Крепость - монастырь Босых Кармелитов в Бердичеве (часть 2)

Mar 09, 2014 03:13

Продолжаю рассказ о главной достопримечательности Бердичева - крепости на берегу реки Гнилопять. В первой части я рассказал историю крепости и совершил прогулку вдоль крепостных стен, во второй части мы заглянем внутрь крепостного двора, осмотрим роскошный костел в стиле барокко, заглянем в музей истории Бердичева и прогуляемся по коридорам художественной школы, расположенной в бывших монашеских кельях.



01. Главный вход на территорию крепости. В арке находится сувенирный магазинчик костела, где можно купить различные сувениры в основном относящиеся к костелу и монастырю.



02. Так выглядел вход в крепость в начале ХХ века. Корпус с торговыми лавками евреев, который виден справа от входной арки пострадал во время Второй мировой войны и был разобран на стройматериал в 1960-е годы. В дореволюционный период во время церковных праздников вдоль этого корпуса выстраивались ряды попрошаек.



03. Арка ведущая во внутренний двор.



04. Так выглядит костел и прилегающие к нему здания. Из множества помещений крепости ордену кармелитов вернули лишь костел (верхний и нижний), одну из двух колоколень (ту, что на заднем плане) и помещения прибрамного корпуса. Экскурсия по крепости - прекрасная возможность сравнить польскую и украинско-советскую реставрации а заодно и отношение к истории этих государств.



05. Колокольня принадлежащая костелу кармелитов.



06. Отреставрированный кармелитами прибрамный корпус. Когда я ходил в художественную школу, корпус находился в состоянии руин, сейчас его не узнать. Дорога выстлана красивой брусчаткой.



07. Он же в дореволюционное время.



08. Так выглядел прибрамный корпус в 1930-е годы.



09. После войны в одном из корпусов прибрамного корпуса был создан клуб, принадлежащий профтехучилищу, функционирующему в уцелевших зданиях крепости с 1958 по 1983 годы.



10. Кое где еще сохранились старинные двери.



11. Главная доминанта крепости - костел Босых кармелитов. Внизу вход в подземный (дольный) костел, построенный еще в 1634 году. Над дольным костелом в период с 1739 по 1754 годы возводится главный костел в стиле барокко. Для его строительства и оформления были привлечены знаменитые европейские архитекторы и художники.



12. Фрагмент костела на фотографии 30-х годов.



13. В подземный костел ведет лестница.



После сооружения верхнего костела, дольный костел служил для траурных богослужений и церковных служб по умершим. С нижнего костела есть доступ к подземным склепам, в которых было похоронено около 235 заслуженных благодетелей монастыря. На официальном сайте ордена босых кармелитов есть запись о ходе реставрационных работ:

"В 1992 г мы начали капитальный ремонт. Прежде всего были заменены все окна в верхнем и нижнем костелах. Для осушения стен мы понизили уровень грунта возле храма. С помощью прихожан расчистили подземелья и вентиляционные ходы, из которых было вынесено более тысячи кубометров грунта. В нижнем храме мы провели освещение, радиофикацию и отопление, оштукатурили стены. Деревянный пол заменили керамической плиткой, под которой проходят вентиляционные каналы. При очищении костелов было найдено множество человеческих костей, которые захоронили в братском саркофаге под нижним храмом."

14. В момент моего посещения, двери в костел были закрыты, так что пришлось ограничиться кадром, сделанным через мутное стекло.


15. Так выглядел нижний костел в 1930-е, когда после конфискации монастыря советской властью, в нем разместился атеистический кинозал, в котором демонстрировали антирелигиозные, научные и детские фильмы.



16. Интерьер восстановленного главного костела, чья реставрация была завершена лишь два года назад в 2012 году. Внутренняя роспись костела не сохранилась и реставраторы выполнили оформление в двухцветной палитре. В центре алтаря находится копия утраченной в 1941 году иконы Матери Божьей Бердичевской.



17. Так выглядел интерьер костела в начале ХХ века, до революции 1917-го.



18. А так в 19-м веке.



19. Я видел интерьер храма в 2006 году и он мало отличался от тех заброшенных церквей в покинутых российских деревнях: обшарпанные стены без штукатурки с выбоинами, отсутствие лепнины и прочих декоративных элементов, пустые оконные рамы... Сегодня костел радует глаз светлыми тонами и прекрасной реставрацией. Напомню, что все это реставрировалось кармелитами за свой счет.



Главная святыня храма - копия исчезнувшей иконы Пресвятой Девы Марии. После безрезультатных поисков в Украине и Польше утраченной в 1941 году иконы Матери Божьей Бердичевской, один из священников ордена Босых кармелитов в 1990 году поручил создать новую икону для культа. Изготовление копии утраченной иконы было сопряжено с большими трудностями, главная из которых - отсутствие цветной фотографии иконы. Установить подлинные цвета утраченной святыни помогло подробное описание цветной композиции иконы, сделанное отцом Брониславом Яросинским, хранителем иконы в 1921-1925 годах. Новая икона была написана в 1991 году польской художницей-реставратором Боженою Муха-Совинской из Кракова. В 1997 году икона была освящена Папой Римским Иоанном Павлом ІІ в костеле Святой Ядвиги в Кракове и заняла свое почетное место в костеле Босых Кармелитов.

20.


На этом мы завершаем обзор той части крепости, которой коснулась рука польского реставратора и переходим к суровым украинским реалиям.

21. Вход в расположенную тут еще с 1970-х годов музыкальную школу. Недавно тут поставили пластиковые окна - красота! Постаменты под пушки тоже доставляют - советская реставрация во всей своей красе! Ну и последний штрих: там где заканчивается территория кармелитов, заканчивается и брусчатка.



22. Вот как это место выглядело в 30-е годы, когда тут разместился историко-культурный заповедник. Надпись на табличке гласит: "Антирелигиозный музей истории костела Босых кармелитов и католицизма".



23. Рядом находится помещение Дома настоятеля, построенное в 1830 году в архитектурных формах классицизма. Изначально тут находился пансионат монастырской школы, позже в здании разместили помещение для управление приходом и дом настоятеля. Сейчас тут находится Музей истории Бердичева.



Исторический музей в стенах крепости был создан еще в 1926 году и постоянно расширялся и пополнялся экспонатами. До войны в музее хранилось 3000 единиц тканей - парчи, шелка, бархата; готические и барочные скульптуры, картины высокой художественной ценности (в том числе произведения Хальса - учителя Рембрандта), сотни образцов иконописи, около 30 томов антикварной литературы, уникальное собрание философской литературы 16 столетия и много другого. Центральную часть музея занимали экспонаты посвященные истории еврейского народа. Кроме этого в музее хранились монастырские драгоценности, церковные предметы, оружие и книги библиотеки монастыря.

Во время войны музей подвергся разграблению немецко-фашистскими захватчиками и большинство ценных экземпляров были вывезены в Германию, но уже в конце 1944 года на основе уцелевших экспонатов музей возобновил свою работу. В то время музей состоял из четырех отделов: археологического, исторического, этнографического и отдела Великой Отечественной войны. В 1954 году Бердичевский исторический музей в крепости прекратил свое существование: согласно постановления про расширение областных музеев экспонаты Бердичевского музея были переданы в Житомирский краеведческий музей.

Лишь спустя 30 лет в 1984 году в городе был снова открыт краеведческий музей, который разместили в помещении бывшей библиотеки пятой школы а в 2003 году перенесли в Дом настоятеля на территории крепости. Его то я и посетил.

24. Этнографический зал музея - единственный, где разрешена фотосъемка.


Скажу сразу: музей скучен, уныл и насквозь пропитан совком. Музей города с такой богатой историей не должен быть таким! Начнем с организации: вход в музей бесплатный, но за вами хвостом следует сотрудница музея, следя за каждым вашим шагом. Учитывая тот факт, что я был единственным посетителем, чувствовал себя не очень уютно под пристальным взглядом сотрудницы. Помимо этого, во всех залах музея действует запрет на фотосъемку, кроме этнографического зала. На мой вопрос: почему запрещена фотосъемка? - сотрудница ответила: решение начальства. Объяснить это глупое решение я могу лишь убогостью экспозиции музея. Этнографический зал, который вы видите на этих кадрах, по-видимому начальство посчитало хайлайтом музея, разрешив съемку только в этом зале.

25.


Если это хайлайт, то что же в остальных залах? - спросит читатель. Остальные залы представляют собой набор стеклянных стеллажей и полок с различными историческими артефактами, вроде древних костяшек, найденных археологами, старинных монет, ржавых автоматов и гранат времен Второй мировой и кучи различного малоценного барахла вроде партийных знамен и различной атрибутики коммунистической эпохи. Такой музей создать может каждый, посетив любой блошиный рынок в Германии, скупив несколько торговых лотков со старым хламом и разложив его красиво в стеклянных шкафчиках.

Если будете в крепости то посетить Бердичевский исторический музей можно лишь в том случае, если будет свободное время, которое надо где-то потратить. Более, чем на полчаса вы в любом случае тут не задержитесь.

26.


Идем дальше...

27.  Справа на фото здание, в котором находятся музыкальная и художественная школы. Здание не видело внешнего ремонта с тех пор, как его восстановили из руин. Дорога - обычная грунтовка, посыпанная щебнем. Реставрация в эти края не придет никогда.



28. То же здание в 30-е годы.



29. Об отношении властей города к истории лучше всего свидетельствует эта табличка на корпусе здания. Государства, установившего эту табличку, уже 22 года не существует, а новая власть не смогла даже табличку заменить, о какой реставрации может идти речь?



30. В корпусе напротив расположился гешефт, предлагающий пластиковые окна и двери.



31. Сразу напротив гешефта плоды сотрудничества крепости и бизнеса. Красота!



32. Вот так эта красота выглядит со стороны города. Чем не реставрация?



Самое лучшее, что могло бы случиться с крепостью - это если бы ее целиком отдали бы полякам. Потому что отечественная реставрация выглядит вот так:

33.


34. Здание художественной школы, модернизированное совсем недавно пластиковыми окнами.



35. Крепостная стена с внутренней стороны.



36. Между зданием художественной школы и крепостной стеной находится одно из мест массового расстрела еврейского населения немецкими захватчиками. Возле западной стены монастыря была вырыта огромная яма, к краю которой каратели сгоняли обреченных, ставили их на колени перед ямой и убивали выстрелом в затылок. Всего в крепости в 1941 году было уничтожено таким образом около тысячи евреев. После войны советская власть запрещала евреям ставить памятники на местах массовых казней, а если где и удавалось установить обелиск, на нем писали про погибших советских граждан - жертв немецко-фашистского террора без намека на национальность.

Этот памятник был установлен одним из первых еще в 1944 году.



37. И лишь после распада СССР еврейское население смогло увековечить память убитых. Через дорогу от крепостной стены на месте бывшего еврейского гетто находится памятник расстрелянным 30 000 евреям Бердичева, которые к 1941 году составляли большинство населения города и были практически полностью уничтожены.



38. Здание художественной школы, которое я посещал три раза в неделю с 1993 по 1997 годы.



39. Вход в БХШ - бердичевскую художественную школу. Дверь открыта. Заглянем внутрь...



40. Холл на втором этаже. За 15 лет моего отсутствия тут совсем ничего не изменилось. Та же роспись стены, та же скульптура, тот же зеленый уголок с пальмой-монстерой и те же желтые стекла на дверях одного из кабинетов. Я будто попал в машину времени. В 1993 году все выглядело точно так же.



Мое посещение было в августе и школа была на каникулах. В администрации сидела лишь одна женщина, которую я спросил можно ли прогуляться по коридорам? Да, можно. И вот я один-на-один с тем местом, которое на протяжении четырех лет моего детства было моим вторым домом. С тех пор прошло 15 лет, но перемены не коснулись этих кабинетов и коридоров совсем.

41.


42. Видно, что на каникулах тут делали традиционный летний ремонт. Полы блестят свежей краской, везде порядок, чистота и абсолютная тишина.



43. Время тут словно застыло. Меня окружают все те же предметы, что и двадцать лет назад, когда я впервые пришел в этот кабинет.



44. Та же подставка для натюрмортов, те же мольберты и те же стульчики с регулировкой по высоте.



45. В этом кабинете проходили мои любимые уроки по композиции, которая включала в себя все те дисциплины, где не требовалось рисовать с натуры. Я любил лишь этот предмет из всех остальных потому, что тут было пространство для фантазии и творчества.



Художественная школа находится в отличном месте пропитанном духом истории. Тут по-настоящему творческая атмосфера и в этих толстых древних стенах с арочными сводами хочется заниматься творчеством.

46. На этом моя прогулка по крепости подходит к концу и я направляюсь к выходу.



47. Такая вот интересная крепость есть в Бердичеве. Если будете проездом в этих местах, рекомендую потратить час своего времени для прогулки внутри крепости и около. Место очень живописное и интересное во всех планах.



Ну и в завершении небольшое видео, на котором запечатлен замково-монастрыский комлекс с высоты птичьего полета:

image Click to view



При написании обеих частей поста использовались следующие украиноязычные ресурсы:

Официальный сайт ордена Босых кармелитов: http://karmel.org.ua/ua/
Сайт города Бердичева: http://my.berdychiv.in.ua/

Бердичев, Украина, замки

Previous post Next post
Up