May 22, 2012 12:51
Ну, пора и о чувствах поговорить... Без особого на то повода я бы не отважилась на разговор на такую банальную тему. Но повод, как всегда, дала жизнь. Которая, опять-таки, как всегда, повторяет искусство.
Пригласили тут меня в один проект по поэзии Серебряного века. Поскольку Серебряный век люблю, да и режиссер мне не противен, согласилась охотно. А тут еще партнер замечательный - тонкий, умный, чувствующий. В общем, работать да радоваться. Естественно, я партнером увлеклась - так и работать легче, и вообще на репетиции идти веселее. Ну, естестенно, что это мое увлечение не осталось незамеченным и неотвеченным. Сначала взгляды, затем пара "случайно" брошенных фраз, потом смс, потом письма в контакте - в общем, все ожидаемо. Эта ожидаемость меня очень даже радовала: что может быть прекраснее весной - интересная работа, ни к чему не обязывающий роман, приподнятое настроение, восхищение окружающих "ты выглядишь на 25" (а молодые ребята так и спрашивают "мы ведь с тобой ровесники?")... Были, правда, моменты, которые меня немного смущали, но я списывала их на общую усталость (в том числе и свою собственную, поскольку только что сделала одну серьезную работу в далеком и богатом сибирском городе). И вдруг, совершенно случайно, я наткнулась в сети на его блог...
Ну то, что он - бисексуал, я подозревала. Гетеросексуальный мужчина такой нежностью наполнять каждое прикосновение не будет никогда. Но то, что я прочитала, напомнило мне смесь "дневников Эммануэль" и прозы Камю. Любовники и любовницы, стенания по поводу бытовых проблем и эмоциональной опустошенности, романтическая поза и неподдельная искренность... Для меня тоже нашлось место в этих откровениях. Не самое, признаюсь, почетное место. Я - "одна из", которая сама вешается на шею. Все, кто меня знает, подтвердят, что мне такого рода гимнастика вообще не свойственна, но здесь меня это явное "преувеличение" просто шокировало. Я-то представляла наши отношения как великолепный побочный эффект от замечательной работы, а вот он видел их как еще одну досадную помеху, чуть ли не обязанность, среди моря проблем, захлестывающих несчастного, гордого и романтически одинокого героя...
Понятно, что в тексте очень много рисовки, моделирования собственного образа (иначе зачем выкладывать на просторы сети такие откровения)... Но это я сейчас понимаю, а ночью меня это просто сразило наповал. Не зная, что делать, я позвонила своему племяннику, который в тот момент тусовался на даче с какой-то очередной подругой и приятелем. Он, разумеется, тут же сел в машину и примчался ко мне.
Я заламывала руки, стенала, припоминала с пятого на десятое Шекспира и Франсуазу Саган - в общем, играла перед ним роль "из несыгранного". Маргарита в момент осознания неверности Армана. Эстер, узнающая о любовнице Флорана. Клеопатра Львовна с дневником Глумова. "Уж если ты разлюбишь, так теперь // Теперь, когда весь мир со мной в раздоре..."
На чтении шекспировского сонета мой племянник со свойственным ему хладнокровием меня тормознул: "Я, конечно, понимаю твою драму, но все-таки на основании того, что твой Сережа не сходит от тебя с ума, делать вывод, что с тобой в раздоре весь мир, как-то... самонадеянно что ли!"
Он прав. Как всегда, прав. Я выплеснула, наконец, эмоции и снова обрела возможность рассуждать логически. Сопоставила даты. Соотнесла между собой тексты разных дней. В результате, пришла к выводу, что все не так уж катастрофично и играть феерическую и желанную для всякой актрисы сцену "прощай навсегда" особого повода нет.
Но меня резануло в его блоге другое. Помимо социально-эротических откровений "маленького человека" там есть и несколько сентенций, претендующих на театрально-эстетические обобщения. Он написал, что в театре ему больше всего интересны "агрессия и секс". Как и в жизни. Вообще, по его мнению, это главное, что сегодня волнует и, соответственно, имеет успех. В качестве примера был приведен, естественно, Виктюк.
Я задумалась. Я очень ценю творчество Виктюка, особенно, конца 1980-х - начала 1990-х. Но мои воззрения все же весьма существенно отличаются. Слово "секс" я предпочитаю заменять словом "чувственность". Слово "агрессия" - словом "опасность". "Полуобнаженный клинок", как писал мой любимый Ефремов, - такой всегда опаснее клинка без ножен вообще. Поэтому и свои работы я выстраиваю на акварельной гамме, где моменты "агрессии" вспыхивают довольно редко и от того сильнее бьют по глазам. А чувственность разлита (или должна быть разлита) в воздухе, в самоощущении героев, в их реакциях друг на друга, а не только в очевидных, графично резких мизансценах. И если спектакль выстроен именно так, то зал будет сидеть завороженный, а в моменты редких экстремумов вздрагивать, выбрасывая накопленное напряжение. Это ли не секс?
Кстати, о сексе. Этой теме посвящена большая часть постов упомянутого блога. И, выясняется, что агрессия его уже больше "не заводит". Я же предпочитаю ту самую "акварель с яркими пятнами" экстремумов, нежность, в которую вдруг врывается срывающая все запреты страсть... И в такой "драматургии" я еще не разу не разочаровалась. Если партнер, разумеется, этот темпоритм чувствует...
Но если Сережа этого не понимает. Или не чувствует... (Я про жизнь или про театр?) "То ты, все равно, будешь делать так, как ТЫ чувствуешь, как ты считаешь нужным" - заявил мой племянник.
И мне не нашлось, что ему возразить.