Не всегда про человека, заслуживающего интерес можно найти информацию в интернете. Вот так получилось с авиатором, конструктором самолетов, героем Первой мировой войны, патриотом своей родины Александром Александровичем Фальц-Фейном. В шестидесятые годы XX в. об увековечении его памяти ходатайствовал известный конструктор А.М. Туполев, так как Александр испытывал его первые аэропланы в годы Первой мировой войны. В интернете практически не нашел каких-то более менее официальных данных о нем. Лишь короткие сообщение из разных источников, которые иногда противоречат друг другу. Тем не менее, решил эти сообщения последовательно разложить «по полочкам» в первую очередь для себя, и предлагаю эту обобщенную мною информацию вам.
Родился Александр в семье известного промышленника Херсонщины Александра Эдуардовича Фальц-Фейна (1864-1919) - почетного члена Херсонского попечительства детских приютов, отмеченного правительственной наградой, орденом Св. Анны III-й степени. В качестве знака отличия от своего тезки-отца мальчик в семье получил ласковое имя Шура. Жена Александра Эдуардовича, в девичестве Анна (Нина) Петровна Цугаловская, 13 февраля 1894 года порадовала своего мужа вторым ребенком и первым мальчиком. (год рождения взят из книги Задерейчук А.А., Климов В.В. Создавая рай... История рода Фальц-Фейнов. - Херсон: Наднипряночка, 2014.-208с.:ил, хотя во всех остальных источниках указан год рождения 1893). Место рождения Александра согласно
https://gw.geneanet.org/ родовое имение Фальц-Фейнов Гавриловка. На фото Ольга и Александр дети Александра Эдуардовича и Анны Петровны.
В детском возрасте Александр попал на демонстрацию полетов братьев Райт и увлекся авиацией. «Он стал как одержимый. Он сказал мне, что будет только летчиком» - вспоминала его мать впоследствии.
Для осуществления мечты ребенка мальчик был определен в Сумский кадетский корпус. В то время тема аэропланов не сходил с языков молодых людей, с интересом следящих за прогрессом в технике. В 1909 г. кадеты 6- класса Александр Фальц-Фейн и Петр Рулев и другие, вдохновленные перелетом летника Блерио через Ла-Манш (25 июля), решили построить свой собственный планер. Получив разрешения руководства, вместе с однокурсниками принялись за дело. За основу был взят полубалансирный планер по схеме Россинского-Лямина 1910 года, популярный в то время по всей территории Российской империи. Разгон планера должен был осуществляться при помощи дополнительных движущихся средств. После долгого времени проектирования и подготовительных этапов планер за несколько месяцев был построен. В качестве материала были использованы дерево, бамбук, промасленная материя. Зимой 1911 года был осуществлен первый его полет. Управление летательным аппаратом было доверено Петру Рулеву. Всей ротой планер тащили за веревку и биплан, оторвавшись от корпусного плаца, взлетел. Несколько минут он парил над крышей корпуса, но при посадке повредил крыло. Кадет Рулев, который управлял планером, получил легкие ушибы (в некоторых источниках указывался перелом руки Рулева). После второго полета также, закончившийся неудачей дальнейшие полеты начальник училища генерал Саранчов запретил. На фото первый полет данного планера, управляемый Петром Рулевым.
После окончания училища в том же 1911 году (Пятый выпуск) ребята продолжили свои исследования в области воздухоплавания. В эти же года вступили в кружок воздухоплавания Киевского политехнического института. С помощью знакомств и переписок с членами данного кружка, в рядах, которого состоял и И.И. Сикорский, ребятам удалось доработать свой планер. Окончательным вариантом в 1913 стал буксирный планер с управлением по трем осям по схеме Адлера с собственными конструктивными доработками. Разгонялся планер автомобилем. Испытание нового летательного аппарата происходило в Сумах.
Однажды при разбеге деревянные колеса и оси разогрелись так, что воспламенились. Александр получил тяжелые травмы. Наверно в этом момент Александр окончательно осознал, необходимость перехода на механический разгон аэропланов, и для получения дополнительных инженерных знаний поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института. Параллельно начались работы над новым самолетом. В качестве прототипа была взята схема самолета Сикорского С-6А.
Результатом работы стал самолет собственной конструкции, хотя в нем по-прежнему усматривали уменьшенную копию самолета Сикорского.
Строительство самолета происходило в мастерской Экономии Владимира Фальц-Фейна, дяди Александра. Там же, в Дорнбурге (ныне поселок Чкалово, Новотроицкого района, Херсонской обл), происходили и летные испытания. Дядя, поддерживал в этом увлечении племянника и являлся его главным спонсором в покупке и доставке деталей будущего самолета. В течении всего года происходила доработка аероплана в качестве консультантов приглашались сторонние специалисты. Главным недостатком самолета стал старый мотор.
Приведена вырезка из газеты "Воронежский Телеграф от 27 августа 1913 года.
В
от как описывает процесс доработки самолета Владимир Фальц-Фейн: «К концу лета прошлого года (1913) пилотами Одесского аэроклуба Маковецким и Невдачным были произведены пробные полеты, давшие отрицательные результаты вследствие плохого состояния мотора. В течение зимы недостатки старого мотора были несколько исправлены и в июне месяце настоящего года, пилотом Петроградского аэроклуба Волком, полеты были возобновлены, но вследствие опять-таки плохих качеств мотора дальних полетов на аппарате совершать было не возможно». (здесь надо комментировать: письмо от 28 сентября 1914г. губернатору Таврической губернии, дядя преуменьшал заслуги своего племянника. Причины будут указаны ниже.)
В один из очередных пробных полетов аэроплан зацепился за арку, потерпел аварию и был поставлен на ремонт. А Александром Фальц-Фейном было принято решение о замене мотора.
Очередное испытание самолета с новым мотором «Argus» сразу показало его отличные летные качества, что было оценено специалистами.
ЛТХ: Самолет: «Фальц-Фейн»
Год постройки: 1913
Длина самолета, м: 9,5
Размах крыла, м
-вернего: 13,7
-нижнего: 9,7
Площадь крыла, м2: 37,5
Двигатель, марка: 1 х ПД «Argus»
-мощность, л.с.: 1 х 50
Масса пустого, кг: 490
Масса полной нагрузки, кг: 160
Полетная масса, кг: 650
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 17,3
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс: 13
Весовая отдача, %: 25
Александр стал главным пилотом своего самолета, совершал на нем полеты над Одессой, Перекопом, Асканией-Нова и т.д.
На фото справа От Фальц-Фейна по некоторым сведениям его компаньен П.Рулев.
«...Аэроплан, покружив над поселком, ткнулся носом в степь. Встречать бросились все асканийцы, от мала до велика. Многие знали, что младший брат Фридриха Александр (или, как его звали, Шура) прилетит домой на чудесной железной птице. Но всерьез не верил никто. Аэроплан перестал стрекотать и заглох. Из кабины выпрыгнули два человека в шлемах и черных комбинезонах. Люди окружили самолет плотным кольцом. Генрих Рибергер притащил свой фотографический ящик. И хотя Шура, не любитель оваций, каждый раз отворачивался, Рибергеру удалось его снять. Вместе с зеброй, которая подбежала к своему хозяину.
…. Шура был одним из первых в России, кто поднялся в воздух на таких еще ненадежных аэропланах. Говорят, он первым испытывал летательные аппараты тогда никому не известного студента Туполева, с которым учился в одной школе.»
[В.БОРЕЙКО Память о Фальц-Фейне и его деле//
http://bio.1september.ru/article.php?ID=200201409]
Самолёт в имении Фальц-Фейна "Аскания-Нова"
(Из фотоальбома "История русской авиации 1911-1913 гг.", выполненного Анощенко Н.Д., уроженцем г. Белгорода, авиатором, профессором кинематографии)
20 ноября 1914 года Александр сдал экзамен на звание "лётчик", 2-го января сдал на звание "военный лётчик", а уже 11 января 1915 года убыл на фронт во Владивостокский крепостной авиационный отряд в чине прапорщика. Только лишь 13-го марта 1915 года уже на фронте он получил своё "бреве" (диплом пилота-авиатора) за № 244 от 20-го ноября 1914 года. Взято с
http://svaku.ru/forum/showthread.php?t=1311&page=29
Группа авиаторов императорского военно-воздушного флота. подпись на обороте снимка «слева направо - Ган, Сычев, Васильев, Малиновский, Пихтовников, Адлер, Ф.Фейн, Знаменский. Кача, 1914 год.»
Доподлинно его боевой путь найти мне не удалось, пишут, что геройствовал, выполняя боевые задания, летал на самолетах Туполева. (Мне кажется, что интерес Туполева к персоне Фальц-Фейна возникает не по причине облета его самолетов, да и подтверждений о том, что они где-то учились я тоже пока не нашел. Предлагаю вариант, что они были знакомы лично и долгое время переписывались, обмениваясь идеями по деталям конструкции самолетов)
Есть, правда сведения, что Александр Фальц-Фейн спас русскую армию от окружения врага в Галиции, осуществляя связь на самолете между командованием армией и, взятой в кольцо, частью, за что был «неоднократно награжден высокими наградами».
Получение им четырех георгиевских крестов не подтвердилось. Нашел лишь запись о первой медали: Георгиевский крест 4 степени №59745 (РГИА. Ф.496. Оп.3. Д.915. Л.2) Да и мало он как-то воевал для четырех медалей!?
В мае 1915 года в небе над Австрией в воздушном бою его самолет был сбит немцами. Александр, с тяжело раненным наблюдателем, сжег свой самолет и пытался пробраться к русским позициям (по другим слухам отсидеться в лесу), но "был выдан мадьярцам одним местным русином за 100 крон".
В тяжелом австрийском плену Александр заболел туберкулезом. При помощи Красного Креста его безнадежно больного обменяли на австрийского офицера. По совету специалистов мать привезла своего единственного сына в Кисловодск, в военный госпиталь, который располагался на Имерской улице (ныне Коминтерна).
Прикованный болезнями и операциями к госпитальной койке, он не оставил мысль о новых конструкциях самолетов, тем более несколько моделей в разобранном виде лежали на складе его дяде.
Но, все дело в том, что с началом первой мировой войны. В стране, и особенно на Юге, где жили немцы - колонисты, раздувался антинемецкий психоз. И даже, несмотря на то что, семейство Фальц-Фейнов было патриотично настроено, и своей родиной считало Россию, а Александр Фальц-Фейн добровольцем ушел на фронт и получил за мужество медаль, получить доступ к собственным разработкам ни как не мог. Как стратегические устройства возможного применения в боевых условиях они были опечатаны уполномоченными правительству чиновниками. Для получения к ним доступа Фейнам пришлось идти на различные ухищрения.
Дальше взято отсюда
http://samlib.ru/i/iljuhin_w_a/aeroplan.shtmlПисать Александр не мог, и письма за него из кисловодского лазарета отсылала в Симферополь в конце июля 1916 года его мать.
«Кисловодск. Эмировская ул. Софийский лазарет. 27-го июля.
Ваше Превосходительство
Мой сын, военный летчик Александр Александрович Фальц-Фейн, пробыв несколько месяцев в плену, эвакуирован теперь как инвалид и туберкулезный, подвергся очень тяжелой операции и, будучи не в состоянии сам писать, поручил мне ходатайствовать перед Вашим Превосходительством о снятии печатей, которые по Вашему приказанию были наложены на его аэроплан и принадлежности к нему, находящиеся в имении его дяди Владимира Эдуардовича Фальй-Фейна "Дорнбург" Днепровского уезда. Дело в том, что сын хотел бы продать в Петроград аэропланный мотор Аргус 45 нр типа 1909 года, находящийся в автомобильном гараже, и поэтому покорнейше просит Ваше Превосходительство дать распоряжение и дозволение о снятии с него печатей.
Уважающая Вас Анна Петровна Фальц-Фейн.»
После губернаторского распоряжения печати на складах Дорнбурга, где два года находился "арестованный" аэроплан, были сняты.
"4 авг. 1916 №11156,
г. Симф.
МВД Таврич. Губ.
По канцеляриии Днепровскому исправнику
Предписываю Вам снять печати, наложенные согласно предписанию моему от 19 сентября 1914г. за Љ 22812 на аэроплан с принадлежностями, принадлежащими Александру Александровичу Фальц-Фейну и наблюсти, чтобы этот аппарат им был продан в мастерские, изготовляющие аэропланы для русских надобностей, - согласно его о том заявления
Губернатор, Свиты Его Величества Генерал - Майор."
К сожалению «Человек предполагает, а бог располагает», лечение и операция не помогли. 5 декабря (22 ноября) 1916 года Александр Александрович Фальц-Фейн умер. (По многим сообщениям это произошло в Питербурге). Два следующих документа - телеграмма и расписка - являются заключительными свидетельствами этой трагической истории.
"Симферополь, Его Превосходительству Николаю Антоновичу Княжевичу. 30.XI - 1916г.
Прошу Вашего разрешения о снятии пропеллеров с обоих аэропланов опечатанных в имении Дорнбурга и принадлежащих скончавшемуся моему сыну, похороны которого состоятся на днях в имении Аскания-Нова с целью сделать из них крест и поставить на его могиле согласно военно-авиаторскому обычаю
Анна Фальц-Фейн"
Пример могилы авиатора начала ХХ века.
"РАСПИСКА
1917 года января 15 дня
я, нижеподписавшаяся Анна Петровна Фальц-Фейн, даю сию расписку Г.Приставу имений Фальц-Фейна в том, что предписание Господина Таврического Губернатора от 30 ноября 1916 года за №17457 мне сего числа объявлено.
Анна Фальц-Фейн
Полицейский урядник Успенской экономии Кубрак"
Похоронили Александра в родовом имении Фальц-Фейнов «Аскания-Нова». Могила до сих пох сохранилась. Расположена на частной территории.
В качестве окончания приведу отрывок из книги «Письма из Maison Russe» (Сестры Анна Фальц-Фейн и Екатерина Достоевская, в эмиграции). - Акрополь.:Санк-Питербург. - 1999г. - 389с.
На многие вопросы заданные А.Ф.Достоевским своей тете Ольге Александровне до сих пор нет точного ответа.
"В качестве иллюстрации к сказанному приведем фрагмент из письма Андрея Федоровича к О. А. Фальц-Фейн от 31 октября 1963 г. из Москвы (где он в это время находился в связи с хлопотами по изданию альбома «Ф. М. Достоевский в портетах, иллюстрациях, документах»):
«Пользуясь присутствием в Москве, схватился за мемориализацию подвигов Шуры. Во Всесоюзном институте истории техники Шура уже взят на учет как один из самых первых даровитых конструкторов аэропланов в России. Начаты розыски, но, согласно моей манере, все первые толчки в этом я беру на себя, пока не удостоверюсь, что дело уже “на мази”.
В связи с этим очень прошу тебя НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО напрячь память и постараться ответить мне на несколько вопросов:
а) месяц и год рождения Шуры (есть два документа, которые дают близкие даты, но разные, - надо установить точно);
б) место рождения;
в) в каком году был определен в Сумский кадетский корпус и закончил ли его, в каком году кончил?
г) что побудило Шуру еще в Сумах заниматься конструированием планера, кто им руководил в этом тогда?
д) когда Шура поступил в СПб Политехнический институт и сразу ли начал заниматься конструированием аэропланов?
е) кто им руководил в области “воздухоплавания” в Институте?
ж) на каком курсе находился Шура, когда им был построен первый (легкий) самолет, или в каком году он построил свой первый аэроплан, или сколько Шуре было лет, когда построил первый аэроплан?
з) где Шура получил свое первое свидетельство пилота (Франция, Россия; или Гатчина, Кача и т.д.)?
и) где Шура получил свое военное пилотское свидетельство?
к) даты получения свидетельств - гражданского и военного;
л) время, когда был построен второй (грузоподъемный) аэроплан;
м) закончил ли Шура постройку и испытание второго своего аэроплана к началу войны?
н) кто давал Шуре денежную поддержку для постройки аэропланов?
о) вообще, после того как Анна Петровна разошлась с Александром Эдуардовичем, на какие средства воспитывались дети - Ольга и Александр и, в частности, и это очень важно, принимал ли материальное участие Александр Эдуардович в субсидировании Шуриного самолетостроения?
п) когда Шура ушел добровольцем на войну и именно в какой отряд? (его точное наименование);
р) вспомни хоть несколько фамилий пилотов, которые в мирное и в военное время летали вместе с Шурой и являлись его приятелями;
с) на каких участках фронта (география, наименование армий, фамилии близких и дальних - высших командующих) летал Шура?
т) с каким из своих аэропланов оказался Шура на войне? (по моим сведениям, один из них он взял с собой);
у) что ты помнишь из четырех георгиевских награждений Шуры? (даты, за что, какие и т.п.);
ф) ты летала вместе с Шурой - когда и где это было?
х) когда и где был сбит Шура, к кому попал в плен?
ц) как скоро он был обменян из плена и как возвращен на родину?
ч) в какую больницу был положен Шура, где и кто его оперировал?
ш) кто из товарищей участвовал в похоронах от Петрограда до Аскании-Нова? дата похорон;
щ) был ли Юра Лукашевич пилотом или он был “технарем”? участвовал ли Лукашевич в конструировании или только в постройке аэроплана?
э) может, ты можешь припомнить, где, когда сообщалось в газетах, в журналах о Шуре? может, ты можешь поручить какому-то Обществу или кругу лиц розыски того, что сообщалось или было известно о Шуре за рубежом? например, наверное, немецкая печать 1915- 16 гг. сообщала о том, что сбит и пленен русский ас. Надо бы пошарить обстоятельно;
ю) кто-то из Фейнов [так] писал во Францию, в Германию, например при закупке двигателя (у Шуры стоял, кажется, “Мерседес”, а не “Гном”) и других авиаматериалов, - не сохранилась ли в архивах фирм переписка?
Все вопросы от а) до ю) требуют неспешного, продуманного ответа, поэтому я тебя нисколько не тороплю, но все же надеюсь еще в .этом году получить ответ. Очень прошу тебя написать ответы в форме ПОКАЗАНИЙ сестры авиаконструктора-героя-пилота. Написать в форме как тебе удобно, помня, что они, эти данные, должны приниматься во внимание как сообщения достоверные ближайшего родственника разыскиваемого. В крайнем случае, если по какой-либо причине тебе не удобно дать ПОКАЗАНИЯ для передачи в Институт истории техники, то пиши мне как письмо, а я, на его основании, напишу показания как двоюродный брат; но “минус” тот, что я был тогда совсем мал и хоть многое помню, но могу быть недостоверным для такой авторитетной инстанции, как Институт».
Многие планы и начинания А. Ф. Достоевского (в том числе сбор материалов об А. А. Фальц-Фейне) перечеркнула, остановила на середине его преждевременная смерть 18 сентября 1968 г."