Испытательный полигон Куммерсдорф - место легендарное. За свою 140 летнюю историю полигон многое повидал - тут испытывала новейшие артиллерийские орудия Германская империя, тут создавались ракетная и ядерная программа Третьего рейха, тут работал Вернер фон Браун и тут же была изготовлена первая реакторная установка рейха. В общем, место с очень богатой историей. После 1945 года территорию полигона заняли советские войска, которые перестроили полигон в обычную воинскую часть и построили на его территории аэродром. После вывода группировки советских войск из Германии в начале 1990-х большая часть огромной территории полигона была заброшена, но некоторые здания и ангары используются частниками. В короткой серии из двух постов я расскажу вам самое интересное из истории легендарного полигона и покажу ту его часть, которую мы смогли осмотреть во время нашего прошлогоднего визита в эти места.
Для начала приведу план Куммерсдорфского полигона для лучшего понимания масштабов. На схеме я условно отметил отдельные части полигона, наиболее хорошо сохранившиеся до нашего времени. Сверху вы видите территорию
аэродрома Шперенберг, которая относилась к полигону до 1957 года, пока советы не построили там свой главный военный аэродром. Ареал, обозначенный цифрой 2 - эта та часть полигона, которую мы рассмотрим в сегодняшнем посте. Между этой частью и территорией аэродрома находится лес, бывший в прошлом тоже территорией полигона. Там до сих пор сохранилось множество артефактов периода Третьего рейха - доты, наблюдательные укрытия, руины тестовых стендов немецкой ракетной программы и прочее. При наличии времени там можно отыскать много интересного, но у нас на осмотр полигона было всего полдня, так что в лес мы почти не заходили. Цифрой 3 отмечена территория Versuchsstelle Gottow - центра физико-химических и ядерных испытаний. Именно тут была создана первая немецкая реакторная сборка. Цифрой 4 я обозначил тестовый полигон для моторизированной бронетехники Третьего рейха, где испытывались прототипы танков, броневиков и прочей внедорожной техники нацистов. Частям 3 и 4 будет посвящена вторая часть рассказа. Помимо этого есть еще одна часть полигона, не вошедшая в эту карту - тестовый полигон для внедорожной колесной техники, расположен он восточнее ареала 4 и в настоящее время используется организацией Förderverein der Verkehrs-Versuchsanlage Horstwalde e.V. Это частная территория, доступ на которую посторонним закрыт.
01. Стартует наша прогулка от железнодорожного вокзала Куммерсдорфа, который в настоящее время переделан в частное жилье. Проходящая тут железнодорожная ветка была построена в 1875 году и соединила новосозданный артиллерийский испытательный полигон с Берлином. Железная дорога использовалась до начала 1990-х и соединяла ряд военных городков ГСВГ, таких как Вюнсдорф, Куммерсдорф и Ютербог, затем после вывода группировки советских войск из Европы, потребность в железной дороге отпала и движение поездов было окончательно прекращено к 1998 году.
фото: Стас Сиколенко
02. Рядом с вокзалом находятся одни из ворот, ведущих на территорию части.
03. На воротах висит расписание экскурсий, которые тут проводятся четыре раза в год. Точно такое же расписание висело на воротах расположенного рядом
аэродрома Шперенберг, который в итоге оказался охраняемым и мы чуть было не были пойманными конным патрулем.
04. Раз Шперенберг охраняется, то и эта часть бывшего полигона тоже должна охраняться - ведь ими заведует одна и та же организация, проводящая тут экскурсии. Идем дальше вдоль забора, присматриваясь к месту и пытаясь определить, есть ли тут охрана или нет. На пути встречаем еще одни ворота.
фото: Стас Сиколенко
05. На них стандартная запрещающая табличка, дополненная наклейкой охранной фирмы, осуществляющей присмотр за территорией. Такое положение дел нас совершенно не радует, но ничего не поделать, не зря ж мы сюда приехали - придется рисковать.
фото: Стас Сиколенко
06. Проходим еще немного вдоль забора, туда где местность становится безлюдной и заросшей кустами и преодолеваем периметр. Периодически моросит дождик, которому я в данных обстоятельствах очень рад - если тут и есть охрана, то вряд ли они будут патрулировать огромную территорию полигона в такую погоду. Значит у нас выше шансы провести осмотр местности и остаться незамеченными.
На карте этой части полигона я обозначил желтым кругом место, где мы забросились на территорию части, красный кружок в лесу - тестовый стенд для ракетных двигателей Вернер фон Брауна, наша главная цель в этой части полигона. По пути к нему туда и обратно нам предстояло осмотреть то, что еще сохранилось в этом секторе полигона.
07. Первые встреченные нами по ходу прогулки строения - советские боксы для автомобильной техники.
08. Внутри они совершенно пустые, так что мы тут особо не задерживаемся.
09. Из-за кустов выглядывают еще какие-то советские постройки.
10. Тоже боксы для техники с пристройками, ничего интересного.
11. Вдали виднеется труба котельной, которую мы надеялись осмотреть, но оказалось, что котельную полностью снесли, лишь трубу почему-то оставили стоять.
12. Наконец-то нам на пути встречается довоенное здание, по архитектуре которого без труда угадываются годы постройки - 1930-е.
13. Графитчики успели оставить на фасаде свой след.
14. В одном крыле здания изначально располагался ангар для бронетехники, но в советское время тут оборудовали спортзал.
15. Сохранилось даже баскетбольное кольцо.
16. Лаконичная и функциональная, но не лишенная изящества архитектура Третьего рейха. Вся территория полигона была объявлена в 2007 году государственным памятником истории, но следов хоть какой-то реставрации или присмотра за территорией нами обнаружено не было..
17. Заглянем внутрь.
18. Внутри нас ждали абсолютно пустые помещения, начисто лишенные каких-либо артефактов.
19. Вся начинка внутри здания была полностью демонтирована, включая даже перила в подъезде.
20. Практически все здания на территории полигона находятся в таком иди еще более худшем состоянии. Это, конечно, не
Крампниц.
21. Рядом валяются обломки бетона.
22. Во время рейха эта груда обломков была тестовым стендом или чем-то типа того. Таких груд бетона на территории полигона много - после того, как советские войска захватили эту местность, они демонтировали отсюда все самое ценное, после чего взорвали военные сооружения полигона, видимо, согласно международным договоренностям.
23. Направляемся к одному из наиболее хорошо сохранившихся домов этой части полигона.
фото: Стас Сиколенко
24. Состояние внутренних помещений не очень. Снаружи дом выглядит бодрей.
25. Время постепенно делает свою разрушительную работу.
26. В этом доме располагался жилой корпус офицерского состава. Традиционная для ГСВГ планировка этажа - один общий душ и туалет на этаж.
27. И вдоль коридора комнаты "кубрики", как их называли советские военнослужащие.
28. Шкафчики во всех комнатах встроенные, поэтому они сохранились, в то время как остальная мебель отсутствует.
29. Натюрморт в "припятском" стиле.
30. Самым красивым сохранившимся сооружением в этой части полигона является старая водонапорная башня, построенная судя по ее виду еще при кайзере.
31. К сожалению, оказалась наглухо замурованной. В конце поста я приложу ссылку на детальный фотообзор территории полигона одним немецким исследователем, регулярно бывавшим тут с 2007 года и там будут фотографии интерьеров башни, когда она еще была доступна. А пока расскажу историю этого легендарного места.
После франко-прусской войны 1870-1871 годов немецкое военное командование занялось поисками новой территории для артиллерийского испытательного полигона. В связи с увеличением мощности артиллерии и дальности стрельбы орудий, старый полигон, расположенный в берлинском районе Тегель, перестал отвечать актуальным требованиям времени и стал слишком тесен. Выбор артиллерийской комиссии пал на участок Куммердорфского леса, расположенный в пятидесяти километрах южней Берлина. В 1874 году начинается строительство нового полигона, для сообщения которого с Берлином сооружается железнодорожная ветка, которая изначально использовалась исключительно военными. В честь открытия нового полигона была выпущена даже специальная открытка.
источник: FMVK e.V.
Но новосозданном полигоне тестировались орудия, снаряды, мины, тут упражнялись в строительстве и разрушении фортификационных сооружений, в возведении железных дорог и мостов, даже дирижабли-бомбардировщики тренировались на этом полигоне. Тут же проходили испытания легендарного орудия Первой мировой "Большой Берты", способного запустить 1000-кг снаряд на 15-км расстояние.
После окончания Первой мировой, Германия подписывает Версальский договор, который запрещал немцам разработку новых вооружений. Но немцы лишь усиливают секретность вокруг полигона и продолжают разработку нового оружия, а с середины 1920-х на полигоне возобновляются стрельбы. С 1932 по 1937 в Куммерсдорфе над разработкой жидкостных ракетных двигателей трудился Вернер фон Браун и отсюда же он запустил первые ракеты, достигшие высот 2,2 и 3,5 км.
Летом 1933 года Гитлер впервые посетил Куммерсдорфский полигон, весной 1934 года он снова бывает тут с визитом, когда и была сделана эта фотография на ступенях офицерского казино. Человек в цивильном в верхнем ряду по центру - Вернер фон Браун.
источник: MHM Dresden
Впоследствии Гитлер неоднократно бывал в главной военной кузнице Германии, которым стал Куммерсдорфский полигон. На фото очередной визит Гитлера на полигон в 1939 году.
источник: Bildagentur für Kunst, Kultur und Geschichte
В 1926 году на территории полигона создается Центр военной физики и химии, на котором с 1939 года проводятся эксперименты в рамках немецкой ядерной программы под руководством Курта Дибнера. Для этих целей в Кумерсдорфе сооружается первая в Германии ядерная сборка. В 1938 году на полигоне строится испытательный полигон для механизированной военной техники, на которую Третий рейх делал особую ставку в будущей войне. Этот тестовый полигон стал первым в мире сооружением подобного рода для испытания внедорожной техники и впоследствии активно использовался в ГДР для тестирования бронемашин, армейских внедорожников и цивильного автопрома. В настоящее время он находится в руках частной организации.
Сохранилась фотография территории полигона, сделанная в 1936 году с воздуха. Справа внизу отчетливо видны две полосы артиллерийских стрельбищ: западное было сооружено в 1917 году и имеет длину 7,5 км - тут тестировали мелкокалиберную артиллерию и стрелковое оружие, восточное стрельбище тянется на 13 км и было построено в 1880 году для тестов тяжелой артиллерии.
источник: Бундесархив
В Куммерсдорфе тестировали всю трофейную бронетехнику а также прототипы бронетехники Рейхсвера, в числе которых и самый тяжелый немецкий танк Porsche Typ 205, более известный по кодовому имени "Мышь". Вес машины составлял 188 тонн, что делает этот танк самым тяжелым за всю историю танкостроения. Цех, в котором планировалась серийная сборка "Мыши" находился на территории Куммерсдорфского полигона и частично сохранился до нашего времени, правда, до него мы так и не добрались, но об этом подробней расскажу во второй части. Всего было построено два прототипа "Мыши", которые так и не совершили ни одного боевого выстрела. При приближении Советской армии к Вюнсдорфу, находящийся там экземпляр Мауса взорвали, второй прототип, расположенный в Куммерсдорфе взорвать не успели и он попал в руки советских специалистов, которые вывезли его в Союз, где разобрали на запчасти с целью изучения. В настоящее время оболочка одного "Мауса" с башней от другого находятся в подмосковном музее "Кубинка".
На фото "Мышь" на заводе в Бёблингене, откуда танк был доставлен для тестов в Куммерсдорф. Источник фото: Porsche Arhiv Stuttgart
В апреле 1945 Советские войска захватывают территорию полигона, уничтожив защищающую полигон группировку Фольксштурма, состоящую из 1100 немцев, которые были тут же и похоронены. С полигона демонтируется все ценное оборудование, которое вместе с уцелевшей документацией и ученым составом вывозится в Советский Союз. Остатки стендов, тестовых камер, артиллерийских мишеней и наблюдательных постов уничтожаются. В послевоенное время полигон больше не использовался для испытаний и разработки военной техники - на его территории размещаются части Советской армии, среди которых: 56-й ордена Красной Звезды автомобильный полк, 6-й полк тяжёлых машин, дорожно-комендантский батальон, 110-й Отдельный ремонтный батальон, 3-й зенитный ракетный дивизион 133-й гвардейской зенитной ракетной бригады "Круг" (штаб бригады в г. Ютербог) и отдельная рота ГСМ. В 1958 году в северной части полигона советы строят самый крупный на территории ГДР военный аэродром Шперенберг.
Военная история Куммерсдорфа заканчивается в 1994 году с выводом группировки советских войск из Германии, после чего территория полигона превращается в огромный заброшенный ареал. Использовать его для цивильных целей нельзя, так как земля там заражена неутилизированными отходами, оставшимися после ухода российской армии, к тому же территория считается опасной по причине многочисленных боеприпасов, которые хранит в себе земля. Для ее рекультивации требуются немалые средства, которых у небогатого Бранденбурга нет. По этой же причине невозможно создание полноценного музейного комплекса на этой территории.
32. Теперь, когда вы знаете яркую и богатую историю этого места, продолжим осматривать его печальное настоящее.
33. Периодически в ходе нашей прогулки дождь усиливался. В такие моменты мы пережидали его в руинах встретившихся на пути зданий.
Запечатлил на видео атмосферу нашей прогулки:
Click to view
34. Пешеходную и дорожную инфраструктуру постепенно поглощает лес. Еще десяток лет - и тут будет проблематично передвигаться.
35. Пространства бывшего полигона огромные - дороги простираются на километры.
36. Но, несмотря на огромные масштабы, мы довольно быстро продвигаемся к краю воинской части, так как вид многих встретившихся на пути зданий даже не вызывает желания заглянуть внутрь.
37. Пересекаем периметр, отделявший территорию советской воинской части и углубляемся в лес к главной цели этого ареала.
38. Немножко поблуждав, выходим на поляну к остаткам какого-то бетонного сооружения.
39. Это и есть тот легендарный стенд для тестирования жидкостных двигателей "Агрегата 4", более известного, как V2. Именно тут закладывались теоретические и практические основы самой известной ракеты, положившей начало ракетной эре.
40. Состояние всех реликтов довоенного периода на территории Куммерсдорфа примерно такое, как вы видите на этих снимках, причем этот стенд самый крупный и наиболее интересный из сохранившихся объектов немецкой ракетной программы, поэтому я и выбрал его в качестве главной цели.
41. Первые испытания пороховых ракет начались в Куммерсдорфе в 1930-м году. Для этой цели тут был сооружен ряд испытательных стендов, бараков и измерительных установок. В 1932 году в Куммерсдорф прибывает для испытаний первая ракета на жидком топливе, сконструированная в Берлине. Длина ракеты составляла 3,6 метра, вес 20 кг. Ракете удалось взлететь на 70 метров, после чего она рухнула на землю.
42. В том же 1932 году в Куммерсдорф впервые прибывает юный изобретатель Вернер фон Браун, одержимый ракетной техникой.
Вернер был впечатлен увиденным в Куммерсдорфе. Спустя 30 лет, когда он станет "отцом" американской космической программы, он вспомнит первое впечатление, которое произвел на него тестовый полигон в Куммерсдорфе:
"То, что мы увидели на этом месте, породило в нас зависть и восхищение одновременно. Мы увидели завершенный испытательный стенд для ракетных двигателей на жидком топливе, окруженный бетонными стенами со сдвижной крышей. Мы поразились, осмотрев наблюдательную камеру и комнату с измерительными приборами, в которой находилась путаница из всевозможных проводов, регистрирующих аппаратов, измерительных приборов и прочего. На стрельбище, где наши ракеты должны были подвергнуться испытаниям, стояли теодолиты новейшего типа - кинотеодолиты, которые записывали весь полет ракеты на пленку и параллельно измеряли параметры полета. Сравнивая увиденное с нашей тестовой ракетной площадкой в Берлине, у нас должен был бы появится комплекс неполноценности."
43.
44. На фото окошки-амбразуры наблюдательной камеры испытательного стенда.
45. Наблюдательная камера с обратной стороны.
46. Сооружение можно было бы принять за дот, если не знать его истинного назначения.
Впечатленный увиденным, Вернер фон Браун с окрября 1932 года начинает сотрудничество с Управлением вооружений сухопутных войск и перебирается в Куммерсдорф. Тут он пишет свою засекреченную диссертацию на тему: "Конструктивные, теоретические и экспериментальные наблюдения по проблеме создания жидкостных ракет"
В 1934 году тут начались работы по созданию первой функциональной ракеты с жидкостным двигателем Аggregat 1 (A1), в последующие годы тут разрабатываются более совершенные и технологичные ракеты Aggregat 2, 3 и венец творения ракетной программы нацистов Aggregat 4 - он же V2. Испытательный стенд, который вы видите на этих снимках, был последним, построенным в Куммерсдорфе и предназначался для демонстрации работы ракеты Aggregat 4 и тестирования ее двигателей.
47.
48. На этом и предыдущем снимке видны следы взрыва. После того, как советы демонтировали все оборудование и металлоконструкции с испытательных стендов, все стенды были взорваны. Этот стенд оказался настолько прочным, что разрушить его полностью так и не смогли.
49. Ракетные технологии стремительно прогрессировали и Куммерсдорфский полигон стал слишком тесным для безопасного испытания ракет, ведь он был окружен со всех сторон населенными пунктами, поэтому в 1937 году на острове Узедом создается новый ракетный исследовательский полигон и все ракетные разработки переносятся туда. Я обязательно посещу это легендарное место в ближайшем будущем и напишу о нем подробный пост, тем более, что сейчас там создали очень неплохой музей.
50. К сожалению, к настоящему времени не сохранилось никакой документации об устройстве испытательных стендов Куммерсдорфа, так как часть документации была уничтожена при наступлении советских войск, а все остальное было вывезено в СССР и осело внутри секретных НИИ.
51. В связи с секретностью главного военного полигона Третьего рейха, фотографировали его мало и если и существовали снимки стендов и оборудования полигона, то все они были уничтожены или вывезены вместе с документацией.
52. Поэтому богатейшая история этого места сохранилась лишь в виде таких вот руин и рассказов работавших здесь ученых.
53.
54. Я верю, что когда-то у немцев дойдут руки до обустройства этого места и превращения его в музей.
55. Все таки эти руины - единственные уцелевшие артефакты из периода зарождения ракетной техники и нигде в мире больше нет ничего подобного.
56. А пока что лишь небольшая группа волонтеров водит четыре раза в год экскурсию по этим местам да сталкеры вроде нас в обход запретов проникают по ту сторону периметра, чтобы прикоснуться к историческим реликтам бывшей империи, напоминающие руины ушедшей цивилизации.
57. Дембельские надписи советских солдат - непременный атрибут ГСВГ-шных воинских частей.
58. Общий вид испытательного стенда с тыльной стороны.
59. Рядом остатки еще каких-то бетонных сооружений. Этот лес богат ими.
60.
61.
62. Но чтобы осмотреть их большую часть, надо знать координаты и иметь в запасе много времени. Наше время было ограничено, поэтому мы сконцентрировались на главном.
63. Покидаем лес с остатками ракетного полигона и возвращаемся на территорию советской воинской части - сегодня нам еще многое предстоит осмотреть.
64. Периметр на этой стороне настолько цельный, что мы не обнаружили ни одной дыры, пришлось лезть между полосами проволоки.
65. По ходу продвижения обнаруживаем крупный склад ГСМ.
66. Ряды закопанных в землю цистерн впечатляют. Их тут просто невероятное количество.
67.
68.
69. Не устану упоминать о том, насколько красива дикая природа в таких заброшенных местах.
70. Только ради того, чтобы очутиться среди этой непричесанной красоты, стоит посещать запретные территории. Одно дело гулять в лесу с прогулочными дорожками или тропинками, а другое дело идти через лес, зная, что в радиусе нескольких километров нет ни одного человека. В урбанизированной и густонаселенной Европе таких мест осталось не так уж и много.
71. Дикая яблоня. Яблоки оказались кислыми, но я все же сгрыз парочку в память о моем детстве и первых походах по брошенным советским частям за городской чертой Бердичева. В те времена в начале 90-х мы ели все, что встречалось нам по пути во время таких прогулок.
72. Выходим на большую территорию с инфраструктурой для моторизированной техники.
73. Ремонтные мастерские, в которых ремонтировали колесную технику, расквартированную в Куммерсдорфе.
74. Лес постепенно наступает, но бетонным плитам пока удается держать натиск.
75. Бетонные эстакады для осмотра и ремонта техники.
76.
77. Конструкция основательная. В Куммерсдорфе базировался 6-й полк тяжелых машин, который включал танковые тягачи МАЗ-537. Именно они тут и обслуживались.
78. Редкий для этого военного городка артефакт.
79. Из одной из подземных цистерн проросла береза. Еще десяток лет - и тут будет молодой лес.
80. Дорожный знак очень странно выглядит посреди поля, в которое превратилась дорожная инфраструктура.
81. Еще ангары для техники. Их тут много.
82. В прошлом тут базировались бензовозы, их тут было больше сотни.
83. На фоне общей пустоты даже такая доска кажется ярким артефактом.
84. Противопожарный ящик с песком.
85. На некоторых ангарах стоит год постройки.
86. Как видно, все эти постройки относительно молодые и построенные в конце 1980-х как раз перед распадом советской империи.
87. На этом наш осмотр этой части Куммерсдорфского полигона подошел к концу.
88. Перед выброской фотографируем еще несколько объектов инфраструктуры.
89.
90. И покидаем весьма серьезно обустроенный периметр.
В этот раз нам повезло - наша вылазка прошла незамеченной, но удача нам сопутствовала не весь день и буквально через два часа наше исследование куммерсдорфского исторического наследия было прервано неприятной и неожиданной встречей. Но об этом
читайте во второй части.
P.S. Для тех, кому мало фотографий, привожу ссылку на
самый полный фотоотчет по этой части полигона от одного немецкого исследователя, неоднократно посещавшего полигон в 2009-2014 годах. На странице лишь первая половина фотографий имеет отношение к Куммерсдорфу (до слова Verskraft), но там много всего - и водонапорная башня изнутри, и другие ракетные испытательные стенды, и офицерское казино и шикарное казарменное здание, которое мы почему-то упустили из виду. Еще одна
ссылка на сайт того же автора с фотографиями всех сохранившихся руин от ракетных испытательных стендов.