Кардаш-Козаки или козаческое товарищество Кардашинского урочища

May 28, 2019 22:53


Все украинцам известно название Олешковской Сечи. Всем известно, что эта Сечь находилась в районе современных Олешек. Но мало кто знает, что при описании жизни козаков в Сечи часто упоминается еще один топоним Кардашин. Олешки и Кардашин как два брата, иногда даже отожествляемые!
Недалеко от Олешек находится местность, изобилующая этими названиями.

Великокардашинский сельский совет (Голопристанский район). Административный центр сельского совета находится в с. Великая Кардашинка. В него входят. с. Великая Кардашинка, с. Кардашинка, с. Коханы, с. Малая Кардашинка, в данной местности есть также Кардашинский лиман, Кардашинский карьер (ныне озеро Дачное), Кардашинский Лес, Кардашинские Болота (в данное время это большое скопление солончаков, озер, рисовых чеков, ныне отданные херсонским дачникам). Основная историческая достопримечательность, это «Козацкая» церковь Святого Георгия Победоносца начала XIX века в Малой Кардашинке. «Каменное здание, выстроенное в 1905-1912 году. Зажиточные жители Херсонского уездного земства, занимающиеся хлебопашеством, садоводством, выращиванием баштанных культур, ткачеством и лозоплетением, не пожалели средств на новое культовое сооружение. Из Москвы был приглашен архитектор К. Квинто, который разработал проект кардашинского храма, взяв за образец московское храмовое зодчество XVII века, смешав шатровый стиль со своим любимым нарышкинским барокко». Насчет приглашения из Москвы Квинто не знаю, но сей мастер выстроил много храмов по югу Украины расположенных в традиционных козацких селах.


Карта Шуберта
Из истории сел данного района известно, что все Кардашинские поселения возникли примерно одновременно в 1785 году переселенцами из различных районов Российской империи. [1]
Другие источники сообщают, что в XVII в. при впадении р. Чайки в лиман существовало козацкое поселение Кардашин, захваченное турками в 1699 г. После того как в 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, часть казаков переселилась в Кардашинку. По легенде, первыми поселенцами были три брата (тюрк. "кардаш" - брат), которые основали Кардашинку, Большую Кардашинку и Малую Кардашинку. [2] Интересная легенда, но на картах в основном присутствует Кардашинка без своих "младших и старших" спутников.


Название кардашинский лиман на карте 1779 года.
Известны также находки более ранних эпох (неолит, позняя бронза, скифы..), которые продолжают встречаться. [3] Найден даже большой погральный комплекс возле Гладковки (граница Кардашинского урочища), относящийся к большому Византийскому военоначальнику.
К сожалению, в популярных источниках сообщений каких либо других поселениях, между новым заселением и скифским периодом не известны.
Интересно также, что фамилии с корнем Кардаш считаются именно украинскими: Кардаш, Кардашук, Кардашенко. Фамилия Кардаш упоминается в Запорожском реестре 1756 г.
Разбираясь с основой данного слова Кардаш выяснил, что это имя СОБСТВЕННОЕ татарское, ногайское. В крымскотатарском языке и сейчас есть слово АРКАДАШ - друг, брат.
Кардаш-козаками, т. е. "братскими козаками" турки и татары называли часть украинских козаков, предводители которых «побратались» с крымскими ханами.
"Кардаш казаги" та "кардаш гетьмани" называет козаков и турецкий летописец 17 столетия Мустафа Найми и Эвлий Челеби .( Знаменитый турецкий путешественник, сын султанского ювелира - ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ (EVLIYA CELEBI) (1611-1682))

Что можно узнать о Кардаш-козаках в записках Эвлия Челеби, который упоминает название кардаш-козаки с 1654 года?
В комментариях к запискам встречаем пояснение: «Кардаш-казаками, т. е. братскими казаками, турки называли часть украинских казаков, старшины которых в 1624 г. «побратались» и заключили союзный договор с крымским ханом Мухаммед-Гиреем III (1623-1627) и его братом калга-султаном Шахин-Гиреем против турок. Лишившись трона, Мухаммед-Гирей бежал к своим «братьям-казакам» на Днепр. Предводительствуя со своим братом как днепровскими, так и донскими казаками, Мухаммед-Гирей совершил много походов против турецких крепостей в Крыму и враждебных ему крымских татар. Он был убит во время очередного набега в 1629 г.»[4]
Читаем дальше[5].

"Области казаков, подчиненные гетману Дорошенко.
По эту сторону Днепра (правобережье - моё примечание) - сплошь области казаков Дорошенко. Прежде они были подвластны кардаш-казакам. Теперь же они взбунтовались и, построив сто чаек, вознамерились завоевать Стамбульский пролив.
На реке Буг мы нашли все их чайки, предали их огню и, совершив набег, т. е. поход с целью грабежа, предали огню также их территорию и захватили семь отборных пленников, которые были затем отосланы в крепость Доган.
Отсюда мы прошли расстояние в пять переходов в сторону северного ветра, разрушая селения и городки и захватывая пленных, и пришли в области казаков Серка. (Козаки Сирка находились вверх по Днепру в пяти днях пути. Можно еще отметить фразу, что за эти пять дней по Днепру были разрушены СЕЛЕНИЯ и ГОРОДКИ- мое примечание.)

Восхваление областей казаков Серка.
Казаки Серка, освободившись из-под власти поляков и затеяв междоусобицы с кардаш-казаками, отложились также и от кардаш-казаков и вместе с казаками Дорошенко захотели разгромить, сжечь и разрушить побережье Черного моря. Их страну мы тоже прошли насквозь.» (Хочется добавить, что во времена дружбы Сирка с Кардаш - казаками вовремя в 1677-1678гг. он в Кардашинке хранил «Кіш в ясирем та трофеями». При этом сами «Лівобережні козаки (Читай Кардаш-казаки), які побували в 1678 р. на Січі, свідчили, що запоріжці «турку де склонности учинить они не мыслят» [6]
«Придя на реку Тясмин, мы сожгли пятьдесят их кораблей. Было взято шесть тысяч шестьдесят пленных, много имущества и добычи. Отсюда мы направились на запад и вступил» в страну кардаш-казаков.

Описание страны кардаш-казаков
Их называют кардаш (Кардаш - по-турецки «брат») в силу того, что они были в братских отношениях с ханом Мухаммед-Гиреем, т.е. жили с ним в мире. Эти окаянные являются обладателями огромных земель и войска, причиняющего несчастья.
Прежде они были подданными польских королей. Потом же вследствие характера правления поляков и польских евреев они вышли из повиновения Польше и ровно восемьдесят тысяч вооруженных казаков подчинилось крымскому хану Ислам-Гирей-хану. (т.е. некогда расселенные по всей территории Украины и дружеские татарам козаки сосредоточились, где в одном месте рядом с «Малой Тартарией».Во времена Дорошенко казаки в татарской части занимали и правый и  левый берег устья - моё примечание)
С их помощью Ислам-Гирей-хан в течение семи лет ходил на страну поляков ровно семьдесят один раз. В землях Кракова и Данцига, в странах чехов и лесных поляков (*** читается koru leh) и в Швеции они захватили территории шести королевств и за семь лет взяли восемь раз по сто тысяч пленных, а их земли опустошили. Кроме того, из страны поляков было взято еще два раза по сто тысяч пленников-евреев, так что за трубку табака [казаки] давали татарам по одному польскому еврею.
Начиная с этого времени мирзы татарского народа стали надевать шубы собольего меха и мохнатые собольи колпаки, а кардаш-казаки стали обладателями несметных польских богатств и начали носить собольи колпаки и одежду из красного сукна с серебряными пуговицами. В такой одежде иноверцы стали еще более удивительными [на вид]. Но так как все они не были бунтовщиками и мятежниками, их области не были подвергнуты грабежам и набегам.»


Изображение казака на карте Боплана. Не кардаш-козаки ли на нем изображены!!!
Еще описание интересующей нас местности:
«О том, что эта крепость (Черкассы) подчинена полковнику и что это укрепленная цитадель на землях, подвластных Дорошенко, записано под годом 77 (1666-67).
Татары не обратили внимания на эту крепость, но территории, прилегающие к ней, разорили и, вторично перейдя Днепр на сторону кардаш-казаков, в течение пяти часов шли по землям, поросшим деревьями, местами заболоченными и покрытыми камышовыми зарослями".
Как тут не вспомнить опять о Кардашинских болотах, находящихся несколько южнее Кардашинскаго лимана. Среди песков (кучугур) находится обширная болотистая низина, носящая местное название Кардашинских островов („островов Кардашин”). [7] Эти болота самые большие на территории Южной Степи Украины. Ученые отмечают, что когда-то, в геологическую эпоху голоцена, на его месте шумели леса,на песчаных аренах росли сосновые и дубово-сосновые леса с примесью осины и березы. Спорово-пыльцевый анализ Кардашинского торфяника: дуба, вяза, ольхи, березы, граба, клена, ореха, липы, сосны.
Территория достаточно пестрая - Леса, пустыни, степи и болота и все это на маленьком клочке земли правого берега Днепра. В народе данная местность называлась "Келегейские кучугуры" - по одному из переводов значится как "Яркая, разноцветная косынка", в другом переводе "Келегеи" - насаждения. На косынку и правда похожа. Да и сами кучугуры - это песчаные холмы, между которыми могут встречаться "всякие насаждения" и не только.



Как видно у этого турецкого путешественника, что кардач-козаки дружественные туркам, татарам. Козаки участвуют во многих походах с татарами но, имеют свою территорию-страну, расположенную на правой стороне Днепра.
Челеби также разделяет козаков на народы и отмечает, что у них различные гетьманы!!!
«На следующий день пришло хану подкрепление от кардаш-казаков, от казаков Барабаша, Андрея, буткалы-запорожцев, от казаков Хмельницкого, Чочки, Шеремета, Серка - одним словом, от сорока различных казацких народов пришло восемьдесят тысяч стрелков», что в нашем случае определяет Кардаш-казаков в конкретную местность «за Крымом». Дальше Челеби не только разделяет козаков на народы, но и говорит о 20 гетьманах, каждый из которых претендует на Очаков.Эварницкий более «уточняет», это место, имеющее статус Урочища Кардаш-Урман находится в «три дня пути от Кизекерменя вниз по Днепру».

«Весной 1688 года куренные атаманы Кузьма Порывай да Иван Шумейко с 15 товарищами отправились для воинского промысла из Сечи к устью Днепра. Выйдя к морю и миновав турецкие городки, Порывай и Шумейко заняли там наблюдательный пост и оставались в таком положении до Петрова дня. Накануне самого Петрова дня они узнали, что к ним ехали еще три конных казака с шестью конями. Но об этом проведал кызыкерменский бей и послал за ними «для взятия языка» на двух лодках турок, 35 человек. Посланные турки, отошед от Кызыкерменя на 3 дня пути, остановились в урочище Кардаш-Урман и пробыли там 17 дней; на 18-й день наехали к ним на стан три конных запорожских казака, и турки немедленно обступили их кругом. Но так как в том месте было болото, то турки могли схватить только одного казака с шестью конями, а другие два ушли в болото и «оттопились» от своих преследователей. Захваченного в плен казака турки послали в город Кызыкермень лодкой, а взятые при нем шесть голов коней отправили туда же полем с двумя турками, между коими был Ахмет Рамазанов из Кемлова. Но когда турки, шедшие полем, отошли всего лишь на три часа пути от урочища Кардаш-Урма, то на них наскочили казаки, стоявшие при устье Днепра, отбили всех коней у них, захватили в полон турчина Ахмета Рамазанова и с этой добычей поспешили в Сечь». [8]

Что еще известно о данном Урочище?


Вот тиражируемая статья из сайта на сайт, авторство которой я пока не обнаружил.
«При впадении реки Чайки в Кардашинский лиман вблизи села Солонцы Цюрупинского района расположен живописный остров с экзотическим названием Паланка. В XVII веке это слово означало небольшое укрепление, окруженное частоколом. Местоположение острова, со стратегической точки зрения, не оставляет желать лучшего: отсюда открывается великолепная панорама Херсона и Днепровских плавней, сам же он почти незаметен со стороны реки.
Запорожские казаки, ведя в низовьях Днепра партизанскую войну против турок, не могли не воспользоваться этой позицией. Вероятно, именно здесь находилось казачье укрепление Кардашин, упоминаемое во II-ой половине XVII века. Первое известие о нем датируется 12 июня 1678 года, когда кошевой атаман Иван Сирко, разгромив на реке Корабельной (Корабелка) турецкую флотилию, оставил здесь трофеи и пленных. В 1697 году, в связи со вторжением турецко-татарских войск, 130 запорожцев, стоявших в Кардашине, отступили в крепость Таванск. Однако татары довольно долго чувствовали себя здесь неуютно. Так, в 1699 году, когда хан Девлет-Гирей II пришел в Кардашин и остановился там на ночлег, то ночью казаки увели из его табуна 30 коней.
До сих пор на острове находят керамику XVII века, казацкие трубки, был обнаружен также фрагмент пулелейки...Есть на Паланке и два источника с чрезвычайно вкусной водой. Жители близлежащего села Солонцы приписывают их Св. Андрею Первозванному. Остров Паланка. Во II пол. XVII ст. находилось казацкое укрепление Кардашин.»
Есть также мнение, что и сама козацкая "Паланка" пришло в построение козаков именно в это самое время "Оно соединило в себе как давние традиции казачьего управления, так и заимствования из турецко-крымской административной практики. Последнее проявилось в появлении т. н. «паланок» (паланка - поселение, обнесенное «палями», т. е. частоколом) . Паланковое устройство в 1714-1734 гг. ханские и султанские власти распространили на запорожские войсковые слободы, в которых находился казацкий гарнизон и представители администрации Сечи. Начальство паланок, с одной стороны, представляло перед крымским (турецким) правительством интересы населения подвластного им округа, с другой - обеспечивало выполнение им воинской повинности, уплату налогов."

А что официальная история?
Как известно, в конце февраля 1709 козаки с Чертомлицкой Сечи во главе с кошевым атаманом Константином Гордиенко отказались от протектората Московского царства и приняли присягу на верное служение шведскому королю Карлу ХИИ, в течение 1711-1735 гг. Но после неудачной военной компании со шведским союзником сначала небольшой части сечевиков удалось выскользнуть из осады и бежать на крымскую территорию.

«Между тем запорожское войско после разгрома Чертомлыкской Сечи, руководимое своим атаманом Якимом Богушем, поспешно сложивши свое добро и уцелевшее оружие на дубы, скрытыми ериками, заточинами, речками и ветками ушло вниз по Днепру в турецкие земли, где поселилось Сечь при урочище Алешках и Кардашинском лимане.
… они оставили свои вольности у порогов Днепра и реки Чортомлыка и сошли в урочище Алешки на Кардашинский лиман.» [8]



"Острова, где армия козаков расположенна" ниже устья Ингульца.
А 27 июня того же года на территорию ханства отошли и те запорожцы, которые во главе с К. Гордиенко участвовали в Полтавской битве в составе войск гетмана Мазепы.


А.Кащенко.КОСТЬ Гордієнко-Головко.ОСТАННІЙ ЛИЦАРЬ ЗАПОРОЖЖЯ. Видання 3-те. - Українське Видавництво в Катеринославі. - 1919г.Мильчев [9] у себя приводит список следующих атаманов.
Кошевые атаманы (1709-1734 гг.)
Константин Гордиенко 1709 г.
Петр Гордиенко нач. 1710 г.
Аким Богуш 1710 г.
Иосиф Кириленко 1710 г.
Константин Гордиенко Декабрь 1710 - 1713 гг.
Иван Малашевич 1713-1714 гг.
Василий Иосифович Август 1714 - февраль 1715 гг.
Иван Малашевич Июль 1716 - июнь 1720 гг.
Иван Филиппов 1721 г.
Василий Титаревский 1722-1723 гг.
Василий Гуж 1725 г.
Павел Федорович Июнь 1725 - 1727 гг.
Павел Сидоренко Март - июнь 1728 г.
Константин Гордиенко Июнь 1728 г.
Иван Гусак Июнь - июль 1728 г.
Константин Гордиенко Июль 1728 г.
Иван Малашевич Август 1731 - 1733 гг.
Яков Тукало 1733 г.
Иван Билицкий Август - декабрь 1733 гг.
Иван Малашевич с января 1734 г.

Начиная с 1711  большая часть запорожских козаков перешла под защиту Крымского ханства и дислоцировалась на территории Очаковского эялета Османской империи в местности под названием Алешки, или Кардешим (с тур. - Братский лес). Войско Запорожского низового находилось не только на землях Крымского ханства, но и вблизи турецких владений в Северо-Западном Причерноморье, входивших в состав Очаковского эялета Румелийского бейлербейлика. Соответственно, запорожцы пребывали и под управлением местной турецкой администрации, представленной бендерским и очаковским пашами, а также газикерменским агою (командир гарнизона крепости). [9]
В своем листе хан (Каплан-Герай) приглашал запорожцев под свою протекцию и давал им место для основания Коша «внизъ ДнЪпра, къ Алешкамъ, къ Кардашину и къ Сырти», обещал содержать их в прежней милости и днепровых вольностях и приказывал слушать и за вождя считать «пана гетмана Филиппа Орлика, прибывшаго по указу Порты оттоманской, изъ города Солуня въ личное распоряженіе ханскаго величества»
Речь идет о лесе Кардаш-Орман Брат-Лес (Братский Лес (гаечек, Роща)) который еще фигурирует как урочище Кардашин (Кардаш), или Алешки - местность на левом берегу Днепра между современными г. Гола Пристань и г.Цюрупинск Херсонской области. С северной стороны урочище определяет р. Днепр с многочисленными ериками, озерами и трясина, с южной - возвышенные Олешковские пески, густо покрытые невысоким лесом и кустарником. Происхождение топонима в результате дословного перевода турецкотатарського Kardaç-Orman (Kardeşim ormanı nam mahalde, Kardeş ormanınd).
Нельзя сказать, что крымские вельможи были в восторге от появления Сечи всего в одном дне конного перехода от Крымского полуострова.
Призраки многовековой вражды вынуждали татар с подозрением относиться к своим случайным союзникам, тем более что к тому времени запорожцы пока еще не вступили в крымское подданство. Поэтому еще в начале весны 1711 г. крымский хан Девлет-Гирей ІІ хотел «Новую Сечь на Алешках разорити, а на старом местцу, какое войскамы царского величества разорено, запорожцов осадить», т. е. на месте Чертомлыцкой Сечи.
Удачное для крымского войска и его союзников начало военной кампании 1711 г. вселило в сердца казаков надежду на быстрое овладение территориями не только Запорожья, но и всей Украины. Таким образом, для запорожцев существовала реальная перспектива возврата на Чертомлык.
Весной тот же самого года попытка разрушения Алешковской Сечи была осуществлена и российскими войсками. Объединенный отряд российских войск и гетманских полков под командованием полковника А. Ушакова, находившегося в крепости Каменный Затон, выступил с этой целью в мае 1711 г. Однако, постоянные нападения крымцев и запорожцев воспрепятствовали этому отряду дойти до Алешек и осуществить возложенную на него миссию. Вместе с тем, чтобы реабилитироваться в глазах высшего командования, часть российского отряда на лодках спустилась вниз по Днепру и сожгла небольшое запорожское поселение на правой стороне реки, в районе Каирской переправы, которое было представлено как разрушение самой «Новой Сечи».
Как это не парадоксально, но реализации планов перевода запорожцев на правую сторону р. Днепр помешало поражение российских войск на р. Прут летом 1711 г., повлекшее за собой территориальные потери. Теперь уже Гиреям было выгодно расположить Сечь вблизи Крыма, что позволяло ее лучше контролировать и предотвращать попытки возвращения запорожцев в российское подданство. Сечь осталась стоять в Алешках.


Новая Сечь на Острове ниже устье Ингульца.По географическому положению она называлась Олешковская. По политическим статусом она должна называться Кардашинского, то есть Братска. Ведь во времена политических союзов татары называли козаков «Кардаш казаклары», то есть братья- козаки, а козацкого гетмана «Кардаш гетмана» - Брат-гетман. Само название козаков татарами Кардаш-казаками известно из источников времен Б.Хмельницкого, имеющий друзей среди янычар, а также и между татарскими вельможам. Его козаков называли Кардаш-казагы (брат-козак), и от татар это определение переняли османские историки.
Урочище, где проживали козаки, называлось Кардаш урман - огромный песчаный остров окружен мелкими протоками и заболоченными озерами. "Это была настоящая «земля Агарянская», где незначительная полоса плавней примыкала к песчаным кучугурам и солончакам." [10]


На этой карте хорошо видна естественная защита казацкого урочища; Алешки, Кардашинка, Голый Пристань. С севера - это Днепровские плавни, а юга Кинегейские (Келигейская, Кинигенская) кучугуры (ныне Олшкивская пустыня и Олешковский лес)
    Еще одно описание песчанных Кучугур сделанное Ж.Роммом 1788 году.
"...наше внимание привлекли песчаные гряды, вышиной в несколько сажен, тянущиеся от Берислава или от Голой Пристани и образующие на этих пустынных равнинах волнообразную линию. От них идет несколько ответвлений на Кинбурн и влево от Каланчака. Другая ветвь тянется в степь на восток: куда она уходит, я не знаю. Гряды эти имеют в ширину 4-5 в.; правая их сторона, обращенная к морю, отвесная, другая - отлогая. У южной подошвы гряды лежат болота и озера, летом большая часть из них соленые. У подошвы этой-то гряды лежит и соленое озеро Голая Пристань, которое раньше было большое и в сильные жары давало соль. Все это пространство представляет собой пустыню". [Жильбер Ромм Путешествие в Крым в 1786 г. - Ленинград : 1941 г.]

Сами козаки, вспоминая о пребывании Сечи на территории Крымского ханства писали, поселялись они в Алешках и Кардашине.
На берегах Кардашинского лимана начинают возникать слободы и зимовники - «зимовники». Как отмечал в октябре 1712 г. запорожец Лукьян Васильев, «ныне в то урочище к ним из малороссийских городов идут многое число с женами и детьми, а сказывают, что они идут от налогов и от поборов панских».


Карта Томилова от 1775 года Выделены козацкие «Зимовники или жилища для рыбных промыслов»

Сразу, не позже 1711года, появляется в этом районе и церковь:Документы сечевого архива крымского периода (в частности, письма кошевого атамана Ивана Малашевича) прямо свидетельствуют о полноценном функционирование церкви Пресвятой Богородицы на протяжении всего времени пребывания запорожцев в Алешках.[9]

На основе найденных одесским историком Александром Средой в Ориентальському отделе Народной библиотек и им. Св. Кирилла и Мефодия (София, Болгария) материалов стало известно, что комендант Очакова Мустафа-паша в октябре 1711 выделял на нужды 2 тысяч запорожцев, сначала 4900 «килет» муки, а в начале следующего, 1712 г. Еще дополнительно 15 тысяч «килет» муки. И вообще А.Середа в своих работах [11, 12] достаточно много места уделяет Очаковской провинции
«Накопичення значної кількості козаків в Кардашині потребує додаткових витрат османської казни на провізно війська. Відтак забезпечення відбувається не тільки з анбарів Аккермана, Бендера і Очакова, а також з віддалених дунайських портів Кілії та Ісакчі (Док. № 13, 14)47. Загальна кількість козацького війська в гирлі Дніпра у османсько-турецьких джерелах зазначається досить різними показниками, з поступовою тенденцією до збільшення. На початку у Кардашинських паланках за найменшими підрахунками верхових козаків налічувалось дві тисячі (Док. № 9).
Поступовий перехід козаків з Бендер згодом збільшив чисельність до чотирьох тисяч вершників (Док. № 7)48. Враховуючи те, що їм спершу було обіцяне розташування в Бессарабії, в навколишніх землях Бендер все ще залишалось три тисячі вершників і дві тисячі піших козаків (Док.№ 6 , 10)49. Подальший масовий відхід козаків з Бендер і з контрольованої московцями Запорозької Січі поповнив Кардашинське військо за різними даними до семи чи десяти тисяч козаків без урахування жінок і членів козацьких сімей, що були поза військовою службою.
Перебування козаків в Кардашині під протекторатом Порти і Кримського ханства триває до 1734-1735 рр. Так, одним з останніх згадувань козаків був лист Коша до Кримського хана Каплан-Ґерая про відмову повернення до “низу Дніпра і до Олешків і Кардашину, вийти і Кошем сісти’’ ’51. Так, саме у 1740 р. до Очаківської землі відправлено “предписания... к войску Запорожцев, бывшему на Днестре, предписав... привесть всех казаков на верность-службы и подданства к присяге и проводить [их] в то место, где прежде была их Сечь” [ 11]
Как видно из данного отрывка левобережные кардашинские казаки снабжались городами с правого берега: Аккермана, Бендер и Очакова.
В своих записях https://tednick.livejournal.com/13937.html я уже поднимал впрос о локализации Олешковськой сечи. Ввиду большого района заселенного казаками и центральным местом в нем именно Кардашинского поселения невольно возникают мысли...
Не оставили казаки эту местность и после переноса Сечи на новое место и перехода под протекцию России. (см. карту Томилова 1775г). Они эти места издревне считали своими. Живут там до сих пор. С 1785 года приезжими заселялась как правило Большая (Велика (укр.), Великая (рос.) Кардашинка). (см. карту Шуберта середины 19 века). И вообще "Большая" это то, что расположено вокруг центра, в данном случае Кардашинка. Примеров таких много Большой Город, Большая Ялта, Большая Феодосия, Большая Евпатория. Есть даже понятие Большой Херсон или агломерация, это Херсон со своими пригородом, селами спутниками, Олешками и Белозеркой. Я думаю, что и название Великоросов с этойже области словообразования, т.е. это те люди и область заселяемая выходцами из некого центра! ))


На карте 1883 года весь данный болотистый район на английском так и называется  Gt. Kardashin (Большой (Великий) Кардашин).
А теперь предоставим описание тех событий непосредственно Пылыпу Орлыку
«Перве когда покойно Иоанъ Мазепа гетманъ пресвѣтлѣишему православному монарсѣ московскому cіecть покойному Петру Алексѣевичу, первому імператору, змѣнилъ, адокороля швецкого присталъ и войскожъ запорожское низовое указами и прелѣсными своими писмами дотоеижъ змѣни своей привабилъ, то, по разоренію воискомъ московскимъ за тую змѣну старой Сѣчи, якая была при Чортомъ лику (т.е. при Чортомлыку) на над Скарбнымъ (т.е. над Скарбным), воиско запорожское низовое оттудова внизъ Днепра вроку 1709-м мая 12 числа избигши (т.е. избегши) и совокупившися своимъже воискомъ, якая часть была при помянутомъ Мазепе к шведу, когда онъ, король швецкій значне под Полтавою того жъ року 1709 іюня 27 числа отъ воискажъ московского побѣжденъ зосталъ, тамо на низу Днепра подкрымскою державу задевлетъ дерей (т.е. за Девлет-Гирея) хана удавшися, Сѣчъ были себѣ при Олешкахъ и Кардашину над-Конскою завели, гдѣ лѣтъ девятнадцать мешкалы и пакы збунтовавшыся и кошевого себѣ Ивана Гусака изобравши и расколъ между собою учинивши на тое-жъ вышпомянутое старое мѣстце и къ Чортомъ лику в гору Днепра сошедлы и Сѣчы о два года сыдѣлы. А потомъ заделлы-дерей (т.е. за Девлет-Гирея) хата указомъ внизъ Днепра спустившыся вышше Казыкермена надъ Каменъкою въ третомъ мѣстцу и сѣли булы Кошемъ и четыре года мешкали, що чыныть под-крыломъ въ тыхъ трехъ мѣстцахъ всѣхъ лѣтъ чысломъ двадесять и пять зоставалы и за благоразсуднымъ поводомъ и урядомъ на тотъ часъ Его Милосты пана Ивана Малашевича Атамана кошевого курѣннаго Пашковскаго gды (Это слово в подлиннике написано так: первая латинская буква «g», а две русские - «ды»). Капланъ Дерей хадъ крымскій згетманомъ Орликомъ Станеславу Лещынскому изордами (т.е. с ордами) своими пшолъ на помощь подъ Хотинъ и Камянецъ подолскій проты Саса [13] короля полского и противъ войска московского хотячи его королемъ полскимъ постановить и воиско запорожское низовое тудаж ханъ крымскій затягалъ вопомошъ, то втой часъ неизволившы рукъ на воиско християнское поднимать и жалѣючи кревныхъ своихъ и всего народу християнского малороссійского жеби орда выбравши вневолю незапровадила зстоеи помянутой Камянской Сѣчи а протекціи крымской вроку вышь описанномъ 1734-м марта 28 числа рушывшысь суд… воднымъ и трактомъ степовымъ и прибувшы тогожъ марта 31-д в гору Днепра і вышьше Базавлука над-Подполною мѣстце изобравши Кошемъ по прежнему подвладѣніемъ своегожъ православного монархи московского сиесть за державы Имъператрицы Анны Иоанновны водворылися именуючися ей и поней державцемъ всероссійскимъ во вѣчніе часы служить, чего рады внезабвенную потомность закошевства тогожъ вышнареченного пана Ивана Малашевича веленно выше именованнагожъ року и дня запысать и лутшаго вѣроятія кто сего потребоват иметь воисковою кошевою печатью при Кошѣ Подполной утвердить». [13]

Литература:
1. Історична довідка Херсонського Державного архіва - https://kardashinka.ucoz.ua/index/istorichna_dovidka_khersonskogo_derzhavnogo_arkhivu/0-12?fbclid=IwAR2WAUYc9sGkXae94PJvqmkZz6Ud78pRrEdByRMyWqgJ0-mvKgH__vmIBog
2. http://www.doroga.ua/Pages/InhabitedLocality.aspx?InhabitedLocalityID=3046
3. https://khersondaily.com/news/nahodki-iz-karera-na-hersonschine
4. http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Celebi3/text2.phtml?id=1728
5. http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Celebi3/text12.phtml?id=1738
6. Апанович 0.М. Запорізька Січ у боротьбі проти турецько-татарської агресії (50-70-1 рр. ХVІІ ст.). - К.: Вид-во АН УРСР, 1961. - 298 с.
7. Рябков П.З. Рыболовство в Херсонской губернии. Опыт статистико-экономического изследования Сборник Херсонского земстваг. 1890г.
8. Дмитрий Яворницкий История запорожских казаков. Военные походы запорожцев. 1686-1734. Том 3.
9. Мильчев В. И. Запорожцы в подданстве Крымского ханства.
10. Ефименко А. Я. История украинского народа / Сост. и авт. ист.-биогр. очерка В. А. Смолий; Примеч. Н. Н. Яковенко.- К.: Лыбидь, 1990.- 512 с.
11. Середа О. Османсько-українське степове порубіжжя в османсько-турецьких джерелах XVIII ст. [= XVIII. Yüzyıl Osmanlı Belgeleri Işığında Osmanlı-Ukrayna Bozkır Serhatti] /Олександр Середа [= Oleksandr Sereda]. - Одеса : Астропринт, 2015. - 312 с.
12. Олександр Середа Перебування козацьког війська в гирлі Дніпра (за Османсько-Турецьким документом 1711 року// Україна в Центрально-Східній Європі, № 8, 2008. - С.337 - 350)
13. Филипп Орлик и запорожское казачество -http://www.museum.dp.ua/zaporizhzhyacossacks_21.html

Олешки, Алешки, Кардаш-казаки, История Херсонщины, История Херсона

Previous post Next post
Up