Аркадий Гайдар: Возвращение Героя!

Jan 09, 2013 14:21



В суете ушедшего 2012-го неотмеченными прошли две даты. 26 октября - 71 год со дня гибели Аркадия Гайдара. 8 декабря исполнилось бы 86 лет его сыну Тимуру, контрадмиралу, военному журналисту, родившемуся в Архангельске и не раз приезжавшему в Архангельск.

И вот - 22 января 2013-го - 109 лет со дня рождения писателя-воина.

Национальная идея, о необходимости разработки которой говорил Путин, должна базироваться на прочном фундаменте осознания общественностью своего исторического прошлого. При наблюдающемся в настоящее время дефиците личностей, для построения гражданского общества важен поиск героев, чей пример мог бы стать жизненным ориентиром.

Одной из легендарных личностей отечественной истории XX столетия является участник Гражданской войны, советский писатель Аркадий Петрович Голиков (Гайдар).

Какого Гайдара мы потеряли: жестокого командира или прекрасного детского писателя?

Его жизненный путь получил широкое освещение в научно-справочных, литературоведческих и биографических трудах.

[Читать далее]
Судьба этого человека, если смотреть без идеологических шор ("белых" или "красных" - не важно) поразительна! Он командовал полком в том возрасте, в котором наши современные дети получают паспорта. Он погиб на фронте Великой Отечественной войны в качестве боевого командира в то время, когда другие писатели с именами отправлялись в эвакуацию или служили фронтовыми корреспондентами. Он - единственный из наших писателей создал произведение, которое не просто было прочитано детьми, но породило реальное общественное движение среди подростков, назвавших себя "тимуровцами". Так, сегодня поклонники романов Толкиена называют себя "толкиенистами" - другие времена, другие нравы, другие "тимуровцы"...

«Все прошло. Но дымят пожарища,
Слышны рокоты бурь вдали.
Все ушли от Гайдара товарищи,
Дальше, дальше вперед ушли».

Вот такие стихи сложились у 20-летнего Аркадия Петровича в трудные дни решающего перелома в его судьбе. Из армии был уволен по болезни - травматическому неврозу... Приехал в Ленинград с рукописью своей первой повести «В дни поражений и побед», но не на что было ее перепечатать. Приходилось подрабатывать грузчиком, донимали безденежье, одиночество...

К тому времени он уже придумал себе новое имя, с которым и вошел в литературу. Его биограф, писатель-документалист Борис Николаевич Камов объясняет...

В Хакассии, когда, преследуя банду Соловьева, он появлялся то в одном, то в другом улусе, - часто слышал: «Хайдар Голиков?!» «Хайдар?!» Редко покидавший седло 18-летний комбат уверил себя, что это слово означает: «Всадник, начальник, командир...». Позже узнал, что «хайдар» по-хакасски - «куда, в какую сторону?» Конечно, был разочарован, но имя «Гайдар», которое сам себе придумал, по-прежнему нравилось.

Кстати, сын писателя, Тимур Аркадьевич, предполагал, что «Гайдар» можно расшифровать и так: «Голиков Аркадий из Арзамаса» - его отец еще со времен службы в армии часто прибегал к шифрограммам.

И уж, конечно, сам Аркадий Петрович не создавал о себе мифа как о «Всаднике, скачущем впереди». При жизни Гайдара, да и какое-то время после его гибели вроде никто его так не величал. Это «звание» возникло, как мне помнится, в начале 60-х с легкой руки кого-то из пишущей братии - и подхвачено было дружно. Пошли книги, статьи, стихи о «всаднике, скачущем впереди», а песня «Гайдар шагает впереди» звучала почти так же часто, как гимн страны... Но в начале 90-х, когда другой Гайдар, внук писателя, Егор Тимурович, шагнул в политику, - то его деда тут же принялись «вышибать из седла»...

Чтобы понять почему это начало происходить надо вспомнить, что именно в июле 1917 года началась гражданская война, по сути, стрельба в Петрограде, когда накал противоречий достиг, в общем-то, критической точки спустя уже несколько месяцев. В этом смысле, конечно, надо четко понимать, что именно Лондон и британская разведка МИ-6 - организаторы кровавой бойни переворота, затем кровавой гражданской войны, всех потрясений, которые выпали на долю России. Сегодня чего они хотят, эти лондонские покровители наших якобы оппозиционеров, которые получают систематические гранты от зарубежных правительств, прежде всего Британии и США? Они хотят вновь вернуть так называемую модель ультралиберального колониализма, которая и не ушла далеко. Команда Гайдара - это команда Горбачева. Гайдар, я напомню, главный политический и экономический обозреватель газеты «Правда», главного органа ЦК КПСС.

Затем Егор Гайдар становится сотрудником журнала «Коммунист», но не просто сотрудник - это ключевой выдвиженец Горбачева. Когда была зачищена Горбачевым советская элита, на ее место он ставил таких людей, как Гайдар, который начал определять эту экономическую политику. Ельцин, в принципе, просто вынужден был принять этого человека, которого ему навязали группы этих экономистов, что тесно связаны с лондонским центром управления. Поэтому речь должна идти четко - команда Горбачева-Гайдара, нацеленная на развал нашей промышленности, на деиндустриализацию, на захват наших природных ресурсов транснациональными корпорациями, прежде всего британскими и частично американскими, она нацелена на выполнение задач, связанных с потерей национальной экономической независимости нашей страны. В этом смысле фокус Второй мировой информационной войны заключается в том, что основная задача как минимум расчленить Россию, а как максимум блокировать любые интеграционные процессы на пространстве Евразии, которые сейчас начинают активно развиваться, прежде всего Евразийский союз, и опять обеспечить доминирование вот этой либеральной модели, которая в своем базисе -колониальная модель, где отсутствует духовность, это модель наживы, жестокости, насилия, работорговли. Вот эти нарко- и работорговцы пытаются еще учить каким-то ценностям. Это как раз говорит о том, что пора снять маску с этих либеральных колониалистов, которые совершенно извратили демократию, что существовала давно на Руси до прихода этих ультралиберальных колониалистов, которые уже и на Западе сегодня не в моде. В этом смысле Россия должна очиститься, пройти механизм очищения, то есть дегорбачевизация означает сброс масок с этих людей, которые проповедуют ценности наркоторговли, продажи людей, духовной или нравственной свободы человека и информационного терроризма. И задача - противодействовать, создать механизмы, которые смогли бы защитить психику людей от этих манипуляций и дезинформации.

Но вернёмся к судьбе Аркадия Гайдара.

Загадка личности Гайдара в том, каким образом этот прирожденный воин, принимавший участие в самой кровавой в истории России Гражданской войне, унесшей миллионы жизней и той, и другой воюющей стороны, мог написать произведение такой лирической глубины, как "Голубая чашка"? Можно не знать о жизни Гайдара, но не влюбиться безоговорочно в автора (именно в автора!) этой чистой и трогательной истории любви взрослых людей и детского соучастия в любви взрослых родителей, решительно невозможно! Невозможно не задохнуться от восторга, прочитав первые строки повести "Школа": "Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество "родительской вишни", яблок-скороспелок, терновника и красных пионов". Потому что здесь все дышит не кровавой революцией, а глубинной Россией, которую такой же знали писатели совсем другого идеологического "фронта" - Бунин, Шмелев, Зайцев...

А "Судьба барабанщика"? Да разве это вещь о "шпионах" и "бандитах", обманувших советского подростка, в конце концов оказавшегося все-таки бдительным и взявшегося за пистолет? Нет, конечно! Это повесть о мальчике, который мечтал стать мичманом и уплыть далеко-далеко, в неизвестные дали, подальше от всех этих "шпионов" и "бандитов", а заодно - этого бдительного государства. Это великий подростковый "роман-путешествие", такой же, как "Гекльберри Финн" Марка Твена. Там тоже, если помните, мальчик остался без родителей и куда-то все время плывет (только на плоту, а не на прекрасном корабле, но какая, в сущности, разница?), и его тоже окружают взрослые мошенники, Король и Герцог, а другие взрослые идиоты стреляют друг в друга, одержимые своей "американской мечтой". Но обмануть детскую душу невозможно, как невозможно провести Бога. И правы остаются все-таки мальчики с детской мудростью, а не взрослые, со взрослыми глупостями. Вот о чем эта повесть.

Тем не менее о жизни Аркадия Гайдара существует много мрачных мифов и легенд.

Аркадий Гайдар под обстрелом лжеисториков.

Но его имя есть кому защитить. В конце мая в столице состоялось редкое по нынешним временам событие. Под эгидой департамента культуры города Москвы прошел второй общероссийский слет детских библиотек, носящих имя А.П. Гайдара. Инициатором и организатором выступила Центральная городская библиотека Москвы, также сохранившая имя писателя. На слете состоялась презентация очередной книги Бориса Камова «Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров».

БОРИС Николаевич - педагог, публицист, биограф Гайдара. За книгу "Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров" он удостоен премии Артема Боровика за 2010 год, он самый крупный знаток жизни и творчества А.П. Гайдара - долгие годы пытался противостоять потоку лжи и нападок, обрушившихся на давно погибшего легендарного писателя.

Проведя большое специальное расследование, гайдаровед своей новой книгой выбил почву из-под ног газетных киллеров. Все обвинения, выдвинутые против А.П. Гайдара-Голикова, оказались сплошной ложью, не подтвердилось ни одно из них.

«Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?» Используя поэтическую метафору Маяковского, можно продолжить эту мысль и дальше. Кроме ярких путеводных звезд существуют и черные дыры Вселенной. Газетные и книжные киллеры не появляются сами по себе, за ними всегда прослеживается заказчик.

Необыкновенное в биографии Гайдара начинается с его родословной. Мать писателя, Наталья Аркадьевна, дочь офицера, принадлежала к древнему (300 лет!), но бедному дворянскому роду и приходилась шестиюродной племянницей М.Ю.Лермонтова. Отец, Петр Исидорович, был сыном крепостного. Все мужчины в семье матери выбирали военную службу. Но литературный талант мог передаться ему и со стороны отца, обладавшего легким, живым слогом и склонностью к сочинительству.


Родился Аркадий Гайдар (Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом уездном городке в городе Льгов Курской губернии, в семье учителя, наречённый Аркадием то ли в честь деда, то ли по символике самого имени, означающего «счастливый».

Окончил пять классов реального училища. Летом 1917 года Голиков стал рассыльным в клубе большевиков, а в начале 1918-го вступил в Первую арзамасскую большевистскую дружину. С июля того же года служил секретарем в редакции газеты «Молот» - органа арзамасских совета и комитета большевиков, а с сентября - делопроизводителем в партийном органе.


Отвечая на заявление Голикова от 27 августа 1918 года, большевики приняли его в свои ряды, но из-за молодости - лишь с совещательным голосом. Полноправным членом РКП(б) он стал только с 15 декабря того же года и начал службу вначале адъютантом командира Арзамасского коммунистического батальона, затем - начальником охраны железной дороги.

С марта 1919 года Голиков был слушателем Московских (позднее Киевских) пехотных курсов комсостава РККА им. Н.И. Подвойского, в составе которых выступал против украинских повстанцев, с сентября того же года в качестве командира роты сводного курсантского полка защищал от петлюровцев Киев, воевал с белополяками, был ранен и контужен.


В феврале-марте 1920 года он продолжил учёбу в школе комсостава, слушателем её воевал, командуя ротой 34-й Кубанской дивизии, на Кавказском фронте. С февраля 1921 года был коман­диром 23-го запасного полка в Воронеже, с июня - исполняющим обязанности начальника 5-го боеучастка и командиром 58-го Нижегородского полка на Тамбовщине, где при подавлении крес­тьянского восстания получил ранение. Зачисленный в Военную академию Генштаба, в сентябре 1921 года Голиков был отозван в Башкирию на должность командира коммунистического батальона. По приказу штаба частей особого назначения (ЧОН) республики 9 февраля 1922 года он прибыл для прохождения дальнейшей службы в Иркутск, а затем был направлен в ЧОН Енисейской губернии.


Через два года больной чоновский командир был демобилизован, а с 1925 года начал публиковать свои произведения, став одним из основоположников советской детской литературы.

С началом Великой Отечественной войны Гайдар добился направления спецкором газеты «Комсомольская правда» на Юго-Западный фронт. Попав в окружение и сражаясь пулемётчиком партизанского отряда, осенью 1941 года у деревни Лепляева Полтавской области он погиб. В 1947 году прах Гайдара был перезахоронен в городе Канев. Гайдар был награждён орденами «Знак Почёта» и Отечественной войны I степени.

Вместе с тем сибирский период жизни Гайдара, круто изменивший его биографию и духовный мир, был длительное время неизвестен общественности, а затем быстро заполнился сведениями противоречивого характера. Радикально разные и несовместимые друг с другом взгляды были напрямую связаны с мировоззренческими установками авторов, с эмоциональным приятием или неприятием тех или иных событий. Ведь когда однозначность побеждает знание - рождаются мифы,

Миф первый: победитель Соловьёва

Историки Г.Д.Вдовенко и И.А. Прядко обнаружили некоторую архивную информацию и первыми в 1965 году сообщили о службе Гайдара во время Гражданской войны в Ачинско-Минусинском районе. Но существенный вклад в создание его облика как героя, ликвидировавшего местный «бандитизм», внес собкор газеты «Красноярский рабочий» Г.Ю.Симкин. Обнаружив в подмосковном Загорске бывшего чоновца Н.М.Никитина (Пашу Цыганка), капитана госбезопасности в отставке, он с его слов создал цикл статей, в которых впервые рассказал сибирскому читателю о борьбе Гайдара с «бандами». В частности, о штурме чоновцами под его руководством штаб-квартиры Соловьёва на Поднебесном Зубе (Тигiр тiзi), а также о его разведчице Н.Кукарцевой.

Данная информация, дополненная воспоминаниями чоновца Т. Г.Швецова, нашла воплощение вновь в статьях Вдовенко и в книге Б.Н.Камова. Выступающие в периодической печати краеве­ды, журналисты, партийные работники и бывшие чекисты, тиражируя рассказы о ликвидации Гайдаром местного «бандитизма» и дополняя несуществующими в действительности фактами (например, о разгроме соловьёвцев в Туве), продолжали преувеличивать его роль в этой истории.

Облик Гайдара позиционировался и в художественных произведениях. Создание советским кинематографом «бандитской» темы на сибирских материалах, привносящих в работу элементы экзотики, обусловило съемку на киностудии им. А.М.Горького приключенческой ленты «Конец императора тайги» (1978), главным героем которой был молодой Гайдар. Его образ в лице комбата Горохова воплотился на страницах романов А.П.Чмыхало «Отложенный выстрел» (1981) и «Седьмая беда атамана» (1994). Однако наступившие с перестройкой иные общественные представления о советской эпохе способствовали освещению ранее сокрытого в облике и деятельности её героев, в частности Гайдара. Обратившись к сибирскому периоду его жизни, Камов поведал о трудностях военного времени, пережитых молодым командиром в далёкой от коммуникаций, провинциальной Хакасии. В болезненных проявлениях в его поведении, расстреле пятерых человек, смерть которых он искупил своей гибелью на полях другой войны. Лучший по тому времени специалист по истории красноярской милиции Д.А.Бугаев, традиционно рассказав о победах Голикова, якобы одержанных в схватках с соловьёвцами, счёл необходимым указать, что причиной его отзыва с занимаемой должности послужили допущенные им расстрелы пленных бандитов.

Миф второй: «каратель»

Но настоящей сенсацией для сибирской общественности явилось появление книги В.А.Солоухина «Соленое озеро». Основываясь па крайне малых источниках, состоявших из некоторых биографических публикаций, известных историкам газетных материалов начала 1920-х годов, воспоминаний и реферата школьницы, Солоухин назвал А.П.Голикова (Гайдара) инициатором и исполнителем всех преступлений, совершённых представителями коммунистической власти в Хакасии.

Он обвинил Гайдара в убийстве конкретных лиц, массовых расстрелах от 76 до 134 коренных жителей из пулемёта, в организации потопления множества людей в местных озёрах, ледового пиршества красноармейцев, будто бы отмечавших день рождения своего командира на телах невинных людей, приготовленных к казни в ледяной купели.

Появление книги Солоухина вызвало массовые отклики читателей, опубликованные как Iв центральной, так и местной периодической печати. Одним авторам (Н Ахпашева, Т.Карачаков, П.Конгаров, II.Сазанакова) она позволила вспомнить пережитое хакасами во время Гражданской войны от общения с милицией, коммунистическими отрядами и тем самым сказать в адрес Гайдара, что пришлые люди не всегда играли в судьбах коренного населения сугубо положительную роль.

Среди этих публикаций своим проникновением в тему и замыслом привести разброс мнений к какому-то итогу выделяется цикл статей, написанных журналистом В.В.Полежаевым. Расцвечивая их рассказом о происхождении имени Гайдара, об особых отношениях его с Кукарцевой, М.Н.Тухачевским, И.В.Сталиным и следуя в фарватере солоухинских инсинуаций, автор попытался подтвердить их убедительным аргументом - воспоминаниями о зверствах гайдаровцев, записанными у жителей одного из хакасских селений. Данные статьи представляют определённую ценность тем, что содержат новые подробности о расследовании властями событий, инициированных Голиковым.

В то же время ряд авторов: В.Андрияшев. Е.Белоусова (Шушеначева), В.Волошко, О.Грек, Б.Дмитриев, К.Егоров, В.Иванченко, Д.Кожуховский, И.Правдин, А.Розанов, С.Третьяков, А.Филиппов, В.Шипов, М.Ягонская и другие, с ностальгией обращаясь к советскому прошлому, часто использовали свои публикации как возможность критиковать современную действительность. Они с возмущением отвергли обвинения Солоухина в адрес Гайдара, сочли эту книгу лживой и безнравственной по содержанию. Появилась необходимость более взвешен­ного подхода к оценке деятельности и чоновцев, и повстанцев.

Начальник Второго боевого участка

В том, что Гайдар не принимал участия в приписываемых ему преступлениях, убеждают хронологические границы его нахождения в Енисейской губернии. Обнаруженная в архиве справка говорит о том, что он был здесь с февраля по сентябрь 1922 года. 19 марта комбат Голиков получил назначение на должность начальника Второго боевого участка Ачинско-Минусинского боевого района, 26 марта выехал из Ужура в село Божье Озеро, а с 29 марта принимал командование участком. В его распоряжении сначала находились 102 красноармейца 2-й роты 6-го сводного отряда с четырьмя пулемётами и 26 кавалеристов, но с прибытием небольших отрядов Измайлова, Васильева, Галузина и Барсукова численность бойцов увеличилась до 165 человек. Выделив сорок красноармейцев для охраны курорта «Озеро Шира» и десять - в качестве гарнизона села Солёноозёрное, Голиков основные силы держал при себе.

Но уже 10 июня 1922 года он был снят со своей должности и в дальнейшем находился при губернском штабе ЧОН. После решения его вопроса партийными инстанциями, осенью того же года Голиков покинул Красноярск. Учитывая переживаемое им состояние травматического невроза, Реввоенсовет 18 ноября предоставил больному командиру полугодовой отпуск.

В январе 1923 года Голиков по семейным обстоятельствам вернулся в Красноярск. Об этом свидетельствуют письмо, написанное арзамасскому приятелю, и очередной юбилей Красной армии, на котором ему, как ветерану 26-й Златоустовской дивизии, были вручены денежная премия и малиновые галифе.

Ещё дважды РВС давал ему полугодовом отпуск, но болезнь не отпускала. 1 апреля 1924 года Голиков, к тому времени переживший ещё и семейную драму, в звании командира полка был уволен в резерв. А далее началась биография советского писателя А.П.Гайдара.

Из этих данных следует, что в Ачинско-Минусинском районе в качестве чоновского командира он находился с конца марта по первую декаду июня 1922 года, или два с половиной месяца.

Сводки событий, посланные чоновцами в свои штабы и даже объединённые в одном из архивохранилищ в дела «Коллекции истпарта», позволяют создать следующую хронику деятельности Голикова и возглавляемого им отряда. Уже 1 апреля 1922 года, получив сведения от крестьян о нахождении в селе Новопокровское «банды» Родионова, чоновцы выступили для её ликвидации. Однако «бандиты», забрав лошадей и продукты, успели скрыться. 2-3 апреля разведка обнаружила места стоянок повстанцев вблизи села Божье Озеро. 8 апреля Голиков со штабом перебрался в село Солёноозёрное. Посланная вновь разведка выяснила, что «бандиты» на лыжах ушли в тайгу. С 18 апреля чоновский отряд вёл поиски «банды» Кулакова в районе бассейна Июсов, с 16 по 23 мая - «банды» Соловьёва на саралинском направлении. В ночь на 25 мая отряд Шевелёва, подчинённый Голикову, отбил нападение повстанцев Кулакова у села Чебаки. Судя по этим документам. отряд Голикова в основном занимался разведкой, поисками и преследованием «банд», которые не приносили ему положительных результатов.

В отчёте проверяющей комиссии приводились факты отсутствия оперативности в действиях Голикова и его отряда. В погоню за шестью-семью повстанцами «сажались на коня» все наличные красноармейцы. Сам же Голиков, гоняясь за «бандой», «стрелял белок» и на замечания своих товарищей отвечал им угрозами ареста. Констатируя его «инертность», комиссия сделала вывод о необходимости снятия Голикова с должности. Но в июне 1922 года Минусинский уисполком был извещён, что комбат Голиков произвёл расстрелы людей, побросал их трупы в реку, а дело, заведённое на него, расследуется уполномоченным губернского отдела ГПУ. Начавшиеся следом бои между чоновцами и повстанцами, а тем более осенний того же года штурм Поднебесного Зуба происходили уже без Голикова.

Миф третий: соловьевское золото

В новом столетии интерес общественности к теме отрицательного героя постепенно утрачивается, и все же местные авторы, пишущие краеведческие труды или «художественные произ­ведения», не могли устоять от соблазна выразить своё отношение к Гайдару и Соловьёву, украсив их облик новыми небылицами. Согласно одной из публикаций последнего времени, Соловьеву, ставшему вдруг обладателем ордена Святого Георгия всех степеней и «махровым монархистом», мог противостоять, конечно же, только ещё один герой - Голиков, «назначенный» автором в кавалеры ордена Красного Знамени. К тому же чоновцы ещё в 1921 году, находясь под командованием последнего и Заруднева (которых тогда не было в Ачинско-Минусннеком районе), оказывается, «крепко потрепали» Соловьёва.

Ещё в одной из книг повторяется сообщение о «кровавом следе» Голикова - расстреле в бане на краю какого-то села шестнадцати хакасов, так и не выдавших убежища повстанческого вожака.

С другой стороны, была совершена попытка реабилитации Голикова: его вина за расстрелы людей оказалась автором вменена другому чоновцу. Этот же автор сделал сообщение о якобы имевшейся письменной связи чоновского командира и повстанческого вожака и о наличии у Соловьёва пуда золота, конфискованного при налёте «банды» на один из рудников.

Во время юбилейных торжеств, 100-летия со дня рождения писателя А.П.Гайдара, от членов его семьи прозвучало признание в том, что по приказу их деда были «пущены в расход» от двух до четырёх соловьёвцев (39), что в какой-то степени снимало вопрос о преступлениях Голикова в Хакасии. Наша позиция вела к консенсусу по взглядам на эту проблему. Однако публикация солоухинским последователем материалов, вновь разоблачавших «злодейство» «пролетарского террориста», якобы убившего в приенисейском регионе 300-400, а по другим данным - 80-90 человек, показала живучесть прежних взглядов.

Ещё более обострило эту тему появление весной 2005 года на телевизионном канале РТР фильма О.Витковского «Возвращение героя», созданного будто бы с целью открыть «зловещую тайну» - выяснить причины исключения блестящего краскома Голикова из РКП(б) и его демобилизации из рядов Красной армии. Фильм от и до насыщен домыслами и «фактами», не имеющими отношения к действительной истории. Например, сообщается о неизвестной историкам «войне» белых партизан, возглавляемых якобы «атаманом» и хакасским «национальным героем» Соловьёвым за отделение Хакасии от России и о наличии у него «золотого запаса». Оказывается, согласно новым заверениям Б. Н. Камова, проводившие расследование дела Голикова четыре комиссии не нашли в его поведении признаков преступления. Одной фразой упомянув о расстрелянных чоновцами соловьёвцах, писатель сенсационно заявил, что причина профилактической акции, осуществлённой чекистами путём снятия Голикова с должности, заключалась в «огромных деньгах» - золоте, которым якобы обещал с ним поделиться боявшийся расстрела Соловьёв.

Судя по архивным документам, золото было у соловьёвцев. В одном из документов, например, было засвидетельствовано, что на Фёдоровском руднике повстанцы изъяли 14 фунтов 75 золотников, или более шести килограммов промышленного золота. Кроме того, у них имелись награбленные у населения изделия и рубли из золота, которыми «бандиты» рассчитывались при игре в карты. С трупа самого Соловьёва были сняты два золотых кольца - обручальное и с семью камнями белого цвета. Из металла, конфискованного на руднике, пять фунтов были спрятаны соловьёвцамн Н.В.Кулаковым и Л.А.Талкиным вблизи улуса Улень. В декабре 1922 года Кулакова убили, а сдавшийся в июле 1923 года Талкин согласился показать чекистам тайник, однако при выезде на место сумел бежать.

Ни по одному из судебных процессов по делу соловьёвцев золото почти не фигурировало. В конце марта - начале апреля 1924 года кузнецкими чоновцами была обнаружена и разгромлена последняя стоянка Соловьёва, где скрывались «бандитские» семьи и было припрятано имущество на чёрный день. Найденный здесь клад состоял всего из 40 долей (доля = 44 миллиграмма) золота в трёх кусках, золотого кольца, пары золотых и трёх серёжек из серебра. Скорее всего, «большое золото» Соловьёва было таким же мифом, как и многое, что окружало эту личность.

Безосновательным является и заявление Камова о какой-то связи Соловьёва и Голикова. Переговоры с повстанческим вожаком о его сдаче имели место летом 1921, осенью 1923 и весной 1924 годов. В основном их инициатором был председатель специальной комиссии, а затем Хакасского уездного ревкома Г.И.Итыгин. Но все переговоры, по вине военного командования, заканчивались неудачей.

Ощущение несостоятельности новой версии поворота в жизни Гайдара, а вместе с тем понимание слабости прежних аргументов, которыми вслед за Камовым объяснялось поведение чоновского командира, заставили нас начать поиски первоисточников. Так что же происходило в апреле-мае 1922 года в ширинских степях, почему имя Голикова (Гайдара) и сегодня воспринимается коренным населением со страхом и ненавистью? Обнаруженные, наконец, архивные документы рассказывают...
продолжение

герои, национальная идея, Россия, патриотизм, Аркадий Гайдар

Previous post Next post
Up