(no subject)

Mar 02, 2012 20:56

ПАРАНОЙЯ ХАРУХИ СУДЗУМИИ


Кот Сямисен умеет говорить, но скрывает это. Кстати, трехцветные коты - большая редкость: только Харухи могла «случайно» найти его на улице.

По сравнению с книгой сценарий фильма намеренно огрублен, упрощен и очищен от противоречий и белых пятен. Некоторые из них, впрочем, демонстративно оставлены на самом видном месте. Главный вопрос, в аниме остающийся без ответа: что же все-таки случилось три года назад? Ответ на него можно найти в рассказе «Рапсодия бамбуковых листьев». Во второй серии аниме одноклассники рассказывают Кёну, что в средней школе Харухи изрисовала школьный двор странными знаками наподобие линий Наски. Так вот, случилось это... Совершенно верно, три года назад, в ночь на 7 июля 2006 года - праздник Танабата (единственная ночь в году, когда могут встретиться небесные влюбленные, Ткачиха-Вега и Пастух-Альтаир). Надпись на выдуманном Харухи (но понятном Юки!) языке была молитвой, обращенной к космосу, и гласила: «Я здесь». А работать белой краской пришлось Кёну, которого Микуру специально для этого переместила в прошлое (вот почему при первой встрече Харухи спрашивает Кёна, не встречались ли они раньше). Это всё, что сказано в книге, и трактовка остается за читателем. Был ли этот рисунок первым «Да будет!» мира, который Харухи создала в ту ночь? Или мир был и до того, а сама Харухи - обычная девочка, чью молитву услышал настоящий бог? Но если так, то чего он хочет и почему исполняет желания Харухи так странно, не позволяя увидеть результата? Кто-то считает, что Харухи - всего лишь инструмент бога для изменения мира, и самой ей знать о происходящем незачем. Другие полагают, что он приготовил для Харухи особую миссию: происходящее - своего рода школа жизни, окончить которую она сможет лишь тогда, когда откроет наконец глаза на чудеса вокруг себя. Третьи же думают, что настоящее ее желание исполнилось: она получила не инопланетян и экстрасенсов, а просто друзей и юношу, достойного ее любви. В конце концов, самые интересные для самой Харухи приключения лишены какой бы то ни было мистики: то она с командой СОС снимает трэш-кино, а то берется выпускать журнал, привлекая в добровольно-принудительном порядке половину школы...

Кстати говоря, снятый ими фильм (он же первая серия аниме) просто пестрит никак не объясненными странностями: бутафорский «луч из глаз» Микуру засвечивает камеру, сидящий на плече Юки кот разговаривает, а сакура вообще-то осенью обычно не цветет. За кадром остался серьезный кризис: в книге Харухи начала подменять реальный мир кинофантазией. Вернуть все на места смог Кён, заставив ее дважды повторить в титрах, что показанные события - вымысел: здравый смысл Харухи снова взял верх. Но создатели аниме обошли и гораздо более мрачные детали. В книге Кён во время съемок взбунтовался, видя, как Харухи издевается над Микуру. «Она тебе не игрушка», - заявил он. «А я вот решила, что она будет моей игрушкой!» - ответила та... Это был первый и последний случай, когда он попытался ее ударить.


По одной из гипотез, Микуру - выросшая сестренка Кёна.

Сцены такого рода заставляют вспомнить еще об одной концепции мироустройства, возникшей на заре христианства - гностицизме. Согласно этой ереси, наш мир создал если не Сатана, то, по крайней мере, безумный и бездарный Демиург, держащий души людей в плену материи и потешающийся над их страданиями. Книга не раз и не два заставляет задуматься: может быть, веселится здесь одна только Харухи? Чего стоит рассказ «Бесконечная восьмерка», где, не наигравшись за летние каникулы, она создала временную петлю и повторила их 15498 раз!

Еще один неприятный вопрос, который в аниме остался без ответа, - обман. Правда ли то, что рассказали Кёну члены команды СОС? В книге каждый из них предупреждает его не быть слишком доверчивым (а Ицки и Микуру он несколько раз ловит на прямой лжи). «Организация может ошибаться,» - говорит деликатная Микуру. «Может быть, из будущего прислали такую красавицу специально для того, чтобы втереться к тебе в доверие?» - вторит ей Ицки. «Никто не может гарантировать, что Ицки Коидзуми не лжет. Но у тебя нет и гарантий того, что я говорю правду», - подводит итог Юки. Кстати, даже в аниме некоторые эпизоды заставляют задуматься: а насколько Юки человечна? Быть может, ее чувства, которыми так дорожит Кён, - всего лишь маска, за которой - бесконечно чуждое людям оно?

Добавим к этому доходящие до Кёна отголоски споров, столкновений и даже войн, идущих в между организациями и фракциями людей, и инопланетян, имеющих на Харухи разные планы (среди вариантов - «усыпить», «убить», «поместить в клинику для опытов»), и мы получим целый спектр очень мрачных интерпретаций. Головоломка может сложиться и страшно, и печально... А может быть, Харухи просто насмотрелась мрачного конспирологического аниме, где все только и делают, что убивают и предают?


Формы инфожизни могут создавать «замкнутые пространства». А не инопланетянка ли сама Харухи?
Происхождение Харухи Судзумии
Харухи Судзумию придумал писатель Нагару Танигава, а нарисовала, угадав чаяния автора с первого раза, художница Ноидзи Ито. Первый том вышел в 2003 году и получил престижную премию журнала Sneaker, публиковавшего первые рассказы серии. За пять лет вышло девять томов, к печати готовится десятый. Параллельно выходила манга. В 2006 году режиссер Тацуя Исихара снял аниме, охватывающее события тома 1 и шесть рассказов из томов 3, 5, 6. В аниме было 14 серий, которые шли по телевидению вперемешку, и только на DVD выстроились в хронологическом порядке. После его успеха радиоспектакли, аудиокниги, видеоигры, артбуки посыпались, как из рога изобилия. Сейчас по тому 4 снимается второй сезон - «Исчезновение Харухи Судзумии». В России аниме издает компания Reanimedia.

КОНКУРЕНТЫ ХАРУХИ СУДЗУМИИ


За девять томов и год дружбы они так и не признались друг другу в любви.

Существуют и трактовки, которые, не противореча букве истории, полностью перекраивают ее дух. Самая распространенная - так называемый «кёноцентризм». Согласно этой теории настоящий чудотворец - не Харухи, а Кён, бессознательно исполняющий ее и свои желания. В пользу этой теории есть веские доводы. Во-первых, сам Кён много раз говорит, что предпочитает не быть главным героем, а оставаться на вторых ролях. Во-вторых, как ни крути, Харухи никаких чудес не достается, зато Кён не знает отбоя от таинственных гостей, погонь и чудовищ (в аниме показана только небольшая их часть, но Харухи неизменно остается в стороне). Наконец, в книге есть много странных намеков на то, что Кён, возможно, лишился воспоминаний или помнит не то, что было. Быть может, он - снизошедший к Харухи три года назад бог в человеческом обличье, сознательно лишивший себя памяти? Если так, то и подлинный объект интереса Юки, Ицки и Микуру - не Харухи, а он сам.

Эта красивая теория примыкает к неоязыческим движениям, таким как викка, для которых мир создан не одним божеством, а двумя - Богом и Богиней. Рассудительный Кён и импульсивная Харухи  - идеальная пара, во всем дополняют друг друга и полностью друг другу доверяют. Быть может, сила творить чудеса принадлежит не кому-то одному, а им обоим? Три года назад они впервые встретились - вероятно, тогда-то и возник этот мир. А может быть, они и есть Пастух и Ткачиха, сошедшие с небес, где встречаются лишь раз в году, в мир людей, чтобы всегда быть вместе?


Сюрприз «Минскхлебпрома».Неожиданная трактовка персонажа!

Есть и более хитрые теории. Например, в глаза бросается неравенство сил героев. Могущественнее всех Юки, умеющая все, что могут другие, и гораздо больше: путешествовать во времени, проникать в «замкнутые пространства», и даже (в книге) отнимать у экстрасенсов их способности... А в четвертом томе Юки лишает чудесных сил и себя, и всех остальных, включая Харухи! Поневоле заподозришь, что она-то и стоит за всем происходящим. Может быть, Харухи - венец эксперимента инопланетян, имя которому Земля? На ум сразу приходят Дуглас Адамс и его инопланетные белые мыши из «Автостопом по галактике».

Еще одна интересная теория связана с тем, что Харухи звала экстрасенсов, инопланетян, гостей из будущего и слайдеров. Первые трое здесь, но где же гость из параллельного измерения? Логично предположить, что это и есть Кён, чья память была искусственно стерта или изменена теми, кто его прислал. Тем более, что в девятом томе повествование начинает очень странно ветвиться...

Наконец, все карты путает сам автор. В девятой книге, год спустя после основания команды СОС, Харухи начинает набор новичков. Тем временем на сцену выходит враждебная команда во главе с девочкой по фамилии Сасаки (как ни странно, подругой детства Кёна), имеющей ту же чудесную силу. На ее стороне: юноша, прибывший из другой ветви будущего, интерфейс «Небесного Доминиона» (враждебной Мыслетелу формы космической инфожизни) и девушка-экстрасенс из конкурентов Организации. Только второго Кёна у них нет.

Финал девятого тома открыт: мы знаем только то, что враждебная команда бросает Харухи вызов, и та, так ничего и не узнав, принимает его. Продолжение следует в десятом томе - «Удивление Харухи Судзумии». Значит ли это, что наша героиня наконец откроет глаза на окружающее? Если да, то что станется с миром? Хочется надеяться, что автор не подведет черту, дав всему «правильную» трактовку, а продолжит игру с читателями...


Конкуренты. Справа налево: Сасаки, жутковатая чужая Кё Суо, экстрасенс Кёко Татибана.
Библиотека Юки Нагато
Юки не расстается с книгами. Что же она читает? Вторая серия: Дэн Симмонс, «Падение Гипериона». Третья серия: Саймон Синг, The code book. Шестая серия: Питер Энтони, «Женщина в платяном шкафу». Восьмая серия: Киёси Касай, Oedipus Shoukougun. Десятая серия: Георг Гегель, «Феноменология духа». Тринадцатая серия: Роберт Сойер, «Старплекс».



Харухи, mirf

Previous post Next post
Up