Пентагон в ужасе. Глобальный ответ на ЕвроПРО. Щит и меч России.
Dec 27, 2012 10:45
До 2020 года Россия создаст новый боевой железнодорожный ракетный комплекс.
Российский оборонно-промышленный комплекс до 2020 года создаст первые опытные образцы нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК), сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в ОПК. Опытно-конструкторские работы в рамках этого проекта уже ведутся. По предварительной оценке, первые «ядерные поезда» поступят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения после 2020 года.
До 2005 года на вооружении России стояли 12 БЖРК 15П961 «Молодец» с 36 пусковыми установками баллистических ракет РТ-23 УТТХ в трех дивизиях: 10-й ракетной в Костромской области, 52-й в Пермском крае и 36-й в Красноярском крае. Разработка этих комплексов началась в СССР в 1969 году, а первый полк с БЖРК встал на боевое дежурство в 1987 году.
В 1993 году Россия и США подписали договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-II), согласно которому российские РВСН должны были сперва ограничить маршруты патрулирования «Молодцов», а к 2003 году полностью снять эти комплексы с вооружения. Несмотря на то, что в 2002 году Россия официально вышла из СНВ-II к концу 2005 года железнодорожные ракетные комплексы все равно были сняты с вооружения, а с 2006 года РВСН начали получать наземные мобильные комплексы «Тополь-М».
В настоящее время между Россией и США действует договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), однако этот документ не запрещает сторонам создавать боевые железнодорожные ракетные комплексы.
БЖРК «Молодец» включал в себя три тепловоза ДМ62, командный пункт из семи вагонов, вагон-цистерну с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки. Внешне стратегический железнодорожный состав выглядел идентично обычному составу с рефрижераторными, почтовыми и пассажирскими вагонами.
Ракеты РТ-23 УТТХ комплекса способны были поражать цели на дальности до десяти тысяч километров. Каждая ракета оснащалась головной частью с десятью боевыми блоками мощностью 400 килотонн каждый индивидуального наведения. Длина ракеты составляла 22,6 метра, а диаметр - 2,4 метра. [Подробнее]
СПРАВКА:
Боевой железнодорожный ракетный комплекс представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.
Создание БЖРК является ответом РФ на ЕвроПРО.
Наиболее оптимальным вариантом при разработке БЖРК стала бы адаптация твердотопливной морской баллистической ракеты «Булава» под железнодорожный вариант базирования, что обеспечило бы требуемые размеры для размещения этой МБР в габаритах стандартного грузового железнодорожного вагона.
Принятое политическим руководством России решение о начале разработки боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) в интересах РВСН является одной из мер реагирования на угрозу, которую будет представлять собой система ЕвроПРО на рубеже 2018-2020 годов.
Ранее в среду высокопоставленный представитель ВПК сообщил агентству, что Россия планирует до 2020 года создать первые опытные экземпляры БЖРК.
Именно к этому сроку ЕвроПРО за счет появления новых модификаций противоракет SM-3 получит возможность осуществлять перехват российских МБР, с учетом данного обстоятельства Москва вынуждена принимать адекватные меры противодействия.
Развертывание российских БЖРК создаст полную неопределенность для технических средств разведки США относительно их текущего местоположения. В свою очередь наша страна помимо группировки подвижных грунтовых ракетных комплексов получит дополнительный потенциал для реализации концепции эффективного ответного удара.
Наиболее оптимальным вариантом при разработке БЖРК стала бы адаптация твердотопливной морской баллистической ракеты «Булава» под железнодорожный вариант базирования, что обеспечило бы требуемые размеры для размещения этой МБР в габаритах стандартного грузового железнодорожного вагона, что чрезвычайно важно с точки зрения маскировки поездов с БЖРК.
Ожидаемое принятие на вооружение в конце декабря 2012 года головной стратегической атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» с ракетой «Булава» зажигает «зеленый свет» на пути адаптации этой ракеты под другие виды базирования. Причем сделать это с учетом уже имеющегося технологического потенциала можно в очень короткие сроки.
Club-K Контейнерный комплекс ракетного оружия.
Club-K Контейнерный комплекс ракетного оружия размещается в стандартном 20- и 40-футовом морском контейнере и предназначен для поражения надводных и наземных целей.
Комплексом «Club-K» могут оснащаться береговые линии, суда различных классов, железнодорожные и автомобильные платформы.
Впервые действующий образец (в 20- и 40-футовом исполнении) был продемонстрирован в рамках проведения МВМС-2011. Испытания комплекса проведены 22 августа 2012 года.
Ракетная система Club-K впервые была представлена российским ОКБ «Новатор» на Азиатской выставке оборонных систем, проходившей с 19 по 22 апреля 2009 года в Малайзии. Система оборудована четырьмя крылатыми морскими ракетами. Комплекс выглядит как стандартный 12-метровый (40-футовый) грузовой контейнер, используемый для морских перевозок. Благодаря такой маскировке заметить Club-K до тех пор, пока он не будет активирован, практически невозможно.
Российские разработчики называют ракетную систему «доступным вооружением стратегического назначения», каждый контейнер стоит около 15 млн долларов (по другим оценкам - около 10 млн долларов).
Контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K вызвал настоящую панику в среде западных военных экспертов, так как он может полностью изменить правила ведения современной войны. Компактный контейнер может быть установлен на суда, грузовики или железнодорожные платформы, и из-за отличной маскировки ракетного комплекса неприятелю придется проводить намного более тщательную разведку при планировании атаки.
На самом деле ситуация гораздо хуже. Она просто катастрофическая. Дело в том, что в любой прилично развитой стране все порты и железнодорожные станции просто забиты 40-футовыми контейнерами. Эти контейнеры, кроме того, широко применяются в качестве временных складов и для размещения бытовок рабочих, а также для техники - например, в них монтируются модульные мазутные и газовые котельные, дизельные электростанции, резервуары с жидкостями и так далее. Таким образом, вся территория страны заставлена десятками и даже сотнями тысяч таких контейнеров. Которые из них содержат внутри ракеты? Как это определить?
Российский ракетный комплекс Club-K способен поставить под угрозу проведение американцами и их союзниками любых военных операций в любом регионе мира, а также создать непосредственную угрозу ракетной атаки территории самих Соединенных Штатов. Если, конечно, Россия продаст его «недругам» США.
На проходившей в апреле в Малайзии выставке оборонных систем российское ОКБ «Новатор» представило свою новинку - ракетную систему Club-K, оборудованную четырьмя крылатыми морскими или наземными баллистическими ракетами. Собственно, сами по себе ракеты никого не пугают, но вот внешний вид системы привел американцев в ужас. Дело в том, что она внешне выглядит как ничем не примечательный стандартный грузовой контейнер, совершенно не отличающийся от тех, которые используются для перевозки грузов морским или железнодорожным путем.
По оценке американских экспертов, Club-K может кардинально повлиять на условия ведения войны в современном мире. Потрясающая маскировка вкупе с компактностью делает этот комплекс очень грозным оружием - «ракетный» контейнер может быть размещен на любом грузовом судне или железнодорожной платформе вместе с обычными контейнерами, забитыми ширпотребом. В результате он может незамеченным приблизиться к военным объектам, а когда комплекс будет активирован и обнаружен, применять защитные меры будет поздно. Фактически теперь любое грузовое судно может нести смертельную угрозу.
Больше всего американцы опасаются, что ракетные системы Club-K могут быть закуплены у России Венесуэлой и Ираном. Достаточно вспомнить, насколько серьезными были возражения США против планировавшейся продажи Россией Ирану зенитно-ракетных комплексов среднего радиуса действия С-300, которые могли бы защитить иранские объекты от возможных ударов со стороны США или Израиля. В тот раз сделка не увенчалась успехом, поскольку Москва решила воздержаться от поставок в условиях санкций ООН против Ирана. Но это совсем не означает, что в случае с новой ракетной системой Россия будет действовать точно так же. Кроме того, американцы совсем не исключают, что Иран может попытаться получить Club-K в обход правил мировой торговли оружием, то есть покупателем будет выступать другая страна, дружественная иранскому режиму, которая потом переправит эту систему в Иран под видом обычного грузового контейнера. В этом случае ситуация в регионе может измениться радикально.
Не меньшую угрозу для себя американцы видят и в возможной покупке Club-K Венесуэлой, учитывая воинственный настрой Уго Чавеса и его стремление очистить Южную Америку от влияния США. Наиболее четко угрозу сформулировал консультант Пентагона по вопросам обороны Рубен Джонсон:
«Эта система дает возможность для распространения баллистических ракет в таких масштабах, каких мы еще не видели. Благодаря тщательной маскировке вы больше не сможете легко определить, что объект используется как пусковая установка. Сначала у ваших берегов появляется безобидное грузовое судно, а в следующую минуту ваши военные объекты уже уничтожены взрывами».
Россия запустит гиперзвуковые ракеты.
Финансирование программы Prompt Global Strike («Быстрый глобальный удар») будет сокращено из-за неудач с разработкой и испытаниями крылатой ракеты Х-51А Waverider. Создание ракеты, способной летать со скоростью, многократно превышающей скорость звука, велось в США с 2008 года.
Американский Пентагон закрывает программу Prompt Global Strike, конечной целью которой была возможность нанесения удара по любой цели на поверхности земли в течение считаных минут. Ранее сообщалось, что в рамках программы предлагалось даже оснащать обычные межконтинентальные ракеты (МБР) неядерными боеголовками. Впрочем, по мнению экспертов, такой удар может быть принят за полномасштабную ядерную атаку. Таким образом, нельзя исключить встречный удар русских ракет - и результат превзойдет все ожидания.
В итоге американские разработчики решили сосредоточиться на создании крылатых ракет, способных летать с гиперзвуковой скоростью (в четыре и более раз быстрее скорости звука). Таким проектом и стала разрабатываемая компанией Boeing ракета Х-51А. Предполагалось, что она сможет летать на высоте 15-20 км в десять раз быстрее звука (10 М). То есть преодолеть тысячу километров за пять минут. Дальность полета - 6 тыс. км, что вполне сопоставимо с дальностью МБР и вдвое больше обычных крылатых ракет, летающих с дозвуковыми скоростями.
Однако конструкторов ждало немало подводных камней, основным из которых была разработка двигателя. Обычный турбореактивный такую скорость обеспечить не может, его предел - 3 М. Ракетный двигатель невыгоден: надо нести с собой не только топливо, но и окислитель, что снижает полезную нагрузку. Тут-то и вспомнили о гиперзвуковом прямоточном воздушно-реактивном двигателе (ГПВРД), хорошо описанном в теории. Он легок и прост, в нем нет турбины и компрессора: воздух сжимается за счет набегающего потока. С виду напоминает две соединенные носиками воронки. Первая - воздухозаборник. В ее узкой части входящий воздух сжимается, в него впрыскивается топливо, и смесь сгорает, что еще больше поднимает температуру и давление образовавшегося газа. Вторая воронка служит соплом, через которое происходит расширение продуктов сгорания и создание тяги. Основная сложность такой схемы состоит в том, что топливо должно быть смешано с воздухом и сожжено за крайне короткое время. И на практике такой двигатель оказался капризен: запускается при скорости, в 4-5 раз превышающей звуковую (то есть ракету, на которой он установлен, надо предварительно разогнать), и глохнет при меньших скоростях или из-за проблем с образованием горючей смеси. Мало того, возникающий при этом скачок давления разносит двигатель в куски. Вместе с ракетой. Так и произошло во время испытаний.
Задумка выглядела интересной: достаточно было сделать ракету с подобным движком, установить ее под крыло стратегического бомбардировщика B-52 - и контроль в воздухе был бы обеспечен. Однако 300 млн долларов оказались потраченными впустую. Сумма могла быть и больше: испытания гиперзвуковых летательных аппаратов исключительно дороги, ведь на земле их не проведешь, только в полете. Экономии удалось достичь за счет использования результатов исследований российских инженеров, которые работали над подобным проектом еще в начале 1990-х.
Разработка гиперзвуковых ракет в СССР велась с 1970-х годов. Тогда была создана летающая лаборатория «Холод» на базе ракеты зенитного комплекса С-200. В ходе летного испытания ракета сумела развить скорость в 5,2 числа Маха (около 6 тыс. км/ч). На основе этого проекта машиностроительное КБ «Радуга» в Дубне разработало стратегическую крылатую ракету Х-90, более известную на Западе как AS-X-21. Непритязательный с виду аппарат длиной 12 м и со складывающимися крыльями размахом 7 м, будучи запущен с борта Ту-160М, улетает со скоростью 5 М за 3 тыс. км, имея на борту две ядерные боеголовки индивидуального наведения. Х-90 была способна подниматься на высоту более 30 км и активно маневрировать в полете. Кроме того, ею можно управлять в полете, что приводит экспертов в замешательство: при таких скоростях ракету окружает облако плазмы, которая блокирует радиоволны.
По мнению скептиков в конгрессе США, военным стоит обратиться к другому решению, с использованием суборбитальных глайдеров (их еще называют управляемыми боевыми блоками - УББ), которые запускаются почти что в самый космос и уже оттуда планируют к цели.
Еще весной 2004 года, после широкомасштабных учений наших вооруженных сил с участием всей ядерной триады, прозвучала очень важная новость. Тогда Владимир Путин заявил, что вскоре российские вооруженные силы получат боевые комплексы, способные действовать на межконтинентальных расстояниях, с гиперзвуковой скоростью, с большой точностью, с широким маневром по высоте и направлению удара. «Эти комплексы сделают бесперспективными любые образцы противоракетной обороны - существующие или перспективные», - добавил он. В западной прессе активно обсуждался вопрос, где русские нашли средства. Некоторые СМИ и вовсе недоумевали: может «русские еще 20 лет назад работали в этом направлении»?
Разработка управляемых боевых блоков, перехват которых невозможен системами ПРО, началась в СССР в 1972 году (проект «Маяк»). К 1984 году появился натуральный УББ под индексом 15Ф178. В космосе ориентация и стабилизация обеспечивались реактивным двигателем на углекислом газе, в атмосфере - аэродинамическими рулями. Помимо систем управления в блок упаковали термоядерный заряд.
Сочетая свойства беспилотного космического корабля и гиперзвукового самолета, блок все эволюции, как в космосе, так и в атмосфере, выполнял автономно, что было проверено на испытаниях по трассе Капустин Яр - Балхаш в 1990 году. Аэродинамика и система управления позволяют ему маневрировать с очень высокими перегрузками. На практике это означает неуязвимость УББ - его просто нечем сбивать при таком режиме подлета к цели. Работы были прекращены в 1991 году, документацию передали на Оренбургский машзавод, тогда же, по некоторым данным, разработка была остановлена.
Впрочем, уже летом 2006 года военное ведомство России объявило о создании маневрирующей боеголовки межконтинентальной ракеты. В конце августа этого года занимавший пост первого заместителя министра обороны Александр Сухоруков заявил, что в России в настоящее время также активно ведутся работы по созданию гиперзвуковой ракеты. Первые испытания в рамках этого проекта планируется провести до конца 2012 года.
После испытаний сверхзвуковой ракеты "Брамос" российские специалисты переключаются на новую, гиперзвуковую модификацию - "Брамос 2".
По оценкам разработчиков, полностью готовый прототип появится через 5 лет. Россия и Индия в настоящее время тестируют совместно разработанную сверхзвуковую крылатую ракету "Брамос", которая может двигаться в два раза быстрее звука. Продолжит запущенную линию новая модификация - "Брамос 2", которая будет гиперзвуковой и достигнет скорости 7 М. Оружия с подобными характеристиками нет ни в одном государстве. "Брамос 2" планируют запускать с разнообразных платформ: морской, наземной и воздушной. К летным испытаниям новая ракета будет готова в 2017 году. Генеральный директор BrahMos Aerospace Сиватхану Пиллаи подчеркнул, что были проведены лабораторные испытания ракеты на скорости 6,5 М, т.е. фактически опытный образец гиперзвуковой ракеты, ее двигателя существует. Имеются разные точки зрения экспертов относительно новой разработки в области совместного российско-индийского ракетостроения. Так, западные специалисты относятся к российской разработке скептически, отмечают сложность и возможные проблемы с созданием гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД). Тем не менее, проблемы с ГПВРД американцам удалось решить на своей экспериментальной ракете ГПВРД X-51 Waverider. В ходе испытаний X-51 легко достигала скорости более 6 М. Американский опытный гиперзвуковой аппарат X-43 летал быстрее - почти на 10 М. По данным американской разведки, Россия успешно испытала ГПВРД на водородном топливе в 1998 году. Испытания проходили в Казахстане, и скорость тогда достигла 6,4 Маха. В 2001 году американские военные аналитики обратили внимание на таинственные испытания ракеты, похожие на испытания оружия на базе ГПВРД. Также, недавно Дмитрий Рогозин заявил о разработке гиперзвукового оружия. Ракеты со скоростью более 7 М практически неуязвимы для современных средств ПВО, способны уничтожать сильно защищенные наземные и надводные объекты. По своему потенциалу гиперзвуковое оружие сравнимо с тактическими ядерными боеприпасами, поэтому разработки в области ракетостроения в настоящее время являются перспективным направлением. Что же, Россия в очередной раз доказала всему миру, что может производить уникальное оружие, заставив Пентагон и его союзников трепетать от страха.