Продолжаю серию постов о знаменитой оборонительной линии Третьего рейха. Во второй части рассказа я покажу еще несколько наиболее хорошо сохранившихся бункеров Западного вала, после чего начну знакомство читателя с самыми крупными объектами линии Зигфрида - B-Werke.
После осмотра первой
группы бункеров на холме Булерт, что расположен в горном массиве Эйфель, я отправился к следующему пункту, где сохранилось несколько бункеров линии Зигфрида - в небольшую деревушку Кроненбург. Переночевав в машине на парковке рядом с озером, с утра я отправился к месту, где должен был находится очередной бункер. Координат объекта у меня не было, но была фотография бункера из сети, на которой было видно, что бетонное сооружение расположено прямо рядом с заброшенной железнодорожной веткой, найти которую не составило труда.
01. Наш мир изменчив и изменчив порой быстро. Когда я прибыл на место железной дороги, оказалось, что железную дорогу совсем недавно демонтировали и от нее осталась одна лишь насыпь.
02. На насыпи вовсю шли строительные работы. Видимо, тут теперь будет велодорожка или тропинка для прогулок. В какой стороне искать бункер, было непонятно и я подошел с этим вопросом к рабочим. Рабочие говорили на каком-то местном диалекте и я мало что понимал, поэтому после трех минут монолога одного из них, я указал в одном направлении и спросил: "бункер там?" - "Там" - был ответ и я пошел в указанном направлении.
03. Бункер и вправду оказался там. Но, помимо отсутствия железнодорожной ветки, было еще одно, совершенно не обрадовавшее меня, отличие реальной картины от фотографии из сети.
04. Вход внутрь был закрыт дверью с прорезями для летучих мышей, установленной тут совсем недавно. Ведь на относительно свежей фотографии решетки не было. Видимо, в связи со строящейся прогулочной дорожкой, его таким образом запечатали от будущего наплыва любопытных. Что ж, придется ограничиться лишь внешним осмотром объекта.
05. Данный бункер, как и
бункерная группа на горе Булерт, был построен в 1938 году в рамках фазы строительства Западного вала, названной "Позиция Лимес" по аналогии со знаменитой стеной на границе Римской империи. Но в отличии от бункерной группы на холме Булерт, этот бункер не является типовым проектом, чем и примечателен. При строительстве этого бункера за основу был взят типовый проект
Regelbau 23, который я показывал в первом посте и слегка изменен в связи с тем, что бункер располагался на склоне насыпи. Чтоб исключить сход грунта, вход внутрь был прикрыт с обоих сторон защитными стенками, а в сам бункер вела небольшая штольня. Сооружение было рассчитано на пять человек.
06. Внутрь проникнуть не удалось, так что ограничился снимком через решетку, отметив, что стены бункера разрисованы декоративным орнаментом. Очень не типичная картина для немецких бункеров.
Посмотреть парочку фотографий внутри бункера можно на сайте немецких фортификаторов
7grad, которые побывали тут до сооружения решетки. После войны бункер был взорван изнутри, но взрыв не смог разрушить сооружение, нанеся урон лишь внутренним конструкциям.
07. Поднялся на склон, чтобы осмотреть бункер со всех сторон.
08. Амбразура для главного бункерного орудия - пулемета MG-34 закрыта решеткой. На фотографии отчетливо видна высота потолка бункера, составляющая полтора метра. Больше смотреть тут нечего, возвращаюсь назад к машине.
Спустя полчаса после осмотра этого бункера состоялась моя встреча с группой немецких диггеров, с которой мы продолжили наш бункертур уже вместе. Этот бункер мы тоже должны были посетить вместе, но так как я оказался в этих местах раньше их, решил разведать маршрут, чтобы сэкономить время. Время действительно сэкономил, когда парни подъехали я показал им фотографии решетки на входе и мы отправились к следующей цели, которая располагалась в нескольких километрах от городка Кроненбург в лесопосадке.
09. Припарковав автомобили возле фермерского ангара, мы отправились на поиски пары бункеров линии Зигфрида, скрывающихся где-то в этой лесопосадке, что на фотографии.
10. Нырнув в кусты, мы оказались среди такой вот чащи. Фотоаппарат отказался делать нормальные снимки при таком освещении, так что за качество снимков извиняйте.
11. Наши поиски длились недолго и уже через несколько минут прогулки в лесу мы нашли первый объект.
12. Этот бункер является типовым проектом
Regelbau 10a и был построен как и остальные бункеры, о которых я уже рассказывал в рамках фазы "Позиция Лимес" в 1938 году. Внутри бункера находились два помещения для размещения в общей сумме 14 человек и один боевой блок, оборудованный двумя амбразурами для пулеметов MG-34. Фланкирующего орудия бункер не имел и его тыл оставался незащищенным. На этом фото видны три входа внутрь. Слева на снимке находится вход в боевой каземат с двумя пулеметными точками, расположенный выше жилой части бункера.
13. Начну обзор бункера с боевой части.
14. Внутри пулеметного каземата расположены две амбразуры, одну из которых вы видите на этом снимке. Амбразуры расположены в стенах под углом 90° друг к другу.
15. Жилая часть расположена чуть ниже и имеет два входа внутрь.
16. На стене заметил какую-то пометку. На историческую надпись не похоже, скорей всего это уже современный принт, оставленный посетителями.
17. Напротив каждого из двух входов находится по амбразуре. За углом располагалась еще одна бронедверь вдвое ниже первой входной двери.
18. За этой бронедверью оба входных коридора соединялись в один, идущий дальше внутрь бункера.
19. За второй бронедверью можно снова выпрямиться во весь рост. В чем суть такой неудобной конструкции, я не знаю. Проникновение внутрь бункера врагов это не затруднит, а вот личному составу создает постоянное неудобство на входе-выходе.
20. Одна из двух комнат жилой части бункера.
21. Практически все свободное место внутри комнаты занимали кровати, от которых остались лишь крепления на стенах. Эти бункера как и большинство на линии Зигфрида служили в качестве убежища для солдат. Внутри данного бункера размещались 14 человек из расчетов расположенных поблизости артиллерийских позиций.
22. Амбразура, прикрывающая вход. Сохранилась даже оригинальная задвижка.
23. Также внутри сохранилось несколько оригинальных надписей. Рядом с вентиляционной трубой можно разглядеть плохо различимую надпись "Luftung".
24. Во второй комнате видно еще несколько надписей. Рядом с отверстием переговорной трубы, обеспечивающей связь между боевым казематом и жилыми помещениями, видны остатки надписи "Sprach..." дальше надпись стерта, вероятно полное слово звучало как "Sprachrohr" то есть "переговорная труба". Внизу видна хорошо различимая надпись "Kabel".
25. Еще одна амбразура, прикрывающая второй вход. Над ней сохранившаяся часть вентиляционной трубы. Это бункер имеет самую лучшую сохранность среди всех объектов линии Зигфрида, не считая музейных. Этому способствует его расположение вдали от населенных пунктов плюс отличная маскировка в лесопосадке.
26. Выхожу другим путем.
27. На стене над амбразурой нанесен тот же принт, что и рядом с первым входом.
28. Выход.
29. Отправляемся на поиски второго бункера.
30. Он оказался расположен на одной линии с первым, лишь метров на пятьдесят в стороне. Этот бункер является точной копией своего соседа, выполненной в зеркальном отображении.
Вот так выглядит его схема:
Источник:
www.7grad.org 31. Зайдем внутрь.
32. Уже знакомый нам шлюз.
33. Этот бункер пострадал от рук вандалов с краской.
34. Степень его сохранности идентична соседнему бункеру, только оригинальные надписи закрашены вандалами.
35. Комнаты очень маленькие 3,5 х 3,2 метра всего. Кровати были раскладными и откидывались в случае надобности как спальные полки в вагонах.
36. В остальном этот бункер полностью идентичен своему соседу.
37. Общий вид на тыльную сторону бункера.
38. Вход в боевое отделение. На стене можно заметить принт, который мы видели в соседнем бункере.
39. Внутри боевого отделения находятся две пулеметные амбразуры с бетонными основаниями для установки пулеметов MG-34. На фото боковая амбразура.
40. Вторая амбразура, расположенная в противоположной от входа стороне.
41. Крыша бункера покрывалась маскировочной сеткой, крюки для крепления которой сохранились. На крышу ведет скоб трап.
42. Со всех сторон, кроме тыльной, на которой расположены входы, бункер засыпан землей до уровня амбразур.
43. На этом обзор этой пары бункеров закончен. В этих двух постах я показал вам наиболее хорошо сохранившиеся бункера линии Зигфрида из тех, что не являются музейными (последних можно пересчитать на пальцах одной руки). Кроме показанных мною бункерных групп, существуют еще несколько бункеров, оставшихся от Западного вала, но все они были подорваны и находятся в состоянии бетонных обломков. Почему из 18 000 бункеров до наших дней дошло от силы два десятка, об этом ниже.
После захвата Третьим рейхом Бельгии и Франции, потребность в немецкой оборонительной линии отпала, все оружие и оборудование бункеров линии Зигфрида было демонтировано и позже установлено на самой масштабной линии обороны Третьего рейха - Атлантическом валу. Большая часть бункеров Западного вала была заброшена, часть затопили грунтовые воды. Немцы не планировали когда-либо использовать эти бункера еще раз.
После высадки союзников в Нормандии, Германия принялась спешно восстанавливать линию Зигфрида, но у нее уже не было средств, чтобы привести линию обороны в первоначальный вид, кроме того немецкие войска не располагали силами, чтобы обеспечить оборонительные позиции линии Зигфрида личным составом, поэтому бункера часто заполняли отрядами народного ополчения Третьего рейха, так называемые Фольксштурм, созданные в последние месяцы войны для отражения натиска союзников. Как правило, подобные отряды состояли из пенсионеров и подростков, которые не имели достаточного военного образования и не могли оказать существенного сопротивления. Плюс ко всему, развитие вооружений за годы войны ушло далеко вперед и бункера, построенные в 1938-1940 годах уже не могли служить надежным укрытием от современной артиллерии и авиации. Все перечисленные факторы стали причиной того, что линия Зигфрида не стала серьезным барьером для войск союзников на их пути вглубь территории Третьего рейха.
После окончания войны союзники начали процесс демилитаризации Германии, в рамках которого все сооружения военного характера на немецкой территории подлежали уничтожению. В зонах оккупации Германии были созданы подрывные коммандос, занимающиеся уничтожением немецких фортов, крепостей и бункеров. К концу 1940-х годов большая часть объектов линии Зигфрида была взорвана и сровнена с землей. Уцелели лишь отдельные объекты, находящиеся далеко от населенных пунктов в лесах и полях, взрывать которые посчитали нецелесообразным. Самое лучшее из уцелевших бункеров я показал вам в этих двух постах. Возле Ахена еще сохранились участки противотанковых загрждений, так называемых "Зубов дракона", но до них я пока не добрался.
Помимо этого, до наших дней дожило несколько крупных объектов линии Зигфрида, так называемых B-Werke, превращенных в музеи. Все эти объекты я покажу вам в деталях в следующих постах, а сегодня бегло познакомлю с одним из таких крупных бункеров, попасть в который мне не удалось, так как объект открыт для посещения туристами ограниченное число дней в году.
44. B-Werk Besseringen является одним из 32 самых крупных бункеров линии Зигфрида и одним из двух дошедших до наших дней. Название B-Werk пошло из немецкой классификации бункеров, в которой объектам присваивалась буква, согласно толщине стен. Классу B соответствовали объекты с толщиной стен и потолка 1,5 метра. Чтобы не давать противнику сведений о толщине стен этих сооружений, эти объекты называли тогда Panzerwerk (дословно: бронированное сооружение).
45. B-Werkе являлись самыми крупными и наиболее хорошо оснащенными сооружениями линии Зигфрида. Планировалось создание еще более крупных и мощных сооружений A-Werke с толщиной стен 3,5 метра, но ни одно из них не было достроено до конца, так как к тому времени потребность в этой оборонительной линии отпала.
46. B-Werk Besseringen был построен в 1938-1939 годах и представляет собою двухуровневый бетонный монолит с 44 казематами внутри. В казематах объекта могли разместиться 90 человек личного состава на длительное время. B-Werkе имели все необходимое для месячной автономии - источник воды, резервную дизель-генераторную электростанцию, запас продуктов и боеприпасов.
47. Амбразура пулемета, фланкирующего тыльную сторону объекта, на которой находился вход.
B-Werkе строились по типовому проекту и были одинаковы в своей конструкции и расположению внутренних помещений, но, как это бывало с типовыми проектами бункеров Западного вала, тут тоже были исключения, обусловленные рельефом местности. Типовый проект подобного двухуровневого сооружения имел следующий вид:
Свою форму и расположение внутренних помещений B-Werkе унаследовали от объектов Восточного вала, что хорошо видно на этой схеме, на которой представлен один из бункеров Восточного вала. Отличия были в деталях и в том, что объекты Восточного вала были соединены между собой огромной системой подземных тоннелей.
48. Я не теряю надежды попасть однажды внутрь этого сооружения и сделать оттуда детальный репортаж, ведь это единственный Panzerwerk Западного вала сохранившийся до наших дней в оригинальном состоянии. Все остальные его собратья были уничтожены в послевоенное время, а этот использовался в качестве места для складирования строительных отходов, при этом все его внутреннее оборудование было демонтировано. В 1980 году его замуровали и засыпали грунтом.
49. В 1997 году B-Werk Besseringen раскопали и занялись его постепенным восстановлением, которое длилось пять лет. Впервые объект открыл свои двери для посетителей в 2005 году, но до сих пор восстановлена лишь часть внутренних помещений.
50. На крыше бункера сохранились все его бронекупола. На фото шестиамбразурный бронекупол модели Typ 20P7, внутри которого размещались два пулемета MG34, которые могли свободно переставляться из одной амбразуры в другую, но при этом не могли занимать одновременно две соседних амбразуры. Между ними должен был всегда быть минимальный промежуток - одна амбразура. Толщина брони бронекупола составляла 255 мм.
51. Всего объект обладал двумя пулеметными бронекуполами.
52. Помимо пулеметных, в наличии имелся небольшой наблюдательный бронеколпак типа Typ 90P9, который видно на этом снимке на заднем фоне.
53. Кроме того каждый из B-Werke оснащался также минометным бронекуполом ближней обороны (на фото) и огнеметом для прикрытия крыши объекта.
54. Может в этом году буду проездом в этих местах и получится осмотреть этот объект детальнее, попутно собрав материал для поста.
55. На этом я завершаю мой второй пост, посвященный линии Зигфрида. В третьем посте серии содержится
детальный обзор одного из двух сохранившихся объектов класса B-Werke, который мне удалось посетить прошлой весной.