Адаптация к школе. Часть II

Sep 05, 2011 13:21

В первой части статьи мы поговорили об адаптации в целом, какая она бывает и каковы её нормальные временные рамки. Сейчас, как и обещано будем говорить о том, что делать родителю и на что обращать внимание. Мы не будем останавливаться на том, какие адаптационные меры учителя принимают во время занятий, как ритм уроков, оценка успеваемости и кол-во домашних заданий подстроены под первоклашек, будем говорить только о семье, по умолчанию считая, что школа проводит некие средние, классические приёмы с той или иной степенью успеха.

При адаптации к школе новую нагрузку получают все сферы физическая, эмоциональная, социальная, интеллектуальная. И планируя помочь своему ребенку надо все их учитывать.

Со стороны тела ребенок адаптируется к весьма сильной смене режима двигательной активности - для тренированного активного тела резко сменить деятельность на сидячую трудно. Организм протестует. Тех мер, которые принимаются в самой школе большинству детей не достаточно. Эффектами адаптации к этому режиму могут быть разные явления от безудержно буйного поведения после школы, до физической вялости и постепенно нарастающего обессиливания.

Нейтрализовать негативный эффект и помочь подстроится можно за счёт прогулок после школы, активных, подвижных игр. В любом детском возрасте отличным способом борьбы с дистрессом, как физическим, так и эмоциональным, является возня и бесилово на кровати-диване-ковре вместе с кем-то из родителей. Это вообще магическое действо всесторонне полезное, и пренебрегать им не следует.

Для многих детей в стрессовые времена (а для иных и в обычные времена тоже) перед сном хороши не спокойные игры и чтение, а напротив 10-15 минут возни, беготни, визгов, шекоток и активных шалостей. Это здорово снимает напряжение как эмоциональное так и физическое. Так что этот вариант многие из вас могут попробовать.
Сну стоит уделить особое внимание, наблюдая за ребенком в течении недели-двух помочь подобрать его индивидуальный режим.

Питание в этот период так же важно, в первую очередь насыщение организма витаминами и солями (хотя салями тоже порой не плохо =)). Я бы рекомендовала натуральные составы, например известная многим смесь из мёда, лимона, и различных сухофруктов, всё в равных долях в измельчитель и по чайной ложке утром-вечером. И\или напитки с корнем имбиря (заваривается как чай максимально приемлимой концентрации) или так же измельчить с мёдом и лимоном и по чайной ложке утром-вечером. Кто предпочитает фармакологию натуральным срезствам - есть большой выбор витаминов направленных именно на поддержание работы НС, например «Нейромультивит».
Другим аспектам полноценного питания тоже уделите внимание - клетчатка, белки, быстрые и медленные углеводы. Если в этот период ребенок хочет больше сладкого - дайте ему поблажку в этом. Хотя конечно увлекаться не стоит и в долгосрочной перспективе надо меру знать.

К интеллектуальной нагрузке, которую ребенок начнёт получать в школе совсем в ином режиме, чем в саду или на домашнем содержании, тоже надо будет адаптироваться. Помогите ребенку со школьной программой. Если ваша школа сразу предъявляет серьёзные требования, даже если вам кажется что ребенок к ним готов, в период адаптации внимательно следите за его состоянием и настроением в отношении учёбы. Если вы видите или подозреваете что ему трудно, он переутомляется позвольте ему отдохнуть за ваш счёт - делайте какие-то задания вместе с ним при бОльшем вашем участии, не добиваясь от него непременного ответа. Помогите ему научиться вовремя делать перерывы и переключаться на другие задачи, возвращаясь потом к предидущей работе. Если вам позволяет время - в разных вариантах понаблюдайте когда после школы его мозг наиболее активен, обычно у нас мозговая активность идёт волнами. Я, например, статьи лучше всего пишу в 11 утра, вот не больше не меньше в 11. И у ваших первоклашек тоже есть своя синусоида, знание этого индивидуального режима сильно облегчит учёбу дома. Когда ребенок на пике он сделает задание легко и даже с интересом потратив на него n времени. Когда на спаде задание будет казаться очень трудным, начать работу будет сложно, хороший результат получить ещё сложнее, а времени это займёт 2n, а то и 3n.

Что касается внеклассной нагрузки - если ваш ребенок посещал занятия до школы их можно продолжать в период адаптации в том случае если они ребенку действительно приносят удовлетворение, радость, являются для него отдыхом и развлечением. Если это какие-то интеллектуальные занятия, а не спортивные, то тут надо ещё отдельно посмотреть на общую утамляемость, возможно их, несмотря на приносимую радость, лучше на несколько недель отложить. Занятия и кружки, которые ребенка и в дошокльный период особенно сильно не радовали стоит отложить как минимум до окончания адаптации. Хотя отдельно надо сказать о серьёзном спорте - тут режим тренировок сбивать не нужно, может спорадически пропустить 1-2 занятия по обстоятельствам.

Относительно новых кружков и секций я бы не рекомендовала вот прямо в сентябре начинать такие занятия. Хотя в частных случаях могут быть исключения, когда например ребята из класса тоже идут в эту секцию и участие в общей жизни важно для социальной адаптации в коллективе.

Режим просмотра телевизора и компьютерных игр, если таковое актуально для вашего ребенка, стоит пересмотреть как минимум на время адаптации. При чём тут два аспекта. Один из них социальный и подробно уже описан в другой статье. Ну а со вторым в общем и так всё понятно - в определённых количествах просмотр видео и комп.игры разгружают мозг, дают ему разрядку и стимулируют, а в иных, больших количествах наоборот начинают поедать не только восстановленный ими ранее ресурс, но и вгрызаться дальше в мозг. Ребенок сам не может этот баланс внутри себя найти и вовремя проконтролировать. По этому вам придётся на глазок, умозрительно определить рамки для своего чада. И, кстати, относительно режима телик\игры vs уроки - далеко не всегда лучшая тактика «сначала уроки, потом развлечения». Ведь в не больших кол-вах эти развлечения восстанавливают работоспособность мозга после нагрузок, которые он получал в школе. По этому пол часика забить монстров или посмотреть серию мультсериала может быть полезным. Подробнее о компьютерных играх я уже тоже писала вот тут.

О том, что сказанное выше о питании напрямую относится к состоянию и работоспособности интеллекта, думаю отдельно объяснять не надо? =)
А вот о чём бы хотелось в этой связи упомянуть, так это о том, что детям нужен родительский контроль над выполнением домашних заданий лет этак до 14-15. Он им и позже нужен, но там уже обычно фиг чего проконтролируешь. И это нормально. Это следствие нормальной работы нормального детско-подросткового мозга при отсутствии реальной мотивации к деятельности. А её в нашей школьной учёбе практически нет. Конечно говорить о школьной мотивации нужно отдельно и долго, тут лишь выдам краткое резюме - не старайтесь пораньше пустить ребенка в «свободное плавание» относительно его учёбы, не надо добиваться особой самостоятельности в этом вопросе. Быть инфантильным в плане регулярования подобной деятельности для вашего ребенка норма и отнеситесь к этому как к норме, за ранее для себя обозначив что в ближайшие лет 5 от вас потребуется активное участие, а не только надзорный контроль.

На этом пока остановимся, в следующей, завершительной части напишу об эмоциональной и социальной стороне адаптации.

Часть первая - тут
Часть третья - тут

Родительство, Психология

Previous post Next post
Up