9 мая там официально «праздновался» День Европы. К забвению Дня Победы 9 мая всегда взывали и в этот раз не изменили привычным для них призывам к народу прибалтийские политики.
В жизни, однако, получилось совсем иначе. К памятнику Освободителям в Риге 9 мая пришли 150 000 человек, подсчитали организаторы мероприятия, - исключительно представители общественных организаций, а отнюдь не государственных структур (которые, повторим, призывали бойкотировать День Победы, а вместо него отмечать День Европы). Рижская полиция попыталась было приуменьшить масштаб общественных торжеств, уточнив, что за день у монумента Освободителям побывало «не менее ста тысяч».
А для 700-тысячной Риги «не менее ста тысяч» - цифра явно впечатляющая. К тому же надо учесть, что день 9 мая был в стране отнюдь не выходным, и потому многие шли к памятнику Освободителям уже после работы.
Но более всего поразила в этом году своим празднованием Дня Победы соседняя с Латвией Литва. Нет, тамошние власти тоже были к этому нисколько не причастны: как и везде в Прибалтике, 9 мая является в Литве рабочим днем, в который отмечался День этой самой Европы. Но народ в это не самое, согласитесь, удобное для праздника время повалил вдруг отмечать… День Победы. В Вильнюсе к Антакальнисскому кладбищу, где расположен мемориальный комплекс, посвященный павшим в годы войны советским воинам, пришли десятки тысяч людей.
Это тем более удивительно, что в самой Литве, в отличие от Латвии и Эстонии, население которых на добрую треть русскоязычное, доля русских составляет лишь 5%. С каждым годом (и это признают и литовские СМИ) в праздновании Дня Победы участвует все больше и больше людей, констатирует издание. И на популярности праздника не сказывается то, круглая отмечается годовщина Победы или же какая-то «рядовая».
Примечательно, отмечает издание, что отметить День Победы пришли не только ветераны и люди старшего поколения, но и значительное количество молодежи, причем не только русской. «Todėl, kad aš gerbiu» («Потому что я уважаю»), - коротко ответила литовская женщина лет 35, молча стоявшая у Вечного огня, на вопрос корреспондента о том, зачем она сюда пришла.
Хороший, понятный, простой ответ, но сколько в нем глубины, света и неизменного возвращения на круги своя