL: http://gazeta.eot.su/issue/72 (дата обращения 12.04.2014)

Орловская ячейка, Толерантность

Previous post Next post
Up