На Север. Недельный соло-поход в горы заполярной тундры

Mar 15, 2018 17:01

Заметки на экране смартфона, как скелет, обросший плотью уже дома..

День 1.
Денег: 8500- вся зарплата
9:32 a.m. Около 1800км до Кировска. 54.631421, 30.423476

Просыпаюсь от жары- тесная штурмовая палатка (пространством более напоминающая гроб, нежели полевые хоромы) за всего пару утренних часов нагрелась до состояния бани. Рядом шумит М1 «Брест-Москва». Душистое клеверовое поле, заправка вдалеке, одинокая фигура с рюкзаком недалеко от проносящихся дальнобоев.
Я не бомж- я путешественник! Ага, как же.. Как же вы мне надоели: приторно-легкие, простые, сотканые из километров пространства. Я давно уже вами не восхищен.

Сегодня надо заехать в Витебск и успеть добраться до Питера- 700км…
Так, ладно, а где тут сходить в туалет?

Фура- и сразу до финиша (на сегодня). Думаю, к ночи доедем. Дагестанец - Гарун (забавное имя) -всегда было интересно пообщаться с мусульманином. Дарит мне контрабандные конфеты
Сегодня- Питер!!
День 2.
Денег: 7790
12.32a.m. Петербург. Около 1500км до Кировска.

Ночью- тот самый Петербург, который я столько раз видел в телевизоре: мегаполис, вечно живой и вечно непостоянный, шевелящийся и горящий. Купчино -довольно стремный темный панельный район. Полночь, шел в хостел, по пути ища какую-нибудь пристройку с лестницей на крышу- перебичевать и не платить за ночлег.

Развязки в большом городе жуткие. Утром поток сильный -стопить сложно, но уезжаю короткими перебежками до Волхова, далее Сясьстрой(для такого ужасно тленного и грязного городка самое подходящее название, если исключить, как говорил Ерофеев Веня, мат) Уже полдень, ел последний раз ровно сутки назад, но больше мне хочется поскорее отсюда убраться.

Дальнобой на ходу связывается с впереди идущим фургоном и вот мне уже нашли транспорт еще на 300км вперед.
Начинается тундра- густой лес , укрывающий камни на склонах, и бескрайние пегие болота. Восхитительно -дождь по стеклу, мох разных цветов вдоль дороги! И даже то, что я еду на дырявом Урале 30км/ч и специфика езды подразумевает или алкогольный экстаз или стальные почки, не омрачает моего настроения!

Где-то в глуши за Петрозаводском я наконец понял, что еду по-настоящему на Север. Не просто так «на север», а на Север. Пустая трасса, дождь, болота ощетинились голыми стволами когда-то молодых берез..

Ржавые раздолбанные большегрузы проносятся с какой-то бешеной скоростью, видимо до следующего крупного города- Кандалакши, не ожидается больше ни поворотов ни радаров.

Забавно- север каким-то образом умещает в себе дождь тленной серости и поразительные цвета болотистого леса, мелькающего в протертой ладонью амбразуре на запотевшем стекле.
От пейзажей голова идет кругом, от голода - желудок.

0:12a.m. У единственного на пару сотен километров дорожного фонаря.

Сменяю несколько машин. Плотность населения на квадратный километр здесь прямо пропорциональна счастью в квадрате, абсолютные доходы стремятся к количеству асфальтированных километров, а количество озер пропорционально произведению абсолютных доходов на стоимость водки в периоде.
К полуночи меня довозят до какой-то из немногочисленных заправок:

«Там есть гостевой дом, - устало растягивает слова между затяжками. Коля едет домой за 200км с халтуры, потому что другой работы здесь нет. Везет домой холодильник, чтобы было где хранить мясо- охота в этом году ожидается отличная. - Тот, с красной крышей, видишь?»

Я киваю, но ничего не вижу- темень жуткая, глаза мои слипаются от усталости, и последние 2 часа я отвечал невпопад, щипая себя и пытаясь не спать хотя бы еще пару минут. Навигатор не может меня найти здесь, наверно я на 66.058170, 32.895669 , даже не представляю.. С трудом достаю рюкзак из крохотного багажника и ставлю палатку поближе к фонарям (весь день каждый из водителей меня здорово пугал медведями в этих краях), с трудом, ворочаясь и фыркая в узкой тесной палатке, натягиваю флиску на ночь- пар валит изо рта, я проваливаюсь в сон.

День 3.
Денег: 7700
11:41a.m. На обочине примерно в 200км до Кировска.

Тундра!!
Все меньше дорожных знаков и поворотов, больше холмов. Зелень яркая настолько, будто ее затонировали в оранжевый на фотошопе. Ощущения нереальные: неудивительно, что Левиафан снимался здесь. Много заброшенного, покосившегося или заколоченного досками. Все так и дышит ветром покинутости, тлена и безысходности. Речушки и озера лезут прямо под колеса. Сурово и прекрасно до безумия.

И вот он поперек прямой, как стрела, трассы, уходящей куда-то вперед, будто подмявшей лес под себя. Один. В дожде, слившись с ним, приветствует фары, разрезающие туманную завесу капель. Пальцы его красны и коченеют, касаясь мокрого в разводах экрана, рот ловит крупные холодные капли.

Пересекли полярный круг. Навигатор, пару раз моргнув, отключается; дождь прекратился ровно на столько, чтобы высунуть голову в окно, закурить и вдохнуть пару раз морской ветер. Сзади за кабиной включается рефрижератор, который не полностью, к сожалению, заглушает ноющий хрипотцой в салоне блатняк, - его водитель включил всего на час, «а нито шоколадки в кузаве растаят», а топливо нынче не дешевое.

11:50р.m.
Играем с хостом в xbox. Где-то сбоку за окном догорел закат. Город крохотный, серый и панельный. Именно такой, каким я себе мог представить поселение на отшибе цивилизации в России. Кажется, что за один вечер я перезнакомился с половиной местных..

Центр здешней вселенной - магазин (светится ночью за четверых), унтерменши на рынках, бабки торгуют мелочью на остановках - словом, я с головой провалился в свое детство, где фишки отскакивают, всегда солнечно и ноги в черных точечках грязи от шлепок. Хочется пить вино, предвкушать пленочное зерно и орать Летова. Атмосфера абсолютно космическая.

Тут я вспоминаю, что нам через пару минут стоит напиться. Самый неожиданный день за всю жизнь.
Мне 20..

День 4.
Денег 5900
7:42р.m. Где-то в лесу по дороге на КСС

Все утро валялся -пельменил, потом закупился едой в магазинчике поблизости, и, продравшись наконец сквозь серость панельных хрущевок, вышел в туман. Тишина такая, что барабанные перепонки сдавливает тисками. По тропе до станции спасателей около 22км.

Просто визуальный оргазм: северные части-острые изгибы скал припорошены снегом, облака натыкаются на них и нежно медленно обнимают, будто перебирают копны

Как захожу в лес- темнеет, до ночевки еще 4 км. Каждый мой знакомый ужасал меня большим количеством медведей в этих местах- я включаю фонари на стробоскоп и на всю из телефона тянет ноту Сплин (я подвываю ему с этой противной болью в перегородке носа- вестником невидимых слез)

Знай, милая, горы- это прекрасно!

День 5.
0:50 а.m. примерно на 67.759197, 33.697961.

Вышел в 11:10 и поставил палатку (забавно) 8:10 у пер. Северный Рисчорр, пройдя южный, по скале на хребет вдоль оз. Академического, потом траверс. Хожу очень много, почти без остановки. Усталость чувствуется уже когда ляжешь спать. Наверно это самое приятное ощущение.

Залез на носик огромного камня-чайника, грею руки кружкой с кипятком. Темно, внизу в ущелье шумит ручей «Ведьмин Палец», над острыми изгибами сгущается, усеянный мириадами звезд, большой и страшный космос.

Тут что-то еще должно быть написано?

____________________________________________________________________________________________________

День 7.
3:10р.m. Северный склон г. Рисчорр. 67.790596, 33.723878

Шаг, еще один. Спуск на одну плиту ниже и вот ты на полуметровом карнизе, под тобой пропасть. Надо поворачивать назад- если не преодолею этот карниз, то следующий уже не потребуется. Стена сыпется, вся мокрая, мох скользит. Я один, страховки нет, рюкзак около 18кг, на КСС расчетное время прибытия только через 2 дня. «127 часов» смотрели? Вот! Расклад далеко не в мою пользу.

Поднимался назад очень долго. Сел, отдышался, адреналин стучит в висках .
Интересно получается: осознание смерти на голодный желудок так хорошо прочищает мозги.
Прошел довольно много: зелень здесь, в ущелье, красивая. Мягкая такая, живая, не омраченная присутствием человека. Трогаешь ее, будто гладишь. Приятно.

10:09р.m. Палатка на склоне прямо под хребтом у пер. Сев. Чоргорр. 67.800726, 33.542125

Только солнце заползло за покатые бока горизонтов, утопающих в зелени и туманах, сразу откуда не возьмись налетела целая туча комаров. Я не раз слышал истории о карельских насекомых, но тут лучше один раз увидеть, чем пару раз посмотреть дискавери. Они просто невероятно наглые- атакуют все открытые участки тела, пытаются прокусить одежду, лезут в уши, нос и котелок (пока я успел сообразить хоть что-то сварилось заживо около десяти и еще столько же утопилось затем в чае.) За пару месяцев полярного лета комаров выводится 4-5 поколений, кажется, что за такой короткий срок у них не успевает развиваться или инстинкт самосохранения или страх. Удивительно: вчера и позавчера их вообще не было.

Пока писал это камни, прикрывающие горелку от ветра, упали и сбросили котелок с водой. Открыл запасную флягу.
С погодой жутко не везет- пустое ясное небо уже который день. Какие тут фотки? Уже не прошу снега- дай хотя бы тучи..
Видимо для соло-походов я не приспособлен -очень хочется с кем-нибудь поговорить.

День 8.
1:10р.m. На крохотном островке снега у перевального тура.

Утром из-за комаров снова опрокинул котелок водой. Решил не спускаться 300м до ручья, а взять перевал и уже позавтракать на той стороне хребта.

Подъем по тропинке на хребет, указанной смотрителем на ксс как более простой, оказался еще опаснее, чем спуск с Рисчорра вчера. Когда камень размером с холодильник чуть не покатился прямо под моим скромным весом, я наложил в штаны так, что сейчас дрожат пальцы, пока это набираю. Сижу сверху и подумываю даже вернуться на хребет, спуститься по другой стороне, таким образом, сделав крюк в пару часов. Зарекся больше не ходить без троп, пока нет достаточного опыта.
Мне страшно. ЕБАЛ Я В РОТ эти ваши немаркированные маршруты!

8:19р.m. У вагона на заросшей пути: 67.852277, 33.255987

Подъем в каких-то 500м оказался с трудом- очень хотелось пить. Решил выбросить день из маршрута и выходить на Имандру- поселок у озера в 22км на запад. Все равно небо пустое и скучное. За день так и не поел. У ручья выпил залпом почти 2 литра воды- горло пересохло и губы вздулись.

К закату вышел к поселку: около десятка покосившихся двухэтажных домов, еще больше заколоченных и разрушенных, бурьян, дед в ушанке спит под магазином. Несмотря на большое количество путей, вокзал, товарную станцию, и даже двести метров гравийной дороги уехать отсюда не представляется возможным: автодорога проходима только внедорожником с сильно проспиртованным водилой, единственный поезд из Мурманска будет останавливаться здесь только следующей ночью (и то, если сегодня четный день четной недели месяца). К счастью сегодня именно такой день.

Темнеет, но я не настроен ждать тут еще сутки- я наконец словил связь и, прислонившись спиной к теплому листу одинокого облезшего вагона с зарешеченными окнами грею воду, прикрывая пламя от ветра ладонями.

Следующие четыре часа я лежал, укрывшись спальником и не разуваясь, на жесткой угловатой лавочке, пару раз подрываясь от далекого гудка приближающегося длинного товарняка. Я не смог запрыгнуть ни на один- они пролетали слишком быстро, натужно гудя и выпуская темные клубы дыма на неяркие и беззащитные зеленоватые сполохи сияния. Прятался за брошенными вагонами, пробовал догнать и зацепиться, но потом возвращался на лавочку, доставал спальник и снова ворочался, крутился на твердых досках с облезшими хлопьями краски, долго вглядываясь в черноту и пытаясь ухватить глазом уже еле заметные сполохи.

Вдруг сквозь сон вроде светлей стало. Продрал глаза и тут же вскочил - быстро приближался поезд, разрезая темноту огромным ярким рогом на лбу. Он остановился, но открылась дверь только одного вагона: проводник спешно сбрасывал какие-то коробки, с треском падающие на островки потресканного и болезненно-желтоватого в свете вагона, асфальта.

Я подорвался так быстро, что даже не помню, как успел обмотать спальник вокруг шеи, и побежал изо всех сил кривыми и нестройными прыжками по шпалам. Проводник сбросил все ящики, выбросил окурок в траву и, беглым взглядом осмотрев меня, запыхавшегося, сощуренного от яркого света, будто пьяного от сна и холода, захлопнул двери прямо перед моим носом. Поезд тронулся.

Я бежал следом, крича какие-то ругательства и стуча кулаком по ребристому боку. Поезд чуть притормозил, и из окошка машиниста высунулась голова: «Что бегаешь тут? Залазь в кабину. Живо!»

И сны сбылись, и косы расплелись

оз.Большой Вудъявр. Примыкает прямо к городу. Ездили снимать и кушать шаверму. Бейте меня палками, но вкуснее той закатной шавы посреди пустыря я пока не встречал!

Брошенный молибденовый рудник в горах заполярной тундры у пер.Географов

башенка слева- это перевальный тур для записок, но здесь он стоит исключительно как дань традиции (согласно саамским легендам каждый должен построить такой тур, чтобы получить благосклонность гор)